Дело № 2 - 300 / 2023 год
73RS0006-01-2023-000341-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2023 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Григорян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Матвеевой О.А., Баракшаевой Л.И., Баракшаева Н.А., Кузнецовой А.Б., Алексеевой В.А. , Сорокиной З.А., Мозулевой Т.М. и Мозулева В.Н. к Зубову Г.С. о возложении обязанности уменьшить поголовье скота в соответствии с действующими нормами, осуществлять выпас скота на отведенной территории, очистить территорию принадлежащего ему земельного участка от складируемого на нем навоза, очистить территорию выгульного двора личного подсобного хозяйства от навоза, произвести замену (ремонт) ограждения, организовать на участке личного подсобного хозяйства место для хранения навоза и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ :
Матвеева О.А., Баракшаева Л.И., Баракшаев Н.А., Кузнецова А.Б., Алексеева В.А., Сорокина З.А., Мозулева Т.М. и Мозулев В.Н. обратились в суд с иском, уточненным в суде, к Зубову Г.С. о возложении обязанности уменьшить поголовье принадлежащего ему крупного и мелкого рогатого скота в соответствии с действующими нормами, осуществлять выпас принадлежащего ему крупного и мелкого рогатого скота на отведенной территории за пределами территорий многоквартирных домов <адрес> под наблюдением владельца или уполномоченного им лица, не допуская безнадзорный выпас домашней скотины на территориях общего пользования поселения, в срок до 01 августа 2023 года очистить территорию принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 73:02:060114:259 от складируемого на нем навоза, очистить территорию выгульного двора личного подсобного хозяйства от навоза, произвести замену (ремонт) ограждения по периметру участка, организовать на участке личного подсобного хозяйства место для хранения навоза, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 2 000 руб. в пользу каждого.
В обоснование заявленного требования указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах <адрес> Ответчик является собственником жилого помещения в многоквартирном <адрес>, однако там не проживает, а напротив данного дома содержит личное подсобное хозяйство – домашний скот: 4 бычка, 7 голов мелкого рогатого скота, ягнят и овец 10 голов, 7 свиней, около 30 кур. В нарушение действующего законодательства ответчик не содержит принадлежащих ему домашних животных в соответствии с требованиями законодательства. Территории, прилегающие к многоквартирным домам, превратились в свалку, в связи с наличием большого количества навоза в воздухе стоит зловоние, большое скопление различных насекомых, на территории домов увеличилось количество крыс и мышей. Стадо крупного и мелкого рогатого скота бесконтрольно разгуливает около жилых домов, поедает посаженные для облагораживания придомовых территорий цветы и садовые насаждения. Действия ответчика нарушают права истцов на благоприятную окружающую среду по месту проживания.
Истцы Матвеева О.А., Баракшаева Л.И., Кузнецова А.Б., Алексеева В.А., Сорокина З.А., а также представитель истцов Малофеева Е.А., поддержав заявленные с учетом уточнения требования, привели аналогичные доводы.
Истцы Баракшаев Н.А., Молева Т.М. и Мозулев В.Н. в судебное заседание не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Зубов Г.С. и его представитель - адвокат Аширова Н.И. в судебном заседании против иска возражали. Из пояснений ответчика следует, что действительно у него имеется личное подсобное хозяйство, а именно 6 свиней, 4 бычка (одному 7 месяцев, остальным 3 месяца), 10 кур. Он надлежащим образом содержит своих домашних животных, животные вакцинированы. Бесконтрольно скот у него не пасется, у него есть пастух, выпас производится в лесу. Место для хранения навоза у него организовано, навоз складируется на принадлежащем ему земельном участке. Просят в иске отказать.
Представители третьих лиц - администрации МО «Ленинское городское поселение» и Агентства ветеринарии Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом, представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Возражений по иску не представлено.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне заседания извещены надлежащим образом, возражений по иску не представлено.
Проверив представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
Из системного толкования указанных норм с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации следует, что установление правового режима использования земель, в том числе по их целевому назначению, ограничение земельных прав собственников земельных участков (как и иных категорий землепользователей) обусловливается необходимостью соблюдения прав и законных интересов иных лиц, а также обеспечения публичных (государственных, общественных) интересов, выражающихся в защите основ конституционного строя, окружающей среды, нравственности, здоровья, государственной безопасности.
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.10 указанного Федерального закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно п.1 ст.12 указанного Федерального закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В силу ст.18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения - производители этой продукции.
Владельцы животных и производители продукции животного происхождения обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продукции животного происхождения, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением продукции животного происхождения, ее переработкой и реализацией.
Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 № 622 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации» утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации (далее соответственно - Правила, КРС), которые устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание КРС), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно (далее - Хозяйства), а также содержащими более 500 голов КРС (далее - Предприятия).
Согласно п.4 указанных Правил в Хозяйствах необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию.
Согласно п.5 указанных Правил минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания КРС (далее - животноводческое помещение) (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании КРС в Хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла животноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании КРС в Хозяйствах, приведенному в таблице N 1.
Согласно п.11 указанных Правил в Хозяйствах должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.
