Гражданское дело № 2-1/2014
копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2014 года город Балтийск
Балтийский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего – судьи Стасюка И.М., при секретарях судебного заседания Вербицкой А.А. и Шаталовой А.В., с участием представителя истца Масленикова Д.Ю., представителей войсковой части 11111 Родионовой Ю.Н. и капитана медицинской службы Конычева Я.С., а также помощника военного прокурора Балтийского гарнизона подполковника юстиции Полухина К.В., рассмотрев гражданское дело по иску бывшего военнослужащего войсковой части 22222 старшего <иные данные> Трушкина Д.А. к войсковой части 11111, Министерству финансов РФ и Управлению федерального Казначейства по Калининградской области, о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья истца в период военной службы,
установил:
Трушкин обратился в суд с иском о взыскании с Министерства финансов РФ в его пользу 1000000 рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с повреждением здоровья в период военной службы в войсковой части 11111.
Уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства Трушкин в суд не явился и просил рассмотреть дело без его участия.
В обоснование заявленных требований представитель истца Маслеников указал, что до призыва на военную службу истец туберкулезом не болел, при призыве на службу ему была установлена категория годности «А» - здоров, и при флюорографическом обследовании грудной клетки тогда патологических изменений обнаружено не было. В период прохождения военной службы по призыву в войсковой части 11111 Трушкин одновременно с иными военнослужащими А., Д. и Г. проживал в казарме войсковой части 22222, являющейся подразделением войсковой части 11111. У указанных военнослужащих еще в период службы были обнаружены заболевания туберкулезом, и в связи с выявлением указанных заболеваний в войсковой части проводились противоэпидемические мероприятия, однако они были проведены не в полном объеме - командованием войсковой части 11111 были допущены следующие нарушения нормативно-правовых актов, которые в дальнейшем привели к заболеванию Трушкина туберкулезом легких: не был произведен опрос и обследование здоровых людей в очаге, не было проведено флюорографическое исследование Трушкина; не были определены границы эпидемического очага; не была проведена туберкулинодиагностика; не была проведена химиопрофилактика; не проводилась внеочередная помывка со сменой нательного и постельного белья; не был произведен осмотр врачом-фтизиатром; профилактические мероприятия были начаты лишь 23 октября 2009 года; в плане проведения мероприятий отсутствуют отметки об их выполнении. В период военной службы у Трушкина не был выявлен туберкулез, однако после увольнения со службы - 29 ноября 2011 года, у того был обнаружен очаговый туберкулез левого легкого, после чего Трушкин проходил лечение в противотуберкулезном диспансере.
Все недостатки в работе отражены в составленном 31 октября 2009 года акте эпидемиологического обследования. Также Маслеников указал, что моральный вред, компенсацию которого он полагает необходимым взыскать в пользу истца, заключается в том, что Трушкин испытывал физические и нравственные страдания в связи с болезненным и длительным лечением заболевания, плохим самочувствием, быстрой утомляемостью, а также в связи с нахождением на диспансерном учете по указанному заболеванию и ввиду наличия риска повторного возникновения этого заболевания в течение трех лет.
Представители войсковой части 11111 Родионова и Конычев, каждый в отдельности, с иском Трушкина не согласились и пояснили, что после того, как у нескольких госпитализированных в сентябре 2009 года военнослужащих войсковой части были выявлены заболевания туберкулезной этиологии, в войсковой части был проведен комплекс противоэпидемических мероприятий. Так, был установлен круг контактных лиц, были проведены контрольное обследование военнослужащих, химиопрофилактика, туберкулинодиагностика, проба Манту, произведена смена белья и дезинфекция казармы, совместно с санэпиднадзором проведена полная камерная дезинфекция обмундирования военнослужащих, а также иные противоэпидемические мероприятия. Также было проведено флюорографическое обследование всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в ходе которого Трушкину 1 октября 2009 года в филиале № 1 ФГКУ «1409 ВМКГ БФ» был сделан флюорографический снимок грудной клетки и какой-либо патологии у истца не было выявлено. Следовательно, в отношении истца были проведены все полагающиеся мероприятия во избежание его заболевания туберкулезом, и вины командования в его заболевании туберкулезом нет.
