Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-266/2014 ~ М-274/2014 от 30.09.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2014 г.       г. Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Золотавина А.В., при секретаре судебного заседания Гладкой О.М., с участием военнослужащего войсковой части <иные данные> Григорьева <иные данные> и его представителя Сафина И.Д., представителя начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Хиловой Е.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Григорьева А.А. об оспаривании решения <иные данные> ФГКУ «Востокрегионжилье» об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Григорьев обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просит признать незаконным решение <иные данные> отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – «Востокрегионжилье») от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма обязать начальника <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» принять его на учет при составе семьи 1 человек.

В обоснование заявления Григорьев указал, что по предыдущему месту военной службы в <адрес> он обеспечен жилым помещением по <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м, которую в связи с расторжением в 2003 году брака был вынужден оставить своей бывшей супруге, поскольку судебным решением от <дата> ему было отказано в иске к бывшей супруге, Энгельсской КЭЧ и МУП «Управление жилищным фондом <адрес>» об изменении договора найма жилого помещения с выделением ему в жилом помещении одной комнаты <иные данные> кв. м. Таким образом, он предпринял все меры к получению причитающейся части ему жилой площади, в том числе в судебном порядке в соответствии с разъяснениями Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 5 января 2001 года № 147/3/4/26/4 и правоприменительной практикой Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 24 июня 2010 года № 205-В10-17. В настоящее время в указанном жилом помещении проживают его бывшая супруга и две его дочери. Другого жилья для проживания он не имеет. В порядке п. 41 действовавшего приказа МО РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 он установленным порядком обратился к командующему войсками Приволжско-Уральского военного округа за разрешением постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях без справки о сдаче жилого помещения. <дата> командующим войсками военного округа было принято положительное решение по данному вопросу, после чего решением жилищной комиссии войсковой части от <дата> на основании Указанного разрешения командующего войсками военного округа он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. В сентябре 2011 года он был переведен к новому месту военной службы в <адрес>, с <дата> снялся с регистрационного учета по предыдущему месту регистрации. В период прохождения военной службы в войсковой части в <адрес> решением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от <дата> ему было отказано в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение в <адрес>, общей площадью <иные данные> кв. м на одного члена семьи и он был снят с учета нуждающихся. После этого он обратился во <иные данные> отдел «Востокрегионжилье» о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, однако оспариваемым решением в этом было отказано. В связи с переводом к новому месту службы данное решение он не обжаловал, поскольку в это время уже проходил военную службу в <адрес>. В настоящее время он заключил новый контракт о прохождении военной службы сверхпредельного возраста пребывания на военной службе и увольнению не подлежит.

Представитель заявителя Сафин требования доверителя поддержал и указал, что решением жилищной комиссии на основании разрешения командующего войсками военного округа Григорьев был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях без справки о сдаче жилого помещения, справка о сдаче жилого помещения необходима непосредственно при получении жилого помещения и с постановкой на учет не связана. Поскольку военнослужащие, нуждающиеся в жилых помещениях, состоят в Едином реестре, право пользования жилым помещением <адрес> доверитель утратил, при этом Григорьев в соответствии с разъяснениями Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 5 января 2001 года № 147/3/4/26/4 предпринял все меры, в том числе в судебном порядке, к получению причитающейся части ему жилой площади, снялся с регистрационного учета, другого жилья он не имеет. При этом жилое помещение, которое заявитель оставил бывшей супруге, не соответствовало нормам обеспечения на четырех членов семьи.

Представитель начальника <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» Хилова, не признавая обоснованности заявления, указала, что оспариваемым решением заявителю обоснованно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку по предыдущему месту военной службы в <адрес> он был обеспечен на четырех членов семьи жилым помещением по <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м. При этом решением Энгельского городского Совета депутатов <адрес> от <дата> учетная норма для принятия на учет установлена 13,5 кв. м на одного человека. Данное жилое помещение заявитель не сдал и оставил бывшей супруге.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, военный суд считает, что заявление Григорьева подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ до 9 ноября 2010 года (то есть на момент возникновения спорных правоотношений) был предусмотрен соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80.

Согласно п. 26 данной Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы, осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов.

В соответствии с п. 28 Инструкции военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

При этом, пунктом 41 Инструкции было предусмотрено, что по просьбе военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, удерживающего по предыдущему месту военной службы жилое помещение, состоящее на учете в КЭЧ района, в котором остаются проживать имеющие право на часть жилого помещения совершеннолетние члены семьи, а также иные лица, проживающие совместно с ним, с письменного их согласия, по решению командующих войсками военных округов, флотами (флотилией) им может быть предоставлено другое жилое помещение в части, причитающейся от общей площади жилого помещения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2010 года № 205-В10-17, на основании разъяснений Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 5 января 2001 года № 147/3/4/26/4 (действовавших на момент спорных отношений) военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениями ст. 68 ЖК РСФСР.

В настоящее время порядок предоставления военнослужащим жилых помещений по договору социального найма предусмотрен одноименной Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 (приложение № 1), согласно п. 11 которой жилые помещения распределяются военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, при этом в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье военнослужащие должны предоставить документы, предоставляющие право состоять на учете.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, в том числе, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.

Как следует из копии решения <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» от <дата> и соответствующего извещения начальника <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» от <дата> Григорьеву отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что ранее предоставленное от Министерства обороны РФ жилое помещение в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м, установленным порядком он не сдал и не утратил права пользования спорным жилым помещением.

По делу установлено, что заявителю на семью из четырех членов семьи ранее предоставлено от Министерства обороны РФ жилое помещение в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м.. Таким образом, заявитель и его прежняя семья были обеспечены от Министерства обороны РФ жилым помещением на состав семьи из четырех человек менее установленной нормы (<иные данные> кв. м вместо <иные данные> кв. м), исходя из <иные данные> кв. м на одного человека.

В январе 2003 года он расторг брак, что подтверждается копией соответствующего свидетельства о расторжении брака.

Как следует из справки-выписки из домовой книги <иные данные>» от <дата> в жилом помещении в <адрес> проживают бывшая супруга заявителя и его дети, Григорьев снят с регистрационного учета с <дата>.

Согласно копии решения Энгельсского городского суда <адрес> от <дата> Григорьеву отказано в иске к бывшей супруге, Энгельсской КЭЧ и МУП «Управление жилищным фондом <адрес>» об изменении договора найма жилого помещения с выделением ему в жилом помещении одной комнаты <иные данные> кв. м и открытием отдельного лицевого счета.

Согласно извещения управления Приволжско-Уральского военного округа от <дата> командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа <дата> разрешил включить Григорьева в списки нуждающихся в жилье без предоставления справки о сдаче жилого помещения.

Как следует из копии протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от <дата> решением жилищной комиссии на основании указанного разрешения командующего войсками военного округа Григорьев принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно выписки из приказа командира войсковой части от <дата> в связи с переводом к новому месту военной службы Григорьев исключен из списков части (<адрес>) с <дата>.

Согласно выписки из приказа командира войсковой части от <дата> в связи с назначением на воинскую должность Григорьев зачислении в списки части с <дата>.

Доводы заявителя о том, что решением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от <дата> которым ему было отказано в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение в <адрес>, общей площадью <иные данные> кв. м на одного члена семьи, военный суд считает обоснованными, поскольку заявитель не подлежал увольнению с военной службы и продолжил проходить военную службу в другом регионе РФ, поэтому подлежал обеспечению жильем по месту прохождения военной службы.

При этом военный суд учитывает, что Григорьев обоснованно с 2008 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшими правилами постановки на учет, предусмотренными приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года № 80 и разъяснениями Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 5 января 2001 года № 147/3/4/26/4.

Поскольку заявитель ранее был обеспечен жилым помещением менее 18 кв. м на каждого члена бывшей семьи (менее нормы предоставления жилья), после расторжения в 2003 году брака он предпринял все необходимые меры к получению причитающейся ему части жилья и разделу спорного жилого помещения, в том числе в принудительном судебном порядке, решением жилищной комиссии на основании соответствующего разрешения командующего войсками военного округа поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения, в настоящее время жилым помещением, в том числе, служебным не обеспечен, военный суд приходит к выводу о необходимости приятия Григорьева на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Руководствуясь ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявление Григорьева <иные данные> – удовлетворить.

Решение <иные данные> отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от <дата> об отказе в приятии Григорьева А.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма признать незаконным.

Обязать начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ приять Григорьева А.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 13 октября 2014 года.

Председательствующий по делу                               А.В. Золотавин

2-266/2014 ~ М-274/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьев Анатолий Александрович
Другие
ФГКУ Востокрегионжилье"
Суд
Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область)
Дело на странице суда
belgvs--amr.sudrf.ru
30.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2014Передача материалов судье
30.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2014Судебное заседание
13.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее