Дело № 2 - 2661/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2017 года с. Старосубхангулово
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мустафиной З.З.,
при секретаре Валиуллиной Р.А.,
с участием заместителя прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М.,
представителя ответчика: ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» – Валиева И.Т., по доверенности от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Башкирский государственный заповедник», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Башкирский государственный заповедник», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях. Просит обязать ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» и Министерство природопользования РФ принять меры по установлению границ охранной зоны территории ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», а именно обязать ответчиков подготовить решение о создании охранной зоны ФГБУ «Башкирский государственный заповедник», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ; проект приказа и пояснительную записку к нему направить на согласование руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, и иным лицам согласно требованиям п.14 Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон». В обоснование требований указав, что прокуратурой Бурзянского района на основании поступившего поручения из прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях. В соответствие со ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении: охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 Утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом пунктов 4, 10 и 11 настоящих Правил готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. В ходе проверки установлено, решение о создании охранной зоны территории ФГБУ «Башкирский государственный природный заповедник» не принято, решение не согласовано согласно требованиям законодательства, не опубликовано на сайте Министерства природопользования РФ. Отсутствие установленной в законодательном порядке охранной зоны ФГБУ «Башкирский государственный природный заповедник», создают условия для неблагоприятных антропогенных воздействий на государственный природный заповедник. Поскольку определить круг лиц, чьи права нарушаются вследствие допущенных нарушений невозможно, прокурором в силу ст. 45 ГПК РФ принято решение обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в целях устранения нарушений требований законодательства об особо охраняемых природных территориях. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании заместитель прокурора Шамигулова Н.М. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила аналогично вышеизложенному в иске. Просит обязать ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» и Министерство природопользования РФ принять меры по установлению границ охранной зоны территории ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», а именно обязать ответчиков подготовить решение о создании охранной зоны ФГБУ «Башкирский государственный заповедник», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ; проект приказа и пояснительную записку к нему направить на согласование руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, и иным лицам согласно требованиям п.14 Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» – Валиев И.Т., действующий на основании доверенности от ... с исковыми требованиями прокурора согласился частично, по доводам изложенным в письменном отзыве. Не возражает на удовлетворение исковых требований.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не явился, извещены о слушании судом дела надлежащим образом, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, а также представлено письменное возражение, в котором высказано не согласие с требованиями прокурора. Представитель Минприроды России считает, что прокуратурой избран ненадлежащий способ защиты. В исковом заявлении прокурора фактически ставится вопрос об оспаривании бездействия Минприроды России и возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в результате чего, в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации данные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. В настоящее время материалы по утверждению Положения об охранной зоне, об установлении ее границ, режима охраны и использования земельных участков и водных объектов Башкирского государственного природного заповедника проходят процедуру согласования, в соответствии с Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ... №.... Учитывая изложенное, охранная зона Башкирского государственного природного заповедника будет образована в сроки, установленные Правительством Российской Федерации (т. е. до 2020 года).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, не явился, надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещены. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, иск прокурора поддерживают.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося надлежаще извещенного представителя третьего лица.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают в порядке ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и иных правоотношений.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 36 от 27.09.2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, споры о признании актов государственной власти, органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей (п. 1, абз. 5).
Анализ положений ст. 22 ГПК РФ, ст. ст. 1 и 2 КАС РФ дает основание сделать вывод о том, что иск, заявленный прокурором, подлежит рассмотрению по нормам ГПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (часть 1 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с частями 5, 11 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.
По правилам части 10 настоящего Федерального закона для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Согласно Правилам создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением правительства РФ от 19.02.2015 № 138, определен порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон. Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Определяются ширина и конфигурация охранной зоны заповедника. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Информация о созданных охранных зонах государственных природных заповедников размещается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими государственными природными заповедниками и национальными парками, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона он вступил в силу 30 декабря 2013 года.
Согласно статье 4 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 года N 69, сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, границы особо охраняемой природной территории - описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2011 № 136-ФЗ земельные участки в пределах особо охраняемых территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения
Согласно пункту 5 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
По правилам части 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий).
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ.
Из материалов дела следует, что ФГБУ «Башкирский природный заповедник» учрежден решением Совета Народных Комиссаров Башкирской АССР №... от ... После закрытия заповедника в 1951 году вновь был утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от ... №... и организован в соответствии с постановлением Совета Министров Башкирской АССР от ... №....
В соответствие с Государственным актом на право собственности на землю №... от ... общая площадь заповедника составляет ... га и находится в федеральной собственности на основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписки из реестра федерального имущества от ... №... за правообладателем ФГБУ БГПЗ внесены сведения о едином землепользовании под кадастровым номером №..., расположенному по адресу: Россия, 453592, Башкортостан Республика, Бурзянский район, Башкирский государственный природный заповедник: категория земель особо охраняемых территорий и объектов, общая площадь ... кв.м. номер регистрации права собственности РФ и номер регистрации иного вещного права не указаны.
В соответствии с п. 9 ч. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р заповедник отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
По результатам прокурорской проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено отсутствие сведений об охранной зоне Федерального государственного бюджетного учреждения «Башкирский государственный природный заповедник «» в государственном объекте недвижимости.
Также установлено, что в нарушение Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 №138, не по всей территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Башкирского государственного природного заповедника» создана охранная зона, определена ее ширина и конфигурация, не установлен режим охранной зоны, недостаточно специальных предупредительных аншлагов и информационных знаков.
До настоящего времени нарушения не устранены, доказательств иному суду не представлено. Нарушение данной обязанности является нарушением федерального законодательства, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту, в том числе от негативного воздействия.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц – это круг, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Башкирский государственный природный заповедник» по проведению мероприятий по установлению охранной зоны Башкирского государственного природного заповедника подлежит удовлетворению.
Что касается срока исполнения, то с учетом того, что действия по исполнению решения Министерством будут выполняться в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает определить срок как один год и шесть месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Башкирский государственный заповедник», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, удовлетворить.
Обязать ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» и Министерство природопользования РФ в срок один год и шесть месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по установлению границ охранной зоны территории ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», а именно обязать ответчиков подготовить решение о создании охранной зоны ФГБУ «Башкирский государственный заповедник», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ; проект приказа и пояснительную записку к нему направить на согласование руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, и иным лицам согласно требованиям п.14 Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, которым утверждены «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
Решение в окончательном виде изготовлено к 17 ч. 22.12.2017 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в селе Старосубхангулово Бурзянского района Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: З.З. Мустафина