В отзыве на исковое заявление Трушкина представитель Министерства финансов РФ Петрушко, просившая рассмотреть дело без ее участия, с требованиями иска не согласилась, указав при этом, что истцом не представлено доказательств наличия действий (бездействия) государственного органа либо должностного лица, не соответствующих конкретной норме закона, наличия ущерба, наличия причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.
Прокурор в заключении указал, что исковое заявление Трушкина подлежит частичному удовлетворению в связи с доказанностью факта причинения вреда здоровью Трушкина в период прохождения военной службы, а также с учетом того, что после окончания военной службы он прошел соответствующее лечение и негативных последствий для него не наступило.
Выслушав стороны, исследовав и оценив имеющиеся доказательства и другие материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье личности от рождения или в силу закона находятся под охраной и защитой государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу своей ответственности за охрану и защиту здоровья граждан, в том числе и военнослужащих, государство указало в ст.ст. 3, 16 и 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27мая1998года №76-ФЗ, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). При этом охрана здоровья военнослужащих должна обеспечиваться созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы. Возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 75, 336 Устава внутренней службы ВС РФ командир воинской части отвечает за безопасность военной службы и медицинское обслуживание, а охрана здоровья военнослужащих достигается в т. ч. осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебно-профилактических мероприятий.
Статьей 117 того же Устава предусмотрено, что начальник медицинской службы части, который подчинен командиру этой части, обязан проводить лечебно-профилактические и возложенные на медицинскую службу санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п.п. 5 и 28 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации-заместителя министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 года № 1, медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управления и командиров (начальников). За организацию и проведение лечебно-профилактических мероприятий в войсковой части отвечает начальник медицинской службы этой войсковой части, который подчиняется командиру части.
Согласно статье 1099 ГК РФ вред, основания и размер компенсации гражданину морального вреда, определяются по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При этом, исходя из положений ст.ст. 1064, 1099 и 1101 ГК РФ, кроме случаев, указанных в ст. 1100 ГК РФ, основанием компенсации морального вреда являются виновные действия или бездействие ответчика.
В судебном заседании были исследованы выписки из приказов командира войсковой части 11111 от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ, от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ,копия военного билета на имя Трушкина, копии плана проведения противоэпидемических мероприятий в связи с выявлением заболевания плевритом туберкулезной этиологии у Г., предписания от ХХ ХХ ХХ года, сигнальных карт от ХХ ХХ ХХ и ХХ ХХ ХХ года, плана противоэпидемических мероприятий от ХХ ХХ ХХ года, от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ, требования от ХХ ХХ ХХ № ХХХ, акта эпидемиологического обследования от ХХ ХХ ХХ года, постановления 1098 центра ГСЭН БФ от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ, предписания от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ, приказов командира войсковой части 11111 от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ, списка лиц, подверженных риску заражения туберкулезом от ХХ ХХ ХХ года, списков военнослужащих войсковой части 22222, прошедших флюорографическое обследование в связи с выявлением заболевания плевритом туберкулезной этиологии у матроса Г., а также списка военнослужащих, прошедших флюорографическое исследование по состоянию на ХХ ХХ ХХ года, справки-доклада от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ,заявок от ХХ ХХ ХХ и ХХ ХХ ХХ года и требования от ХХ ХХ ХХ года, заявки-наряда от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ, а также постановления о назначении административного наказания от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ и решения Балтийского гарнизонного военного суда от ХХ ХХ ХХ года.
Также исследованы в суде копии медицинской книжки на имя Трушкина по месту его жительства, дела с протоколами заседаний призывной комиссии <адрес>, справки флюорографического кабинета от ХХ ХХ ХХ года, копия медицинской карты № ХХХ на имя Трушкина, рентгеновские снимки грудной клетки Трушкина от ХХ ХХ ХХ года и от ХХ ХХ ХХ года, копия запроса от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ, заключение военно-врачебной комиссии от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ.
