12-138/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 мая 2018 года г. Белорецк
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Харькиной Л.В.,
при секретаре Заворуевой В.А.,
рассмотрев жалобу Нурисламова И. В. на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении Нурисламова И. В., ... года рождения, уроженца ..., РБ, проживающего и зарегистрированного в ... к административной ответственности предусмотренной ч.1 ст.12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
... Нурисламов И.В. был привлечен к административной ответственности за то, что ..., в 12 часов 45 минут, в нарушении ПДД РФ, управлял автомобилем ... в ..., с нечитаемыми государственными регистрационными знаками, т.е. за совершение административного правонарушения, предусмотренногоч.1 ст.12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данное постановление, вынесенное Государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по ... Казиным Р.Ф. было Нурисламовым И.В. обжаловано в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
В судебном заседании Нурисламов И.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, показал, что ... на конечной остановке «Спец поселок» к нему подошел инспектор Казин Р.Ф., попросил предъявить водительское удостоверение. Он пояснил Казину Р.Ф., что автомобилем не управляет, а лишь оказывает водителю Гумерову, юридическую помощь, при составлении в отношении него протокола. Инспектор настоял на предъявлении водительского удостоверения, затем вынес в отношении него обжалуемое постановление, в котором он выразил свое несогласие с данным постановлением «не управлял оспариваю» и подпись свою не поставил, расписался только за то, что копию постановления получил. При этом протокол, где он бы мог выразить свое несогласие и дать соответствующие объяснения по данному факту, инспектором не составлялся, чем последний нарушил ст. 28.6 КоАП РФ. В постановление №... указано, что управлял т/с по ул., но не указано название улицы, что подтверждает тот факт, что транспортным средством он не управлял. Просит признать незаконным и отменить постановление от ... №... о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст. 12.2 КоАП РФ, административное производство прекратить.
Государственный инспектор ДН ОГИБДД ОМВД России по ... Казин Р.Ф. показал, что из положений ч.1 ст.23.3; ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.12.2 КоАП РФ отнесено к компетенции должностных лиц ОВД (полиции), в связи с чем, им на месте совершения административного правонарушения в отношении Нурисламова И.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 12.2 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 500 руб. Копия постановления Нурисламову И.В. вручена, в графе постановления «назначение административного наказания» Нурислвмов И.В. указал «оспариваю, не управлял». Данному гражданину разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, статьи 25.1; 30.1 (2) (3); 32.2; ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, о чем свидетельствует подпись Нурисламова И.В. в постановлении. В своей жалобе Нурисламов И.В. указывает, что по данному факту не был составлен протокол об административном правонарушении, протокол действительно не составлялся, так как Нурисламову И.В. вручена копия постановления, в котором он расписался. В случае отказа Нурисламова И.В. от подписи в постановлении по делу об административном правонарушении, им был бы составлен протокол об административном правонарушении для фиксации отказа привлекаемого лица к административной ответственности от подписи, с привлечением понятых. Просит в удовлетворении жалобы Нурисламова И.В. отказать.
Выслушав стороны, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:
В соответствии состатьей24.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласностатье26.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силустатьи2.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1ст.12.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Согласно постановления по делу об административном правонарушении от ..., Нурисламов И.В. в 12 часов 45 минут, в нарушении ПДД РФ, управлял автомобилем ... на ..., в ... РБ с нечитаемыми государственными регистрационными знаками.
Суд исследовал представленную фототаблицу из которой следует, что на автомобиле ..., задние номерные знаки, не читаемые.
Пунктом 1.3 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 установлено, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Согласно п. 2.3.1 Правил дорожного движения РФ перед выездом водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения), определено, что на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.
В соответствии с п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, запрещается эксплуатация: автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).
В соответствии с п. 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, эксплуатация транспортного средства запрещена, в случае если государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
Как разъяснено в п.5.1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 г. (в ред.от 09.02.2012 г.) при квалификации по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ действий лица следует руководствоваться примечанием к статье 12.2 КоАП РФ, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака. По данной норме подлежат квалификации также действия, выразившиеся в управлении транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта. Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТом Р 50577-93.
Из изложенного следует, что по ч.1 ст.12.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях надлежит квалифицировать управление транспортным средством с загрязненными номерами, которые затрудняют прочтение нанесенных на них символов (в том числе одного из них).
В судебном заседании Нурисламов И.В. показал, что транспортным средством он не управлял.
В соответствии со ст.26.1КоАПРФпо делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъектаРоссийской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.26.2КоАПРФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаютсяпротоколомоб административном правонарушении, инымипротоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.28.2.КоАПРФ: 1. О совершении административного правонарушениясоставляетсяпротокол,за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. 2. Впротоколеоб административном правонарушении указываются дата и место егосоставления, должность, фамилия и инициалы лица,составившегопротокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъектаРоссийскойФедерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3. Присоставлениипротоколаоб административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись впротоколе.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления спротоколомоб административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержаниюпротокола, которые прилагаются кпротоколу.
5.Протоколоб административном правонарушении подписывается должностным лицом, егосоставившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписанияпротокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копияпротоколаоб административном правонарушении.
Согласно ст.28.6ч.ч.1,2КоАПРФв случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа,протоколоб административном правонарушениине составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание,составляетсяпротоколоб административном правонарушении.
Вынесение постановления о наложении административного штрафа безсоставленияпротоколаоб административном правонарушении может иметь место лишь в том случае, если лицо не оспаривало наличия события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание. В иных случаях производство по делу об административном правонарушении должно осуществляться в соответствии с положениями ст.28.8КоАПРФ, что предполагает обеспечение возможности привлекаемому к административной ответственности лицу реализовать свои процессуальные права независимо от того,гдерассматривается дело.
Приведенные положения закона Государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Белорецкому району Казиным Р.Ф. не были соблюдены при рассмотрении данного дела.
В суде Нурисламов И.В. пояснил, что он изначально не был согласен с вменяемым нарушением, о чем указал в своих устных объяснениях до вынесения инспектором оспариваемого постановления.
Приведенные доводы Нурисламова И.В. подтверждаются имеющимися в административном деле по факту ДТП материалами, где в постановлении о привлечении к административной ответственности Нурисламов И.В. отрицал свою виновность в совершении вменяемого правонарушения, указав «не управлял, оспариваю».
При наличии возражений со стороны Нурисламова И.В. инспектор обязан былсоставитьпротоколоб административном правонарушении и осуществлять производство по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями ст.28.8КоАПРФ, что предполагает обеспечение возможности привлекаемому к административной ответственности лицу реализовать свои процессуальные права независимо от того, где рассматривается дело.
Таким образом, материалы дела содержат сведения о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Данные нарушения процессуальных требований являются существенными, не могут быть устранены судом при рассмотрении дела по желобе, они не позволили Государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Белорецкому району Казину Р.Ф. всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и являются основанием для отмены обжалуемого постановления.
В связи с тем, что сроки привлечения Нурмсламова И.В. к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ не истекли материалы административного дела о привлечении Нурисламова И.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 12.2 КоАП РФ направить на новое рассмотрение должностному лицу, составившему постановление - Государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Белорецкому району Казину Р.Ф.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.30.7ч.1 п.1,ст.30.9Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Белорецкому району Казина Р.Ф. по делу об административном правонарушении в отношении Нурисламова И. В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Материалы административного дела о привлечении Нурисламова И.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 12.2 КоАП РФ направить на новое рассмотрение должностному лицу, составившему постановление - Государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Белорецкому району Казину Р.Ф.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья: Харькина Л.В.