Дело № 2-367/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2014 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Петуновой Ю.С.,
с участием прокурора Лукашевич О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Беломорского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к АМО "Летнереченское сельское поселение" об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог и организовать проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог в поселке Летнереченский,
у с т а н о в и л:
Прокурор Беломорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным выше иском по следующим основаниям: прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения на территории Беломорского района законодательства в сфере безопасности дорожного движения было установлено, что паспортизация автомобильных дорог п.Летнереченский (ул.Советская, ул.Лесная, ул.Больничная, ул.Школьная, ул.Набережная, ул.Заречная, ул.Заводская), д.Олимпий, пос. при 12 шлюзе ББК, пос. при 13 шлюзе ББК, а также диагностика и оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения на территории МО «Летнереченское сельское поселение» не проводилась. На основании ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003, ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №257-ФЗ от 08.11.2007, ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учёт и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2009 №150, ст.210 ГК РФ, ФЗ «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995, ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», просит обязать ответчика произвести паспортизацию и организовать проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог: поселка Летнереченский (ул.Советская, ул.Лесная, ул.Больничная, ул.Школьная, ул.Набережная, ул.Заречная, ул.Заводская), д.Олимпий, пос. при 12 шлюзе ББК, пос. при 13 шлюзе ББК.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме, просил обязать ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог и организовать проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог в поселке Летнереченский в срок до декабря 2015г.
Представитель ответчика АМО «Летнереченское сельское поселение» в судебном заседании не присутствовал, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, и предоставить срок для выполнения паспортизации дорог до ХХ.ХХ.ХХХХг. в связи с отсутствием денежных средств.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п.2 абз.1 ст.3 Закона РК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» №813-ЗРК от 01.11.2004г поселок Летнереченский - административный центр, поселки при 12 шлюзе ББК, при 13 шлюзе ББК, деревня Олимпий входят в состав Летнереченского сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проводилась проверка исполнения на территории Беломорского района законодательства в сфере безопасности дорожного движения., в ходе которой было установлено, что паспортизация, а также диагностика и оценка технического состояния автомобильных дорог п.Летнереченский (ул.Советская, ул.Лесная, ул.Больничная, ул.Школьная, ул.Набережная, ул.Заречная, ул.Заводская), д.Олимпий, пос. при 12 шлюзе ББК, пос. при 13 шлюзе ББК, не проводились.
В соответствии со ст.14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (п. 9 ст. 5 Закона). К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 8 ст. 6 Закона).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР (далее - ВСН 1-83), определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.
Между тем, с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Статьи 1, 4, 5 и 12 ФЗ № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Кроме того, Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", предусмотрены порядок и условия инвентаризации объектов недвижимого имущества для иных целей, а именно: обеспечения полной и объективной информации относительно планирования развития территорий и поселений, обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе, информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с сообщением Р. от ХХ.ХХ.ХХХХ, паспортизация автомобильных дорог п. Летнереченский ими не проводилась.
Согласно Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённому Приказом Минтранса РФ от ХХ.ХХ.ХХХХ № (далее Порядок), оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения не реже одного раза в год.
В соответствии с пп.3 п.6 Порядка, целью оценки технического состояния дорог является в частности определение параметров и характеристик автомобильной дороги, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта: безопасность и удобство движения транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами; пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока.
В силу положений ст.ст.34, 37, 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность проводить ежегодную оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения возлагается на администрацию.
В соответствии с сообщением АМО "Летнереченское сельское поселение" № от ХХ.ХХ.ХХХХ к числу дорог общего пользования местного значения на территории поселения относятся следующие автомобильные дороги: п.Летнереченский – ул.ул.Советская (протяженность 1300 м.), Лесная (протяженность 1500 м.), Больничная (протяженность 1500 м.), Школьная (протяженность 1500 м.), Набережная (протяженность 1500 м.), ул.Заречная (протяженность 1500 м.), ул.Заводская (протяженность 2000 м.), д.Олимпий (протяженность 2000 м.), пос. при 12 шлюзе ББК (протяженность 1000 м.), пос. при 13 шлюзе ББК (протяженность 1000 м.).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог (ч. 4 ст. 17 Закона).
В соответствии с распоряжением Минтранса Российской Федерации от 03 октября 2002 № ИС-840-р с 15 октября 2002 применяется ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог".
Согласно пункта 4.1.6 Правил по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию и ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (пункт 4.1.7).
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения". Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется с 01.01.1995 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая, что указанные дороги расположены в границах АМО "Летнереченское сельское поселение", их паспортизацию, оценку и диагностику технического состояния в силу закона должен осуществлять ответчик.
В судебном заседании установлено, что паспортизация, диагностика и оценка технического состояния автомобильных дорог на территории АМО "Летнереченское сельское поселение"»: п.Летнереченский (ул.Советская, ул.Лесная, ул.Больничная, ул.Школьная, ул.Набережная, ул.Заречная, ул.Заводская), д.Олимпий, пос. при 12 шлюзе ББК, пос. при 13 шлюзе ББК, не проводилась.
Учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по содержанию дорог может создавать угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения, с учетом вышеизложенного, суд признает требование прокурора законным и обоснованным и, принимая во внимание, что на устранение указанных недостатков необходимо определенное время и материальные затраты, считает возможным определить разумный срок до ХХ.ХХ.ХХХХ года.
В соответствии с п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать АМО "Летнереченское сельское поселение" произвести паспортизацию и организовать проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог поселка Летнереченский: п.Летнереченский (ул.ул.Советская, протяженностью 1300 м., Лесная, протяженностью 1500 м., Больничная, протяженностью 1500 м., Школьная, протяженностью 1500 м., Набережная, протяженностью 1500 м., Заречная, протяженностью 1500 м., Заводская, протяженностью 2000 м.), д.Олимпий, протяженностью 2000 м., пос. при 12 шлюзе ББК, протяженностью 1000 м., пос. при 13 шлюзе ББК, протяженностью 1000 м., в соответствии с требованиями федерального законодательства и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, а также ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог» в срок до ХХ.ХХ.ХХХХ года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова