Дело № 2-81/2020
УИД 42RS0002-01-2019-002331-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Хряпочкина М.Ю.
при секретаре Луниной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белове
22 января 2020 года
гражданское дело по исковому заявлению Князевой Н.Ю., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей К.В.А., Ш.В.Д. Шпагина Д.Н. к ООО «ММК-УГОЛЬ» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к ООО «ММК-УГОЛЬ» о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивируют тем, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Жилой дом, находится на горном отводе ООО «ММК - УГОЛЬ» территория под домом подрабатывается участком «Шахта Чертинская - Коксовая».
В результате подработке, состояния дома, с каждым днем значительно ухудшается, дом становится непригодным для проживания. Физический износ дома составляет <данные изъяты>
Таким образом, в результате неправомерных действий ответчика имуществу (жилой дом) причинён материальный ущерб.
На сегодняшний день, дом находится в аварийном состоянии, в нем невозможно проживать.
В результате действий ответчика жилой дом приведён в непригодное для постоянного проживания состояние, а потому он вправе требовать взамен повреждённого ответчиком жилого дома предоставление другого помещения.
Таким образом, конструктивные меры защиты строения до начала ведения горных работ, должны быть проведены шахтой, а не проведение комплекса мероприятий по строительно-конструктивной защите дома до начала ведения горных работ, привело к ухудшению его технического состояния.
Согласно технической документации общая площадь дома составляет 37,6 кв.м.
Таким образом, переселение жителей и снос домов, пострадавших в результате ведения горных работ, является обязанностью предприятия, которое эти горные работы проводило.
Просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «ММК - УГОЛЬ» предоставит Князевой Н.Ю., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей К.В.А., Ш.В.Д., Шпагина Д.Н. в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 37,6 кв. м., в качестве возмещения вреда, причиненного подработкой территории.
В ходе судебного разбирательства истцы уточнили исковые требования, просят взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ММК - УГОЛЬ», в пользу Шпагина Дмитрия Д.Н. Князевой Н.Ю., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей К.В.А., Ш.В.Д., 1 054 317 рублей 16 копеек в качестве возмещения вреда, причиненного жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> подработкой территории, судебные расходы в размере 96 000 рублей за оплату экспертизы.
В судебное заседание Князева Н.Ю., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Князевой В.А., Шпагина В.Д, не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
В судебное заседание Шпагин Д.Н. не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Оспищева О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объем, уточненные исковые требования поддержала в полном объем, дала аналогичные пояснения.
В судебном заседании представитель ответчика Баранова К.В. действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признает в полном объеме.
Суд, выслушав представителей, исследовав письменные материалы по делу, приходит к следующему.
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить повреждённую вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Для наступления ответственности за причинение вреда в силу положений ст.1064 ГК РФ необходимы следующие условия: наличие вреда; противоправное поведение (действие, бездействие) причинителя вреда; причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом; размер причинённого вреда, причём в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Князева В.А., Шпагин Д.Н., Князева Н.Ю., Шпагин В.Д. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес> расположен жилой <адрес> года постройки, общей площадью 41,9 кв.м., жилой площадью 33,1 кв.м.
Согласно справки ООО «ММК-Уголь» № от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> подрабатывался: Лавой № пласта № ДД.ММ.ГГГГ (Государственное предприятие «Шахта «Чертинская», глубина подработки 185м), Лавой № пласта № ДД.ММ.ГГГГ (Государственное предприятие Шахта «Чертинская», глубина подработки 245м), Лавой № пласта № в ДД.ММ.ГГГГ, зона влияния 49м от монтажной камеры № (Государственное предприятие «Шахта «Чертинская», глубина подработки 330м), Лавой № пласта № в ДД.ММ.ГГГГ (ООО «Шахта Чертинская-Коксовая», глубина подработки 365м). Процесс сдвижения закончился в ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения экспертов № ООО «НИИСЭ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническое состояние жилого дома по <адрес> в <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ООО «ММК-Уголь», шахты «Чертинская-Коксовая».
Имеются разрушения конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.
Основным фактором, повлиявшим на состояние дома, является провал земной поверхности вследствие ведения горных работ ООО «ММК-Уголь», шахты «Чертинская-Коксовая», проведенных в течение нескольких лет и продолжающиеся процессы подработок. Характер повреждений конструкций жилого дома, наличие проседания почвы в подполье дома свидетельствуют, о том, что разрушение конструкций дома связано с оползневыми процессами, связанными с подработкой грунта шахтой.
Повреждения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> возникли непосредственно по причине проведения горных работ ООО «ММК-Уголь», шахта «Чертинская-Коксовая».
В целом строительные конструкции дома находятся в предаварийном или аварийном состоянии, жилой дом в целом не соответствует минимально необходимым требованиях безопасности зданий и сооружений, установленных в Федеральном законе от 30.12.2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Техническое состояние жилого дома находится в причинно - следственной связи с ведением горных работ предприятий ООО «ММК-УГОЛЬ». В связи с большим износом (74%) проведение капитального (восстановительного) ремонта для восстановления технических параметров дома категорически запрещено. Следовательно, Эксперту для ответа на поставленный вопрос следует исходить из средневзвешенной стоимости 1 кв.м, площади жилых домов на вторичном рынке Беловского городского округа на дату экспертизы. Средневзвешенная стоимость 1 кв.м, площади жилых домов на вторичном рынке Беловского городского округа составляет на дату проведения экспертизы 28 040,35 руб./кв.м.
