Именем Российской Федерации
с. Новобелокатай 18 апреля 2017 года
Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Комягиной Г.С.,
при секретаре Никитиной К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, Салаватском районах к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ Ургалинское» (далее ООО «ЖКХ Ургалинское») о признании бездействия по добыче воды из скважин в отсутствие проектов зон санитарной охраны противоправным и об обязании привести в соответствие с законом добычу воды,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, Салаватском районах обратился в суд с иском к ООО «ЖКХ Ургалинское» о признании действия (бездействия) ООО «ЖКХ Ургалинское», выразившееся в нарушении обязательных требований ч. 3 и ч. 4 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», по добыче воды из скважин <адрес> РБ в отсутствие проектов зон санитарной охраны водозаборов по лицензиям УФА № 02038 ВЭ от 24.03.2014 г. до 30.04.2022 г., УФА № 01114 ВЭ от 21.07.2009 г. до 31.07.2019 года противоправными, обязании ООО «ЖКХ Ургалинское» привести в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» добычу воды по лицензиям УФА № 02038 ВЭ от 24.03.2014 г. до 30.04.2022 г., УФА № 01114 ВЭ от 21.07.2009 г. до 31.07.2019 года из скважин <адрес> РБ, по тем основаниям, что 20.02.2017 года в Дуванский ТО Управления Роспотребнадзора по РБ из Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении директора ООО «ЖКХ Ургалинское» Якупова М.Г.из представленных документов усматривается, что добыча воды из скважин <адрес> РБ осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта. Кроме того не разработаны проекты зон санитарной охраны водозаборов по указанным лицензиям. За несоблюдение обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства директор ООО «ЖКХ Ургалинское» привлечен к административной ответственности. Допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований создают угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, что явилось основанием для обращения истца в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, Салаватском районах Исламов Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, не возражал предоставлению 6-месячного срока для устранения допущенных ответчиком нарушений. Также суду пояснил, что у них санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии скважины в с. Ургала санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения не имеется.
Представитель ответчика – инженер ЖКХ ООО «ЖКХ Ургалинское» Токарев И.В. исковое заявление признал частично, поддержал доводы, казанные в возражении на исковое заявление, суду показал, что неоднократно обращались к АСП Ургалинский сельсовет по поводу оформления документов на скважину, АСП Новобелокатайский сельсовет оформили право собственности на скважины, в АСП Ургалинский сельсовет было найдено санитарно-эпидемиологическое заключение от 2009 года. Оформление документов для разработки и утверждения зон санитарной охраны займет длительное время, в связи с чем просит предоставить шестимесячный срок для устранения допущенных нарушений.
Представитель третьего лица - Глава АСП Новобелокатайский сельсовет в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, имеется отзыв на исковое заявление, согласно которого все водозаборные станции на территории их сельского совета оформлены в собственность.
Представитель третьего лица - Глава АСП Ургалинский сельсовет в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, возражений по иску не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив доказательства, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального Закона от 30.06.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее ФЗ № 52) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Как следует из положений ч. 1 ст. 2 ФЗ № 52 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 ФЗ № 52 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст. 18 ФЗ № 52, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Согласно п. 1.5 Правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В соответствии с п. 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими Правилами.
Как следует из материалов гражданского дела ответчик ООО «ЖКХ Ургалинское» является осуществляет добычу из скважин для обеспечения населения <адрес> РБ. На данную деятельность у ООО «ЖКХ Ургалинское» имеется 2 лицензии на пользование недрами в целях добычи воды из скважин - УФА № 02038 ВЭ от 24.03.2014 г. до 30.04.2022 г., УФА № 01114 ВЭ от 21.07.2009 г. до 31.07.2019 года (копии лицензий в материалах дела имеются)
Согласно акту проверки от 02.02.2017 года ответчиком не осуществляется измерение объемов забранной воды и сбрасываемых сточных вод поверенными средствами измерения. Кроме того, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта (скважины для добычи подземных вод) санитарным правилам и условиям. По лицензии УФА № 01114 ВЭ от 21.07.2009 г. до 31.07.2019 года не разработан проект зоны санитарной охраны водозабора.
Согласно постановлению о назначении административного наказания от 02.03.2017 года директор ООО «ЖКХ Ургалинское» Якупов М.Г. привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ к штрафу в сумме 2000 рублей по тем основаниям, что добыча воды из скважин для обеспечения населения <адрес> РБ ведется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения, а также ввиду отсутствия проектов зон санитарной охраны водозаборов по лицензиям на пользование недрами в целях добычи воды из скважин - УФА № ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ до 30.04.2022 г., УФА № 01114 ВЭ от 21.07.2009 г. до 31.07.2019 года, с данными нарушениями Якупов М.Г. был согласен.
Представленные в суд представителем ответчика письменные обращения к АСП Ургалинский сельсовет об оформлении правоустанавливающих документов на объекты недвижимости (по списку), не могут быть приняты судом как доказательства принятия мер к получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения, а также составления и утверждения проектов зон санитарной охраны водозаборов по указанным лицензиям, поскольку из их текста следует, что данные документы необходимы ООО «ЖКХ Ургалинское» для заключения договоров аренды и предоставления их в ООО «ЭСКБ»
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, <адрес>х о признании действия (бездействия) ООО «ЖКХ Ургалинское», выразившегося в нарушении обязательных требований ч. 3 и ч. 4 ст. 18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», по добыче воды из скважин <адрес> РБ в отсутствие проектов зон санитарной охраны водозаборов по лицензиям УФА № ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, УФА № ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ противоправными, обязании ООО «ЖКХ Ургалинское» привести в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» добычу воды по лицензиям УФА № ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, УФА № ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ из скважин <адрес> РБ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Удовлетворяя исковое заявление, суд учитывает, в силу ст. 46 ФЗ Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Кроме того, в силу п. 8.4.6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, истец, обладает правом обращения в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с тем, что Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, Салаватском районах освобождён от уплаты госпошлины при подаче исковых заявлений в суд, сведений о том, что ответчик освобождён от уплаты госпошлины в суд не представлено, размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций определен ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ в размере 6 000 рублей, то госпошлина в сумме 6 000 рублей подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 3 ░ ░. 4 ░░. 18 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.03.1999 ░░░░ № 52-░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ № 02038 ░░ ░░ 24.03.2014 ░. ░░ 30.04.2022 ░., ░░░ № 01114 ░░ ░░ 21.07.2009 ░. ░░ 31.07.2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░ ░. 4 ░░. 18 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.03.1999 ░░░░ № 52-░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ № 02038 ░░ ░░ 24.03.2014 ░. ░░ 30.04.2022 ░., ░░░ № 01114 ░░ ░░ 21.07.2009 ░. ░░ 31.07.2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 21 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░