Дело № 2а-225/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2017 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Рядовой С.Х.,
с участием представителя административного ответчика Айвазяна А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального бюджетного учреждения «Межпоселенческое социально-культурное объединение» к Прокуратуре Беломорского района Республики Карелия о признании незаконным представления прокуратуры Беломорского района от 07.04.2017г.,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческое социально-культурное объединение» (далее - МБУ «МСКО», Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре Беломорского района Республики Карелия о признании незаконным представления прокуратуры Беломорского района от 07.04.2017г. «Об устранении нарушений законодательства об основных гарантиях прав ребенка». В обоснование заявления указано, что указанное представление основано на ч.4 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а именно МБУ «МСКО» сдавало в аренду помещения без проведения учредителем учреждения оценки последствий заключения договоров аренды. Вместе с тем, муниципальное учреждение «МСКО» создано 03.10.2006г. администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район». Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № 634 от 05.07.2011г., путем изменения типа учреждения создано МБУ «МСКО» и утвержден его Устав. Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» №921 от 12.09.2016г. за МБУ «МСКО» на праве оперативного управления закреплено здание Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес> Со ссылкой на абз.7 ст.1 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а также на решение коллегии Министерства культуры РФ № 10 от 29.05.2002г., указывают, что Дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>, не может являться объектом социальной инфраструктуры именно для детей, поскольку он является объектом инфраструктуры городского поселения, предназначенным для организации разнообразных услуг всему населению города. Согласно п.2.7 Устава МБУ «МСКО», учреждение, в числе прочих видов деятельности, вправе также предоставлять в аренду сценические и концертные площадки, а также другие помещения. Как следует из справки отдела образования АМО «Беломорский муниципальный район», здание Дома культуры расположенное по адресу: <адрес>, не относится к объектам, осуществляющим образовательную деятельность, и к системе социальной инфраструктуры для детей не принадлежит. Фактически Дом культуры используется в соответствии с муниципальными заданиями, отдельные помещения используются под кинопоказ, вечера отдыха, игровые программы на коммерческой основе. В связи с чем, просят признать незаконным представление Прокуратуры Беломорского района «Об устранении нарушений законодательства об основных гарантиях прав ребенка» от 07.04.2017г.
Административным ответчиком прокуратурой Беломорского района Республики Карелия представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому возражают против удовлетворения заявления по тем основаниям, что представление прокурора внесено в рамках Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре РФ». Проверка проводилась на основании поручения прокуратуры Республики Карелия. В ходе проверки было установлено, что 22.03.2017г. и 23.03.2017г. МБУ «МСКО», в нарушение ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» предоставило в аренду помещение для осуществления торговой деятельности без оценки последствий заключения такого договора, проводимой учредителем. Согласно расписанию занятий и прейскуранта платных услуг, оказываемых МБУ «МСКО», в Доме культуры на постоянной основе проводятся занятия ансамбля народного танца «<данные изъяты>», театральной студии «<данные изъяты>», вокального ансамбля «<данные изъяты>», театральной студии «<данные изъяты>» и студии творческого развития «<данные изъяты>», в которых занимаются дети. Занятия детей в вышеуказанных студиях и кружках способствует приобретению ими знаний, умений, навыков, ценностных установок в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития детей, а также удовлетворения образовательных потребностей. Учитывая, что МБУ «МСКО» предоставляет социальные услуги всему населению, в том числе и детям и деятельность которой осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей в творчестве и духовном развитии, то учреждение непременно образует социальную инфраструктуру для детей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В судебном заседании 25.05.2017г. представители административного истца Третьяков М.Н. и Малоземова М.А. административное исковое заявление о признании незаконным представления прокуратуры Беломорского района от 07.04.2017г. поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Айвазян А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что представление прокурора внесено в рамках Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре РФ». Поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Суд, заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом от 17.01.1992г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии со ст. 1 которого прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
На основании п. 1 ст. 21 Федерального Закона от 17.01.1992г. № 2202-1 при реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в соответствии со ст. 22 указанного федерального закона.
В п. 3 ст. 22 Федерального Закона от 17.01.1992г. № 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Согласно абз.7 ст.1 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Как следует из материалов дела, постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № 634 от 05.07.2011г., путем изменения типа муниципального учреждения «Межпоселенческое социально-культурное объединение», создано МБУ «МСКО» и утвержден его Устав (постановление №734 от 29.07.2011г.). Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № 921 от 12.09.2016г. за МБУ «МСКО» на праве оперативного управления закреплено здание Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>
В соответствии с Уставом МБУ «МСКО» основными задачами деятельности Учреждения являются: обеспечение конституционного права граждан РФ на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию услугами, предоставляемыми Учреждением; гуманистический характер деятельности Учреждения, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности; содействие в сохранении единства культурного пространства страны, в поддержке и развитии самобытных национальных культур, региональных и местных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
Согласно п. 2.7 Устава, Учреждение вправе, среди прочего, осуществлять услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок, а также других помещений.