Площадь жилого дома принята согласно выписки из ЕГРН.
Размер причиненного ущерба в результате ведения горных работ составит: 37,6 кв.м.* 28 040,35 руб./кв.м. = 1 054 317,16 рублей.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подлежит сносу (демонтажу) по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «ММК-Уголь», шахты «Чертинская- Коксовая». Возможность восстановления технических параметров дома, расположенного по адресу: <адрес> виде проведения восстановительного ремонта (Реконструкции жилого дома) отсутствует. Проведение капитального ремонта нецелесообразно.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В подтверждение своих доводов, ответчиком не представлено доказательств подтверждающих, что ООО «ММК-УГОЛЬ» не является причинителем вреда и не является правопреемником причинителя вреда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение, принадлежащее истцу, находиться в границах участков недр Чертинское месторождение и Чертинский Глубокий, недропользователем которых, в настоящее время является ООО «ММК-УГОЛЬ» на основании лицензии <данные изъяты>
Предыдущим недропользователем участка недр в зоне влияния, которого расположен спорный дом, являлось ООО шахта «Чертинская-Коксовая», деятельность которого прекращена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с реорганизацией в форме присоединения к ответчику.
В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр;
Пользователи недр обязаны обеспечить соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.
Таким образом, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что в процессе пользования недрами, недропользователь обязан соблюдать установленные стандарты, нормы, правила по охране недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, земель, растительного и животного мира, а также зданий и сооружений от вредного влияния горных работ.
В силу ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ. Юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
Исходя из п. 67 Административного регламента федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по предоставлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315, при переоформлении лицензии заявка должна содержать согласие заявителя принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных переоформляемой лицензии.
Суд, проанализировав доводы сторон, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, приходит к выводу, что собственнику жилого помещения, причинен ущерб, возникший по причине ведения горных работ
Из заключения экспертов № ООО «НИИСЭ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер причиненного ущерба в результате ведения горных работ составляет: 37,6 кв.м.* 28 040,35 руб./кв.м. = 1 054 317,16 рублей.
Таким образом, установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что в соответствии с нормами ст.1064 ГК РФ на ООО «ММК-Уголь» должна быть возложена обязанность по возмещению вреда, причиненного жилому дому.
Поскольку в результате действий ответчика жилой дом приведен в непригодное для постоянного проживания, истцы вправе требовать взамен поврежденного имущества денежной компенсации.
В соответствии с нормами статьи 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Из представленных документов видно, что общая площадь жилого дома составляет 37,6 кв.м., в связи с чем, суд приходит к выводу, что расчет стоимости материального ущерба необходимо производить из указанной общей площади жилого помещения.
Таким образом, с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию возмещение ущерба причиненного жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему Князевой Н.Ю., Князевой В.А., Шпагину В.Д., Шпагину Д.Н. в размере 1054317,16 руб. (в равных долях по 263579,29 руб. в пользу каждого).
Ответчик иного размера ущерба не предоставил.
Доводы ответчика о том, что заключением ВНИМИ установлено долевая ответственность причинителей вреда, в том числе, других шахт и самого собственника, не могут влиять на выводы суда, поскольку заключение от ДД.ММ.ГГГГ выполнено по соглашению между ответчиком и экспертной организацией, с которой они состоят в длительных договорных отношениях.
Кроме того, в заключении от ДД.ММ.ГГГГ степень вины ООО «Шахта Чертинская-Коксовая» определена в размере 10,9%, несмотря на то, что подработка в ДД.ММ.ГГГГ г. прошла в допустимых пределах.
Кроме того, при отработке ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик должен был обследовать в том, числе и спорный дом, на предмет его состояния как до начала работ, так и после окончания сдвижения, что ответчик не сделал.
В связи с чем ответчиком не доказано, что повреждения дома возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что жилой дом приобретен в ДД.ММ.ГГГГ г. также не влияет на выводы суда, поскольку допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что на момент приобретения истцы знали о ветхом и аварийном состоянии жилого дома.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Судебные расходы истца состоят из оплаты стоимости экспертизы в сумме 96000 руб., которые подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца необходимо взыскать государственную пошлину в размере 1300 руб.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «ММК-УГОЛЬ» в доход местного бюджета необходимо взыскать государственную пошлину в размере 13172 руб. (16172-1300)
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ООО «ММК-УГОЛЬ» в пользу Князевой Н.Ю., К.В.А., Ш.В.Д., Шпагина Д.Н. 1054317,16 руб. (в равных долях по 263579,29 руб. в пользу каждого) в качестве возмещения вреда, причиненного жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>.
Взыскать с ООО «ММК-УГОЛЬ» в пользу Князевой Н.Ю. судебные расходы по оплате экспертизы в размере 96000 руб., возврат государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с ООО «ММК - УГОЛЬ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 13172 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.01.2020 г.
Судья |
/подпись/ |
М.Ю. Хряпочкин |