Дело №2- 1046/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2016 года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Артемьева В.Е.,
при секретаре Фаткуллиной Н.В.,
с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора Салихова А.Н.,
заинтересованного лица Фаттаховой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Фаттахова Р.И. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд в интересах Фаттахова Р.И. с иском о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, в котором с учетом уточненных исковых требований просил суд обязать Администрацию MP <адрес> РБ предоставить Фаттахову Р.И. (ДД.ММ.ГГГГ.) по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, общей площадью по норме предоставления не менее № кв. м. с учетом права на дополнительную жилую площадь и необходимостью в постоянном постороннем уходе, от исковых требований к Правительству Республики Башкортостан отказался.
Старший помощник Белебеевского межрайонного прокурора РБ Салихов А.Н. заявленные исковые требования, с учетом их уточнения поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Заинтересованное лицо Фаттахова З.А., действующая в интересах сына – Фаттахова Р.И. исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации МР <адрес> РБ Ахмадеева С.А. оставила принятие решения по делу на усмотрение суда, с учетом расчета общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, изложенному в письменном возражении на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» (далее - Закон Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Аналогичная позиция содержится в ч. 3 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно ст. 23 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № принятие решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации без учета сведений о доходе, приходящемся на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В части 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе: в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, установленным действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» определен перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с медицинской справкой ГБУЗ РБ Белебеевская центральная районная больница от ДД.ММ.ГГГГ № «... заболевание Фаттахова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ . входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на внеочередное предоставление жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п. 3 код заболевания (<данные изъяты>). Данное заболевание входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №».
Следовательно, в соответствии с вышеуказанной медицинской справкой Фаттахова Р.И. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с наличием у Фаттахов Р.И. тяжелой формы хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и на основании заявления Фаттаховой З.А., последняя поставлена на учет в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Между тем, до настоящего времени семья Фаттаховой З.А. не обеспечена жилым помещением, что является нарушением прав Фаттахова Р.И., т.к. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья и согласно п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № право на дополнительную жилую площадь.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П по жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П) содержатся в том числе следующие положения, а именно: в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.В. Алексеев оспаривает конституционность пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 40 (части 1 и 3), в той мере, в какой оно с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, только если они до наступления обстоятельств, послуживших причиной утраты жилого помещения, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Кроме того, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-3 отмечено, что вышеизложенные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в нем указаний на предоставление жилья в порядке очередности для данной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье данной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В силу п. 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону.
ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь.
Таким образом, Администрацией MP <адрес> РБ существенно нарушены нормы действующего законодательства, выразившиеся в не предоставлении жилого помещения Фаттахову Р.И. при нахождении его семьи в списке внеочередников в Комитете по жилищным делам Администрации MP <адрес> РБ.
Как уже отмечалось выше, Фаттахов Р.И. совместно со своей мамой, братом зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: РБ, <адрес> данного помещения составляет <данные изъяты>. Указанное жилое помещение принадлежит Фаттахову Р.И., Фаттаховой З.А., Фаттахову И.И. на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому.
Каких-либо иных жилых помещений ни Фаттахова З.А., ни члены ее семьи, совместно с которыми она поставлена на учет в Администрации MP <адрес> РБ, в собственности либо на ином вещном праве не имеют.
Белебеевским межрайонным прокурором РБ в интересах Фаттахова Р.И., подано искомое заявление об обязании Администрации MP <адрес> РБ предоставить Фаттахову Р.И. жилое помещение по договору социального найма, обшей площадь не менее 14 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь и необходимостью в постоянном уходе.
В судебном заседании установлено, что согласно справки № от 26.01.2016г. заболевание Фаттахова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. входит в перечень заболеваний, дающим право инвалидам, страдающим ими, право на внеочередное предоставление жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06,2006 г. №.
Также заболевание Фаттахова Р.И. входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данный факт сторонами не оспаривался и нашел свое подтверждение в материалах дела.
Решением Совета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан оз ДД.ММ.ГГГГ № утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в размере № кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
ДД.ММ.ГГГГ Фаттахова З.А. обратилась в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими и принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Администрации MP <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Фаттахова З.А. и члены ее семьи признаны малоимущими и приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно договора безвозмездной передачи квартир в долевую собственность граждан ДД.ММ.ГГГГ г, Фаттахову Р.И. принадлежит № доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. общей площадью №.м..
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Согласно позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации on ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-10, члены семьи ребенка - инвалида не обладают правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
С учетом изложенного, размер общей площади жилого помещения необходимого для предоставления Фаттахову Р.И. по договору социального найма определяется исходя из следующего расчета: (14 <данные изъяты> - (<данные изъяты>.м..
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах Фаттахова Р.И. законными и обоснованными, в связи с чем удовлетворяет их в полном объеме.
Дело рассматривалось в пределах исковых требований и на основании предоставленных сторонами доказательств.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Фаттахова Р.И. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Фаттахов Р.И. (ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, общей площадью не менее № кв.м..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд РБ в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.Е. Артемьев