Решение по делу № 12-433/2017 от 06.07.2017

№ 12-544/17

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ

Судья Балашихинского городского суда <адрес> ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО1 АО «Транснефть – Верхняя Волга» ФИО1 О.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО4 от 30 мая 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть – Верхняя Волга»,

УСТАНОВИЛ

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Транснефть – Верхняя Волга» (далее - ФИО2) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 20 минут ФИО2 вело деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, а именно проводило работы по расчистке охранной зоны нефтепровода «Ярославль-Москва» от древесно-кустарниковой растительности в границах особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: <адрес>, квартал Щитниково, от <адрес> по направлению к 104 км МКАД, в ходе которой повреждены до степени прекращения роста 823 деревьев породы ива козья, 18 деревьев породы клен ясенелистный.

ФИО1 О.А. обжалует указанное постановление, просит его отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения, указывая на то, что ФИО2 является собственником участка магистрального нефтепровода «Ярославль - Москва» Ду720 мм., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности АА 000593 от ДД.ММ.ГГГГ Указанный нефтепровод введен в эксплуатацию в 1978 году (Технический паспорт участка магистрального нефтепровода Горький-Рязань1, Горький-Рязань2, Рязань-Москва, Ярославль-Москва), является стратегическим объектом, и имеет высокую государственную значимость, в частности, обеспечивает поставку нефти в Московский регион. Трасса Нефтепровода проходит по территории <адрес>, в том числе на протяжении 4,75 км. по особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Лосиный остров» и на протяжении 0,8 км. - по его охранной зоне. В 2012-2013 гг., в связи с реконструкцией и расширением <адрес>, была проведена переукладка существующего нефтепровода, в том числе и на территории Парка, согласно проектной документации «Замена конечного участка магистрального нефтепровода Ярославль - Москва, 283-297 км. Техперевооружение. 2 этап, участок км 288,35 - км 293,84». По данной проектной документации ДД.ММ.ГГГГ было получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы о ее соответствии экологическим требованиям. Как следует из текста подраздела «Соблюдение режима национального парка «Лосиный остров» раздела «Оценка взаимодействия на окружающую среду» указанной Проектной документации, рассматриваемый участок Нефтепровода расположен в зоне специального назначения, в пределах которой допускается проведение работ по его эксплуатации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определено, что намеченная деятельность не противоречит природоохранному режиму НП «Лосиный остров». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», магистральный трубопровод является опасным производственным объектом, что подтверждается свидетельством о регистрации опасного производственного объекта № А40-00450 от 28.01.2014г., номер регистрации объекта А40-00450-0017. На такой объект в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В силу ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена обязанность организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Необходимость проведения мероприятий по недопущению зарастания и захламления охранной зоны магистрального нефтепровода обусловлена нормами и требованиями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов и локальных нормативных документов, «ФИО2» проведены мероприятия по расчистке участков линейной части магистрального нефтепровода «Ярославль - Москва» от древесно-кустарниковой растительности при проводимых работах деревья не уничтожались. Кроме того, виду полного отсутствия каких-либо специальных информационных знаков, аншлагов и пр., обозначающих границы Парка и его охранной зоны, наличие которых предусмотрено п. 4 ст. 95 ЗК РФ, работники, выполнявшие работу по расчистке охранной зоны Нефтепровода, не могли установить на местности, что данный участок трубопровода попадает в границы Национального парка «Лосиный остров». Соответственно они не могли предположить, что их действия могут привести к нарушению природоохранного законодательства.

На рассмотрение жалобы ФИО1 ФИО5 явилась, настаивала на удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам.

При проверке доводов жалобы и изучении материалов дела установлены основания к отмене обжалуемого постановления.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц, за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

В то же время административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан предусмотрена ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Уголовно-наказуемым деянием в соответствии со ст. 260 УК РФ признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

При этом размер общественно опасных последствий определен Примечанием к данной статье, согласно которого значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

Как следует из обжалуемого постановления ФИО2 вменено то, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 20 минут ФИО2 вело деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, а именно проводило работы по расчистке охранной зоны нефтепровода «Ярославль-Москва» от древесно-кустарниковой растительности в границах особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: <адрес>, квартал Щитниково, от <адрес> по направлению к 104 км МКАД, в ходе которой повреждены до степени прекращения роста 823 деревьев породы ива козья, 18 деревьев породы клен ясенелистный.

Вместе с тем размер наступивших общественно опасных последствий, исчисляемый по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, органом административной юрисдикции по настоящему делу определен не был, что исключает возможность для суда разграничить вмененное ФИО2 правонарушение от уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного особенной частью УК РФ.

Указанные недостатки, препятствуют установлению фактических обстоятельств по делу и проверки доводов ФИО2, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, о его виновности или невиновности.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном Правонарушении, в числе прочего, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 29.10 КоАП РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны, кроме прочих должны быть указаны, обстоятельства, установленные должностным лицом при рассмотрении дела.

В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении не указано, в чем конкретно состоит вина ФИО2, не описаны и не раскрыты субъективная и объективная сторона вменяемого ему административного правонарушения, что не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий (бездействия).

Описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.

Кроме того, в резолютивной части обжалуемого постановления ФИО2 признано виновным «в нарушении режима особой охраны национального парка «Лосиный остров», в нарушении соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» М 33-ФЗ от года ДД.ММ.ГГГГ года» с последующим изложением обстоятельств вмененного ФИО2 правонарушения.

В соответствии с частями 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В обжалуемом постановлении, в резолютивной его части, не указано на виновность ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.7 ч.1 п. 4 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием к отмене постановления и к возвращению дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Поскольку установленные при рассмотрении жалобы ФИО2 процессуальные нарушения являются существенными, вынесенное в отношении него постановление подлежит отмене.

Принимая во внимание, что сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ, не истекли, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении должностному лицу следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку имеющимся и вновь представленным доказательствам, проверить доводы объяснений ФИО2 и постановить законное и обоснованное решение по делу.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть – Верхняя Волга» отменить в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, а дело об административном правонарушении в отношении АО «Транснефть – Верхняя Волга» направить в Государственную инспекцию в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья ФИО3

12-433/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
АО "Транснефть - Верхняя Волга"
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Фадеев И.А.
Статьи

КоАП: ст. 8.39

Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
07.07.2017Материалы переданы в производство судье
07.07.2017Истребованы материалы
16.08.2017Поступили истребованные материалы
25.08.2017Судебное заседание
04.09.2017Судебное заседание
15.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее