Дело № 2-20/20
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 января 2020 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Соян Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к государственному бюджетному профессиональному учреждению Республики Тыва «<адрес>» о предоставлении информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах,
с участием помощника прокурора о,
у с т а н о в и л :
прокурор <адрес> н действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, прося ГБПУ РТ «Ак-Довуракский горный техникум» предоставить информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
В обоснование своих требований прокурор указал, что проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и организациями законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов В силу ст. 25 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закона "О занятости населения в Российской Федерации"), работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости в том числе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Проверкой установлено, что ответчиком ежемесячная информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также информации о локальных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов не представляется в ГКУ РТ «<адрес>», и по данному факту прокуратурой директору ответчика направлено представление об устранении нарушений, что до настоящего времени не устранено.
В судебном заседании помощник прокурора о исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах пропуска судебного заседания суду не сообщил, каких-либо ходатайств от него не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается дискриминация в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Конвенцией о правах инвалидов (заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, документ вступил в силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда (подпункт "a" пункта 1 статьи 27 названной конвенции).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В силу ст. 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости в том числе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 3 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 608 ВХ-1 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», квотирование рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, устанавливается для инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов рекомендации к труду, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста шестнадцати лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательно-трудовых колоний, изъявивших желание трудоустроиться.
Информация об оформлении трудовых отношений с гражданами, трудоустроенными в пределах установленной квоты, в десятидневный срок направляется работодателем в орган исполнительной власти <адрес> в сфере труда и социальной защиты населения и территориальный орган службы занятости населения по <адрес> (ч. 2 ст. 9).
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района директору ГКУ РТ "<адрес>" направлено требование о предоставлении сведений относительно трудоустройства инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РТ "<адрес>" прокурору в письменном виде сообщено о том, что ответчиком информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также информации о локальных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов не предоставлена в ГКУ РТ «<адрес>», также не выполняет квоту для приема на работу инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ директору ГБПУ РТ «<адрес>», прокуратурой района направлено представление по устранению нарушений законодательства по социальной защите инвалидов.
Таким образом, судом установлено, что ГБПУ РТ «<адрес>», в нарушение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нарушая право лиц, которые являются инвалидами, на их трудоустройство, не выполняет возложенные законом обязанности по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на трудоустройство, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами.
Суду стороной ответчика доказательств, подтверждающих об обратном не представлено.
При таких обстоятельствах, суд возлагает обязанность на ГБПУ РТ «<адрес>» предоставить информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Предоставление 10-дневного срока со дня вступления решения суда в законную силу для устранения ответчиком нарушений, является разумным сроком для исполнения ответчиком настоящего решения и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление прокурора <адрес> к государственному бюджетному профессиональному учреждению Республики Тыва «<адрес>» о предоставлении информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, – удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное профессиональное учреждение Республики Тыва «<адрес>» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в ГКУ РТ «<адрес>» ежемесячную информацию о наличии свободных рабочих местах и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также информацию о локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (выходные дни- 25, ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий С.Ш. Манчыылай