Согласно п.12 указанных Правил емкость навозохранилища и (или) площадки для хранения и биотермического обеззараживания навоза рассчитывается исходя из массы экскрементов, суточные выделения которых от одной головы КРС приведены в таблице № 2.
Согласно п.23 указанных Правил хранение сена и соломы в Хозяйствах должно осуществляться в стогах, скирдах или под навесами, а также в помещениях для хранения кормов (далее - хранилища) и/или на чердаках животноводческих помещений; сенажа и силоса - в траншеях, ямах, курганах, рулонах, полимерных мешках (рукавах) и сооружениях, предназначенных для предотвращения попадания влаги на сенаж и силос.
Согласно п.28 указанных Правил для дезинфекции обуви при входе в животноводческое помещение должны устанавливаться дезинфекционные коврики (кюветы), заполненные поролоном, опилками или другим материалом, пропитанные дезинфицирующими растворами (далее - дезковрики), по ширине прохода и длиной не менее 1 м.
Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации» утверждены Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации (далее - Правила), которые устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание свиней), требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (далее - хозяйства), а также содержащими более 1000 голов свиней (далее - предприятие).
Согласно п.4 указанных Правил территория хозяйства должна быть огорожена способом, исключающим возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц и транспортных средств, а также ограничивающим доступ животных, включая животных без владельца и диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов).
Согласно п.5 указанных Правил в хозяйстве должно быть обеспечено безвыгульное содержание свиней либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающий контакт свиней с другими животными, включая птиц.
Согласно п.6 указанных Правил минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания свиней (далее - свиноводческое помещение) (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах должно соответствовать минимальному расстоянию от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах, приведенному в таблице N 1.
Согласно п.12 указанных Правил для дезинфекции обуви вход в свиноводческое помещение оборудуется приспособлениями или устройствами, обеспечивающими дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» ( СанПиН 2.1.3684-21 ).
Согласно п.267 указанных СанПиН отходы животноводческих комплексов (далее - навоз) и птицеводческих комплексов (далее - помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.
Согласно п.268 указанных СанПиН транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.
Согласно п.269 указанных СанПиН на животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.
При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.
Согласно п.270 указанных СанПиН при размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
Согласно п.271 указанных СанПиН на объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что истцы проживают в многоквартирных домах <адрес> истица Матвеева О.А. и истцы Баракшаевы проживают в доме № 5, истцы Кузнецова А.Б. и Алексеева В.А. проживают в доме №8, истица Сорокина З.А. проживает в доме № 3, истцы Мозулевы проживают в доме № 7. Жилые помещения, в которых проживают истцы, принадлежат им на праве собственности.
Ответчик Зубов Г.С. является собственником жилого помещения в многоквартирном <адрес>, проживает по адресу: <адрес>.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что напротив многоквартирного <адрес> ответчик Зубов Г.С. содержит личное подсобное хозяйство – домашний скот: 4 головы крупного рогатого скота (бычки на откорме), в том числе 1 голова старше года и 3 головы в возрасте 3 месяцев, 6 свиней в возрасте 1 год.
В суде также установлено, что ответчику Зубову Г.С. с 18.05.2022 г. принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 513 кв.м и № площадью 352 кв.м, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, местоположение земельных участков – Барышский район, МО «Ленинское городское поселение», р.п.имени В.И.Ленина.
Согласно акту осмотра от 05.07.2023 г., составленному председателем КУМиЗО МО «Барышский район», на земельном участке с кадастровым номером № находится постройка, теплица, посажены сельскохозяйственные культуры и плодовые кустарники; на земельном участке с кадастровым номером № посажены сельскохозяйственные культуры, а также расположена куча навоза; признаки нецелевого использования земельных участков отсутствуют.
В суде установлено и никем по делу не оспаривается, что данные земельные участки прилегают к придомовой территории многоквартирных домов.
Факт того, что на принадлежащем ответчику земельном участке ответчиком складируется навоз со своего личного подсобного хозяйства, никем по делу не оспаривается. Не оспаривается также тот факт, что навоз складируется непосредственно на почве.
Между тем, складирование навоза непосредственно на почве является нарушением Ветеринарных правил, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 № 622. Размещение навоза и отходов от содержания и разведения крупного рогатого скота и свиней на земельном участке ответчика, при том, что данный земельный участок прилегает к придомовой территории многоквартирных жилых домов, вызывает прямую угрозу возникновения негативных последствий для здоровья истцов, а также вызывает прямую угрозу возникновения негативных последствий для земельных участков в области загрязнения почвы, грунтовых вод. Размещение навоза и отходов от содержания и разведения крупного рогатого скота и свиней на земельном участке ответчика свидетельствует о нарушениях ответчиком прав истцов на здоровье и благоприятную окружающую среду.
Анализ установленных в суде обстоятельств, с учетом вышеуказанных положений закона позволяет суду прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истцов о возложении на ответчика обязанности очистить территорию принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № от складируемого на нем навоза. Поскольку срок, указанный истцами (до 01.08.2023 г.), включает в себя течение срока вступления решения суда в законную силу, поэтому требования истцов об указании в решении суда указанного срока удовлетворению не подлежат.
Что касается требования истцов уменьшить поголовье принадлежащего ему крупного и мелкого рогатого скота в соответствии с действующими нормами, очистить территорию выгульного двора личного подсобного хозяйства от навоза, произвести замену (ремонт) ограждения по периметру участка, организовать на участке личного подсобного хозяйства место для хранения навоза, то суд не находит оснований для их удовлетворения. Данный вывод сделан, исходя из следующего.
Как следует из экспертного заключения ОГБУ «Инспекция по ветеринарии и безопасности продовольствия» от 10.07.2023 г. нарушений в части количества содержащегося в хозяйстве ответчика крупного рогатого скота не установлено, мелкого рогатого скота в хозяйстве ответчика не имеется. Не установлено нарушений и в части количества свиней. При визуальном осмотре состояние животных удовлетворительное. Расстояние от конструкции угла помещения, где содержатся животные, до границ соседних участков соответствуют нормам. Территория хозяйства огорожена сплошным, высоким забором, исключающим возможность проникновения на эту территорию посторонних лиц и транспортных средств, а также ограничивающим доступ животных. Бычки содержатся в деревянной конюшне площадью около 40 кв.м, в конюшне имеются перегородки. В холодное время свиньи содержатся в теплом помещении, площадь которого составляет 12 кв.м при норме не менее 4,8 м. В теплое время года в хозяйстве обеспечен выгул свиней на выгульной площадке без сплошного твердого покрытия. На момент обследования животные находились на выгульной площадке в трех деревянных станках под навесами. Площадка огорожена деревянным сплошным забором. Навоз складируется на территории ЛПХ для хранения и биотермического обеззараживания. Скот подвергается диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней.
Как указано в данном экспертном заключении, нормативной документацией запахи и звуки, выделяемые и издаваемые животными, не нормируются.
Данным экспертным заключением не установлены нарушения в части содержания территории выгульного двора, в части целостности ограждения, в части необходимости организации на участке личного подсобного хозяйства места для хранения навоза.
Данное экспертное заключение представлено Агентством ветеринарии Ульяновской области на запрос суда. Оснований сомневаться в результатах проведенной инспекции в ЛПХ ответчика не имеется.
Установленное данным экспертным заключением нарушение ответчиком Ветеринарных правил в части отсутствия дезинфекционных ковриков при входе в животноводческое и свиноводческое помещения не может являться основанием для удовлетворения требований истцов уменьшить поголовье принадлежащего ответчику крупного рогатого скота в соответствии с действующими нормами, очистить территорию выгульного двора личного подсобного хозяйства от навоза, произвести замену (ремонт) ограждения по периметру участка, организовать на участке личного подсобного хозяйства место для хранения навоза.
Что касается требования истцов обязать ответчика осуществлять выпас принадлежащего ему крупного рогатого скота на отведенной территории за пределами территорий многоквартирных домов <адрес> под наблюдением владельца или уполномоченного им лица, не допуская безнадзорный выпас домашней скотины на территориях общего пользования поселения, то суд находит данное требование подлежащим удовлетворению, поскольку, как следует из представленных в суд фотоматериалов, ответчиком допущен безнадзорный выпас принадлежащего ему крупного рогатого скота на территории общего пользования поселения, в том числе на придомовой территории многоквартирного дома.
Ввиду отсутствия в хозяйстве ответчика мелкого рогатого скота, основания для удовлетворения требования истцов по поводу выпаса мелкого рогатого скота отсутствуют.
Согласно ст.151, 1100, 1101 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред ( физические или нравственные страдания ) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также с учетом требований разумности и справедливости.
Поскольку факт нарушения действиями ответчика Ветеринарных правил, требований СанПиН и, как следствие, прав истцов на благоприятную окружающую среду, нашел подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о компенсации морального вреда, но с учетом принципов разумности и справедливости, исходя из характера причиненных нравственных страданий и длительности периода нарушения прав истцов, в меньшем размере, чем указано заявителями, а именно в размере по 1 000 руб. в пользу каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Матвеевой О.А., Баракшаевой Л.И., Баракшаева Н.А., Кузнецовой А.Б., Алексеевой В.А. , Сорокиной З.А., Мозулевой Т.М. и Мозулева В.Н. к Зубову Г.С. удовлетворить частично.
Обязать Зубова Г.С.: очистить территорию принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № от складируемого на нем навоза; осуществлять выпас принадлежащего ему крупного рогатого скота на отведенной территории за пределами территорий многоквартирных домов <адрес> под наблюдением владельца или уполномоченного им лица, не допуская его безнадзорный выпас на территориях общего пользования поселения.
Взыскать с Зубова Г.С. в пользу Матвеевой О.А., Баракшаевой Л.И., Баракшаева Н.А., Кузнецовой А.Б., Алексеевой В.А. , Сорокиной З.А., Мозулевой Т.М. и Мозулева В.Н. в счет компенсации морального вреда 1 000 руб. в пользу каждого.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.И. Гаврилова
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2023 года