В соответствии с п. 5.5 Устава директор Учреждения обязан согласовывать с Учредителем распоряжение недвижимым имуществом Учреждения, в том числе передачу в аренду и списание.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» №1332 от 19.12.2016г., внесены изменения в прейскурант платных услуг, оказываемых МБУ «МСКО», утвержденный постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № 332 от 18.04.2016г. Согласно внесенным изменениям, МБУ «МСКО» предоставляет платные услуги в виде: посещение занятий народного танца при РДК (младшая, средняя группа); посещение занятий театральной студии «<данные изъяты>» при РДК (младшая группа); посещение занятий в вокальном ансамбле «<данные изъяты>»; посещение занятий в театральной студии «<данные изъяты>»; посещение занятий в студии творческого развития «<данные изъяты>».
Как следует из расписания занятий творческих коллективов РДК 2016-2017г.г. еженедельно, с понедельника по пятницу, проводятся занятия в различное время хореографического ансамбля «<данные изъяты>», под управлением Б.Л.А., театральной студии «<данные изъяты>», под управлением Б.А.В., вокального ансамбля «<данные изъяты>», под управлением Б.А.А., театральной студии «<данные изъяты>», под управлением Г.М.А., танцевального коллектива «<данные изъяты>», под управлением П.А.Г.
Представителем административного истца в судебном заседании от 25.05.2017г. не оспаривался тот факт, что указанные занятия проводятся с детьми.
Согласно штатному расписанию, МБУ «МСКО» Б.Л.А. числится в должности балетмейстером детского коллектива ансамбля «<данные изъяты>», Б.А.В. – заведующей сектором народного творчества, Б.А.А. – руководителем клубного формирования, Г.М.А. – заведующей сектором организации досуга, П.А.Г. – режиссером.
Как следует из копий договоров аренды помещений в МБУ «МСКО» от 22 и 23-24 марта 2017 года, МБУ «МСКО» предоставляло в разовую аренду ИП О.Н.В. помещение фойе, расположенное по адресу: <адрес> (РДК) для организации торговли.
Письмом от 16.03.2017г. МБУ «МСКО» просило главу АМО «Беломорский муниципальный район» согласовать аренду помещений фойе РДК для организации торговли ИП В.А.В. 21.03, ИП О.Н.В. 22, 23, 24.03, ИП Ш.М.А. 25.03.2017г. Сообщением от 20.03.2017г. глава АМО «Беломорский муниципальный район» согласовал заключение договоров аренды с указанными индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, анализируя представленные материалы, пояснения сторон, а также изложенные выше положения законодательства, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу, что Прокуратурой Беломорского района Республики Карелия доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое представление принято в рамках предоставленной ей законом компетенции, и соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Принимая такое решение, суд исходит из того, что прокурор Беломорского района Республики Карелия действовал в рамках полномочий предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". При проведении проверки было выявлено, что в МБУ «МСКО» проводится несколько занятий в студиях и кружках с детьми, то есть Учреждение является организацией, оказывающей социальные услуги гражданам, в том числе и детям, и деятельность которой осуществляется в целях развития детей, таким образом, представляет из себя социальную инфраструктуру для детей.
С учетом положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», МБУ «МСКО» не могло предоставить 22, 23 и 24 марта 2017 года в аренду помещения, без проведения оценки последствий заключения договоров аренды для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Не могут служить основанием для признания представления прокуратуры Беломорского района незаконным доводы о том, что МБУ «МСКО» оказывает услуги всему населению г.Беломорска, а не только детям. В преамбуле Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» закреплено, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В абз. 7 ст. 1 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
По смыслу указанных положений закона, не имеет значения, оказывает ли организация социальные услуги только детям или же гражданам. Оказание социальных услуг детям, в виде деятельности по осуществлению в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, само по себе относит данную организацию к социальной инфраструктуре для детей.
Исходя из преамбулы указанного выше Закона, оценка последствий заключения договора аренды для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания, осуществляется в целях исключения возможного негативного влияния на детей.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что права, свободы и законные интересы административного истца, при внесении административным ответчиком представления от 07.04.2017г. нарушены не были, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, судья
решил:
В удовлетворении административного искового заявления муниципального бюджетного учреждения «Межпоселенческое социально-культурное объединение» к Прокуратуре Беломорского района Республики Карелия о признании незаконным представления прокуратуры Беломорского района от 07.04.2017г., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года