Дело № 2-98/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2019 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Колыбиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зиматкова И.В. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», Министерству социальной защиты Республики Карелия об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Зиматков И.В. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением по тем основаниям, что он зарегистрирован в <адрес>, является <данные изъяты>, относится к категории лиц, из числа детей оставшихся без попечения родителей. Мать – З.О.А. лишена родительских прав. Истец проживал в приемной семье с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Г.Т.Ю. и Г.Г.С. в <адрес>. По адресу регистрации заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение признано непригодным, в связи с чем на основании постановления Администрации МО «КМР» установлен факт невозможности проживания в ранее закрепленном за ним жилом помещении, и он включен в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в получении жилого помещения, состоит в очереди на получение жилья в <адрес> под номером №. В настоящее время жилое помещение не предоставлено, вынужден снимать квартиру. Просит обязать АМО «Беломорский муниципальный район» предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, т.к. проживал в нем более 7 лет.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения подготовки к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия, в качестве третьего лица - администрация муниципального образования "Кемский муниципальный район".
Истец Зиматков И.В. в судебном заседании не присутствовал, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представители ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в представленном отзыве указали, что не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований. Истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Мать Зиматкова И.В. лишена родительских прав решением <данные изъяты> городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, отцовство не установлено. В соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие оснований для признания Зиматкова И.В. нуждающимся в жилом помещении. Нуждающиеся в жилье дети-сироты и лица из их числа включаются в списки, которые ведутся субъектами федерации, ими занимается Министерство социальной защиты Республики Карелия, Зиматков И.В. был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, утвержденный Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование бюджета в целях осуществления закупки на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет бюджета Республики Карелия. В бюджет МО "Беломорский муниципальный район" на приобретение жилья выделено <данные изъяты> руб. субвенций.
Представители соответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, из отзыва следует, что на основании сведений, представленных АМО "Беломорский муниципальный район", в раздел "Беломорский муниципальный район" списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, включен Зиматков И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, строка 55. Законом Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Беломорскому муниципальному району предусмотрена субвенция на 2019 год в размере <данные изъяты> тыс. руб.
Представители третьего лица - администрации МО "Кемский муниципальный район" в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, представили отзыв, в котором просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, считают возможным удовлетворить исковые требования Зиматкова И.В.
Суд, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, З.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является матерью истца, отец отсутствует, данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, где в графе сведения об отце прочерк, а также установлено решением Кемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Указанным решением мать Зиматкова И.В. – З.О.А. лишена родительских прав.
Постановлением АМО "Беломорский муниципальный район" № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Зиматковым И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном назначена Г.Т.Ю..
Между Администрацией МО «Беломорский муниципальный район» и Г.Т.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор «О приемной семье», согласно которому «приемный родитель» Г.Т.Ю. приняла на воспитание в свою семью ребенка инвалида – Зиматкова И.В.
Зиматков И.В. является <данные изъяты>, зарегистрирован по месту жительства адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, по месту пребывания по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией справки МСЭ-2016 №, справки о регистрации, справки о регистрации по месту пребывания, паспорта Зиматкова И.В.; сведениями, представленными МП ОМВД России по Беломорскому району от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Кемского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № за Зиматковым И.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>.
Постановлением АМО «Кемский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено наличие оснований для признания Зиматкова И.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по достижению им возраста 18 лет.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором значится Зиматков И.В. (строка 55), что также подтверждается сторонами по делу.
Из сообщения ГУП РК РГЦ «Н» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что сведениями о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на Зиматкова И.В. не располагают, согласно сведениям из ЕГРН собственником жилого помещения, расположенного по адресу регистрации истца <адрес>, является З.О.А.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и частью 1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК " О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (на территории Республики Карелия – Правительством Республики Карелия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным выше гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.2 и 3 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Решению совета БГП № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилья на территории Беломорского района составляет <данные изъяты> кв.метров. Решением Малого Совета Беломорского района № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что благоустроенным жилым помещением, применительно к условиям <адрес>, являются квартиры в жилых домах, построенных по проектам, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, независимо от планировки, оборудованные центральным отоплением, водопроводом, канализацией, электроосвещением, центральным или местным горячим водоснабжением, газовыми, электрическими или дровяными кухонными плитами.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
На основании изложенного, учитывая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, кроме того, истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда при наличии у него соответствующего права, Зиматков И.В. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению помещениями на территории Беломорского района, Администрация МО «Беломорский муниципальный район» против удовлетворения заявленных исковых требований не возражают, суд полагает, что требование Зиматкова И.В. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства, надлежащим ответчиком по делу является администрация МО "Беломорский муниципальный район", правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия, суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Зиматкова И.В. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» за счет средств субвенции, выделяемой бюджету Беломорского муниципального района из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, предоставить Зиматкову И.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося на территории Беломорского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории Беломорского муниципального района.
В иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2019 года