На основании указанных доказательств в суде установлено следующее.
Трушкин до призыва на военную службу туберкулезом не болел, и в период с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года проходил военную службу по призыву в войсковой части 11111. В войсковой части 22222, входящей в состав войсковой части 11111, в сентябре 2009 года были выявлены два случая заболевания экссудативным плевритом туберкулезной этиологии – у матросов А. и Г., в связи с чем в целях предупреждения заболеваний среди личного состава части командованию было предписано организовать проведение ряда противотуберкулезных мероприятий. При проведении флюорографического обследования всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, Трушкину был сделан флюорографический снимок грудной клетки. В последующем еще один военнослужащий указанной войсковой части – Д., заболел туберкулезом.
Главным Государственным санитарным врачом БФ, начальником ЦГСЭН БФ и начальником отделения указанного центра было проведено эпидемиологическое обследование и организованы санитарно-противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания туберкулезом в войсковой части 22222. При этом было установлено, что после предыдущей проверки в части не были выполнены в полном объеме противотуберкулезные мероприятия, а именно - план противоэпидемических мероприятий войсковой части 11111 носит формальный характер, предписанные мероприятия отражены не в полном объеме, список контактных лиц, а также лиц, ответственных за проведение химиопрофилактики приказом по части не отдан, химиопрофилактика личному составу начата лишь 23 октября 2009, препарата для этого в полном объеме недостаточно, заявка на получение средств химиопрофилактики не подавалась, туберкулинодиагностика личному составу не проведена, флюорографическое обследование прошло 45% из числа военнослужащих по контракту и 50% из числа гражданского персонала, доклад о выполнении мероприятий носит формальный характер и не соответствует действительности.
С учетом указанных обстоятельств комиссия пришла к выводу, что в войсковой части 22222 сложилась неблагополучная эпидемическая обстановка по заболеваемости туберкулезом, в период сентября-октября 2009 года зарегистрировано три случая заболевания военнослужащих по призыву туберкулезом, причиной групповой заболеваемости явилось тесное общение всех заболевших в результате служебной деятельности и совместное проживание в одной казарме, а невыполнение командованием и медицинской службой войсковой части 11111 предложений санитарно-противоэпидемического надзора БФ является нарушением требований п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказа МО РФ от 21 августа 2001 года № 369 и может послужить причиной возникновения повторных случаев туберкулеза.
На основании изложенного суд полагает установленным, что лицами, на которых возложена ответственность за проведение в войсковых частях 11111 и 22222 противоэпидемических (профилактических) мероприятий, все необходимые меры по предотвращению заражения туберкулезом военнослужащих, в том числе и Трушкина, предприняты не были, а именно: список контактных лиц, а также лиц, ответственных за проведение химиопрофилактики приказом по части не отдан; химиопрофилактическое лечение военнослужащих в полном объеме не проводилось; препарата для химиопрофилактики в полном объеме недостаточно; туберкулинодиагностика личному составу не проведена. Не проведение указанных мероприятий в войсковых частях 11111 и 22222 является нарушением требований руководящих документов - методических рекомендаций ГВМУ «Об организации противотуберкулезных мероприятий и флюорографических исследований в ВС РФ» (2005 г.) и могло повлечь заражение Трушкина туберкулезом.
