Решение по делу № 2-123/2014П ~ М-67/2014П от 24.02.2014

дело №2-123/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«08» апреля 2014 года

пос. Приютово.

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе,

председательствующего судьи Ибрагимовой Н.В.,

с участием старшего помощника Белебеевского межрайпрокурора Варейкина С.Г.,

при секретаре Гафиатуллиной А.Ф.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан прокурора в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»,

установил:

Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в целях исполнения поручения прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ исх. проведена проверка исполнения администрацией муниципального района <адрес> РБ требований жилищного законодательства в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» по обращению ветерана Великой Отечественной войны ФИО1, направленного в администрацию ФИО2 Республики Башкортостан, о нарушении его прав в связи с отказом в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в ходе которой установлено, что представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в администрацию муниципального района <адрес> РБ с заявлением о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ФИО2 выписки из решения органа местного самоуправления - администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании нп. 3 п. 1 ст. 54, ст. 53 ЖК РФ (граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий). Белебеевский межрайонный прокурор РБ считает отказ администрации муниципального района <адрес> РБ в постановке ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является формальным, необоснованным и незаконным. На основании изложенного просит: признать отказ администрации муниципального района <адрес> РБ в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязать администрацию МР <адрес> РБ поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании представитель прокуратуры ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их в полном объеме.

    Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО7 исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.

    Заинтересованное лицо ФИО1 на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его интересы представляет по доверенности ФИО4 и адвокат ФИО8, которые исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов, (с последующими изменениями и дополнениями) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов ФИО2 предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку ФИО2 Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствие с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу п.п. 2, 4, 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны.

ФИО2 статье 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пункт 3).

Изменения, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в подпункт 3 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеет права и льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается удостоверением серии ВВ (л.д.17).

Обеспечение жильем ветеранов - участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится органами местного самоуправления, независимо от признания их малоимущими, за счет средств федерального бюджета.

Законодатель не ставит обеспечение жилым помещением участников Великой Отечественной войны в зависимость от их имущественного положения, однако не сделал в отношении них исключений из общих правил признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, а содержится в жилищном законодательстве.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из материалов дела, следует, что ФИО1 обратился в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник ВОВ (л.д.13).

Однако, решением администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст.53 ЖК РФ, мотивируя, тем что ФИО2 постановления инспектора ОНД по <адрес> и <адрес> УНД ГУ МЧС России по РБ лейтенанта внутренней службы ФИО9 об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что причиной пожара является поджог владельцем дома – ФИО1(л.д.31-32).

В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

ФИО2 п. 8 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Данным же Положением определен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, который гласит, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным или непригодным для проживания.

ФИО2 заключения межведомственной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в результате пожара. Выполнение восстановительных работ экономически нецелесообразно и технически невозможно (л.д.23-24).

Данное экспертное заключение ответчиком не оспорено.

Учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О, которая свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

ФИО2 выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией городского поселения Приютовский поссовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по адресу: <адрес>, ФИО1 зарегистрирован один с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Белебеевским филиалом ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО1 (л.д.27).

ФИО2 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ инспектора ОНД ФИО9, из осмотра места пожара и объяснений свидетелей установлено, что причиной пожара является поджег владельцем дома, ФИО1. В этом же постановлении указывается, что ФИО1 после пожара был передан сотрудникам полиции и врачам скорой помощи с последующей госпитализацией в <данные изъяты> ЦРБ. Врачом ФИО10, заведующей терапевтическим отделением поставлен предварительный диагноз «<данные изъяты>» с последующим направлением на обследование в психоневрологическое отделение <адрес>. На запрос в психиатрическое отделение ГБУЗ РБ ЦРБ заведующей ФИО11 ФИО1 поставлен окончательный диагноз «<данные изъяты>» (л.д.20-21).

ФИО2 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ дознавателя ФИО12 из осмотра места пожара и объяснений свидетелей установлено, что очаг пожара в первоначальной стадии находился внутри дома и причиной возникновения пожара является нарушение требований правил пожарной безопасности владельцем дома, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ главному врачу ГБУЗ РБ ЦРБ ФИО13 направлены повторные запросы о состоянии здоровья ФИО1 на момент поступления в психиатрическое отделение. Из полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 поступил в психиатрическое отделение с диагнозом: «<данные изъяты>». ФИО2 справки врача-психиатра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что диагноз «<данные изъяты>» ставится при наличии психиатрического расстройства с изменениями сознания, нарушением восприятия, нарушением памяти с дезориентацией во времени (л.д.34-36).

С учетом изложенного, суд находит доводы ответчика о том, что ФИО1 умышленно поджег дом для улучшения своих жилищных условий несостоятельными.

Кроме того, в силу с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В силу ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления судом того обстоятельства, что жилое помещение признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, которое не оспорено и незаконными не признано, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Следовательно, предоставление жилого помещения ФИО1, обладающему в силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что ФИО1 намеренно ухудшил свои жилищные условия не нашло своего подтверждения в судебном заседании, а жилое помещение, признано не пригодным к проживанию в соответствии со стандартами качества.

Кроме того, участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся.

ФИО1 будучи участником ВОВ относится к числу лиц, которых в силу их статуса государство определило в качестве нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки.

Непосредственно в преамбуле ФЗ "О ветеранах" указывается, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Анализ исследуемых доказательств свидетельствует о том, что администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан нарушены нормы действующего законодательства, выразившиеся в отказе в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поэтому заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан прокурора в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - удовлетворить.

    Признать отказ администрации муниципального района <адрес> РБ в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.

    Обязать администрацию МР <адрес> РБ поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья /подпись/ Н.В.Ибрагимова

2-123/2014П ~ М-67/2014П

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белебеевский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МР Белебеевский район
Другие
Семенова Т.А.
Суд
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Ибрагимова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
belebeevsky--bkr.sudrf.ru
24.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2014Передача материалов судье
24.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2014Судебное заседание
08.04.2014Судебное заседание
08.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2018Дело оформлено
01.02.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее