Дело №12-79/2021
УИН 03RS0024-01-2021-001280-36
РЕШЕНИЕ
город Баймак 07 сентября 2021 года
Судья Баймакского районного суда Республики Башкортостан Янтилина Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГУП «Башфармация» РБ на постановление главного государственного инспектора г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинского районов РБ по пожарному надзору Люляева В.А. от 13.07.2021 по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинского районов РБ по пожарному надзору Люляева В.А. №191 от 13 июля 2021 года ГУП «Башфармация» РБ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГУП «Башфармация» РБ Давлетшин А.А. подал жалобу, где просит постановление главного государственного инспектора г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинского районов РБ по пожарному надзору Люляева В.А. №191 от 13 июля 2021 года отменить, производство по делу прекратить, указывая, что ГУП «Башфармация» РБ по данным ЕГРЮЛ зарегистрирована по адресу: 450106, <адрес>. В <адрес> расположено только структурное подразделение ГУП «Башфармация» РБ, не указана в чем вина ГУП «Башфармация» РБ, когда имеются должностные лица, ответственные как за линию работы по соблюдению противопожарных правил, так и представляющие интересы в месте деятельности структурного подразделения, отсутствует составная часть состава административного правонарушения.
Представитель ГУП «Башфармация» РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ГУ МЧС России по РБ Абайдуллин В.Н. возражал против удовлетворения жалобы, указал, что согласно п.2 постановления ГУП «Башфармация» РБ указан адрес юридического лица по адресу: 450106, <адрес>. В п. 3 указан фактический адрес структурного подразделения ГУП «Башфармация» РБ, также указал, что внесенные нарушения не входит в компетенцию должностного лица, также не устраняются с 2015 г., а решение о привлечении кого именно к административной ответственности входит в его компетенцию.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав участника, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.
Согласно статьи ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 29 июня 2021 г., в 15 час 00 мин., проведена проверка объекта защиты – санаторий «Талкас», структурное подразделение ГУП «Башфармация» РБ, расположенного по адресу: <адрес>, которое нарушило требования пожарной безопасности – 71 пункт нарушений, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из ч. ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Положения Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В силу ч. 1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Факт совершения ГУП «Башфармация» РБ административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами:
- постановлением по делу об административном правонарушении от 13 июля 2021 года;
- протоколом об административном правонарушении от 13 июля 2021 года;
- распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки №129 от 03 июня 2021 года;
- предписанием об устранении нарушений требований противопожарной безопасности №89/1/1 от 29 июня 2021 года.
Приведенные выше доказательства согласуются между собой и с фактическими данными, являются достаточными, достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно приняты административным органом и положены в основу обжалуемого постановления, которое мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Сам факт совершения административного правонарушения ГУП «Башфармация» РБ не оспаривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению выявленных нарушений.
Поскольку юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ГУП «Башфармация» РБ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Перечисленные выше нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ГУП «Башфармация» РБ, могли привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ГУП «Башфармация» РБ к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством.
Доводы жалобы о том, что допущенные нарушения частично устранены, не являются основанием для освобождения от административного наказания.
Каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ГУП «Башфармация» РБ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, не усматривается.
Вместе с тем, назначая в отношении Общества административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, должностным лицом вынесшим постановление не в полной мере учтены требования, установленные статьями 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Административное наказание в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
При назначении административного наказания должностное лицо должно исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
По материалам дела ГУП «Башфармация» РБ ранее не привлекалось к административной ответственности, то есть оно не является злостным правонарушителем, какие-либо обстоятельства, отягчающие его ответственность, по делу не установлены.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление главного государственного инспектора г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинского районов РБ по пожарному надзору Люляева В.А. №191 от 13 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГУП «Башфармация» РБ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Баймакский районный суд Республики Башкортостан либо непосредственно Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья: Янтилина Л.М.