Вместе с тем, в суде также установлено, что в ходе проведения вышеуказанных профилактических мероприятий 1 октября 2009 года было проведено флюорографическое обследование Трушкина в 97-й поликлинике (филиал № 1 ФГУ «1409 ВМКГ БФ»), однако у последнего признаков заболевания туберкулезом не выявлено. 17 ноября 2009 года истец уволен с военной службы по окончанию срока военной службы по призыву. По месту жительства 28 января 2010 года истец прошел флюорографическое обследование в ГУЗ СО «Перелюбская ЦРБ», которым какой-либо патологии в его легких выявлено не было. 29 ноября 2011 года в связи с ухудшением состояния здоровья истец по месту жительства обратился за медицинской помощью и ему поставлен диагноз «очаговый туберкулез левого легкого» В период с 5 декабря 2011 года по 20 февраля 2012 года Трушкин проходил лечение в Областном клиническом противотуберкулезном диспансере Саратовской области и был выписан с диагнозом «Инфильтративный туберкулез S1-2левого легкого в фазе распада и уплотнения». При этом в истории болезни Трушкина указано, что имевшая место патология туберкулеза была пропущена 28 января 2010 года.
Специалист З. – заведующий туберкулезным отделением «1409 ВМКГ МО РФ пояснил, что при такой форме заболевания туберкулезом, как у истца, большинство больных чувствуют себя здоровыми, однако нельзя исключить того, что у Трушкина в период заболевания было плохое самочувствие, поскольку это субъективно для каждого человека. При заболевании туберкулезом люди теряют трудоспособность на 6 месяцев, а максимально, в редких случаях - на 1 год.
Назначенной судом по данному делу военно-врачебной экспертизой установлено, что указанное заболевание Трушкиным получено в период военной службы.
Таким образом, поскольку в суде установлено, что до призыва на военную службу Трушкин туберкулезом не болел, а в период его военной службы в войсковой части 11111 выявлены заболевания туберкулезной этиологии, однако всех необходимых профилактических и противоэпидемических мер, предусмотренных действующим законодательством, командование войсковой части не предприняло, при том, что военно-врачебной комиссией установлен факт получения Трушкиным заболевания в период военной службы, то суд полагает установленной прямую причинно-следственную связь между указанными действиями и бездействием командования войсковой части 11111 и наступившими последствиями – заражением истца туберкулезом.
При этом суду ответчиками не представлено каких-либо весомых доказательств невозможности проведения в полном объеме предусмотренных действующим законодательством санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в войсковой части в связи с выявлением у сослуживцев Трушкина заболеваний туберкулезной этиологии.
Учитывая изложенное, требования действующего законодательства, а также то, что истец неизбежно испытывал моральные и физические страдания вследствие заболевании туберкулезом, суд, учитывая принципы разумности и справедливости, полагает требования Трушкина подлежащими частичному удовлетворению, поскольку в суде установлено, что в период военной службы имело место лишь заражение истца туберкулезом, а само заболевание Трушкина произошло после его увольнения со службы и выявлено более чем через год после окончания военной службы – 29 ноября 2011 года, в связи с тем, что 28 января 2010 года в лечебном учреждении по месту жительства истца была пропущена патология, имевшая место в его легких.
Доводы представителей ответчика об отсутствии вины должностных лиц войсковой части 11111 в причинении вреда здоровью истца, суд отвергает, как не основанные на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Руководствуясь ст.ст. 198 и 199 ГПК РФ, военный суд
решил:
удовлетворить частично исковое заявление Трушкина Д.А. к войсковой части 11111, Министерству финансов РФ, а также Управлению федерального Казначейства по Калининградской области, о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья истца в период военной службы.
Взыскать в пользу Трушкина Д.А. с Министерства финансов РФ через Управление федерального Казначейства РФ по Калининградской области за счет казны Российской Федерации 50000 (пятьдесят тысяч) рублей в счет компенсации морального вреда в связи с заболеванием в период прохождения военной службы в войсковой части 49289 инфильтративным туберкулезом первого и второго сегментов левого легкого в фазе распада и уплотнения.
В удовлетворении остальной части исковых требований Трушкину Д.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Балтийский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу |
И.М.Стасюк | |
Верно |
||
Судья Балтийского гарнизонного военного суда |
И.М.Стасюк | |
Секретарь судебного заседания |
А.В.Шаталова | |
03.03.2014 |