Дело №2-260/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2012 года р.п.Базарный Карабулак
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Юдиной Л.П.,
при секретаре Темновой И.Ю.,
с участием заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района Аветисян Т.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению реализации права граждан на получение дошкольного образования,
установил:
Заместитель прокурора Базарно-Карабулакского района обратился в Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района о возложении на администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области обязанности устранить выявленные нарушения и возложении обязанности по обеспечению реализации права граждан на получение дошкольного образования.
Свои требования он обосновывает тем, что прокуратурой Базарно-Карабулакского района проведена проверка исполнения требований Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в части обеспечения и защиты конституционного права на получения образования.
В настоящее время на территории р.п. Базарный Карабулак Базарно-Карабулакского муниципального района свою деятельность осуществляют 4 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, рассчитанных на посещение 365 детей.
Вместе с тем, в р.п. Базарный Карабулак Базарно-Карабулакского района Саратовской области имеется очередь на получение места в детских садах, в которой в настоящее время состоят 64 ребенка.
Наибольшее количество - 25 детей, состоят в очереди на получение дошкольного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №1 «Теремок» р.п. Базарный Карабулак Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области», а также в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Отсутствие достаточного количества детских садов свидетельствует о невыполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Законом РФ «Об образовании».
В судебном заседании заместитель прокурора Аветисян Т.Р. поддержал заявленные требования, уточнил, просил иск удовлетворить и просит суд обязать администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района дополнительно обеспечить предоставление дошкольного образования: в МБДОУ «Детский сад №1»Теремок» - 19 несовершеннолетним, МБДОУ «Детский сад №5 «Радость» –16 несовершеннолетним, МБДОУ «Детский сад № 2 «Светлячок» – 4 несовершеннолетним, МБДОУ « Детский сад «Радуга» -21 несовершеннолетнему в целях ликвидации соответствующих очередей на получение детьми мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях р.п.Базарный Карабулак.
Представители ответчика администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Трошина Н.В. и Зотова А.В. не возражают против заявленных требований, не отрицая по существу наличие очередности и её размер в указанные прокурором детские сады, пояснил, что администрацией района постоянно ведется работа по её уменьшению, но без внесения изменений в бюджет района, сама по себе администрация не сможет ничего решить, ввиду отсутствия финансирования. Пояснив также, что подавалась заявка на участие в долгосрочной целевой программе « Развитие системы дошкольного образования Саратовской области»
Суд, выслушав заместителя прокурора Аветисян Т.Р., представителей администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Трошину Н.В. и Зотову А.В., исследовав материалы дела полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 10.07.2012 г. №3266-1 «Об образовании», государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, гарантирует им общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.2012 г. №3266-1 «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно положений ч. 1 ст. 33 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в числе прочего, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу п. 11 ст. 3 Устава Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения Базарно-Карабулакского муниципального района относится организация общедоступное бесплатного дошкольного образования на территории Базарно-Карабулакского муниципального района.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории р.п. Базарный Карабулак осуществляют деятельность 4 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений: МБДОУ «Детский сад №1»Теремок», МБДОУ «Детский сад №5 «Радость», МБДОУ «Детский сад № 2 «Светлячок», МБДОУ « Детский сад «Радуга».
Установленные проверкой нарушения зафиксированы в акте проверки от 04 апреля 2012 года подписанным заместителем прокурора Базарно-Карабулакского района Аветисяном Т.Р., начальником управления образования администрации Базарно-Карабулакского муниципального образования Трошиной Н.В., согласно которой очередь на получение места в детских садах составляет 64 ребенка.
По основаниям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которых она основывает как свои требования, так и возражения.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ни одной из сторон, что на администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению реализации права граждан на получение дошкольного образования в пределах муниципального района, как не оспаривается факт наличия очередности детей в дошкольные образовательные учреждения р.п.Базарный Карабулак, в том числе в МБДОУ «Детский сад №1»Теремок» - 19 детей, МБДОУ «Детский сад №5 «Радость» –16 детей, МБДОУ «Детский сад № 2 «Светлячок» – 4 ребенка, МБДОУ « Детский сад «Радуга» -21 ребенок.
При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика том, что администрацией района постоянно ведется работа по уменьшению такой очередности не могут являться основанием для отказа в иске прокурору, поскольку доказательств принятия всех необходимых мер к ликвидации существующей очередности суду не представлено.
При этом, как следует из анализа перечисленных выше норм законодательства в сфере образования, законодатель в рассматриваемом случае не ставит выполнение возложенных обязанностей по обеспечению реализации права граждан на получение дошкольного образования в пределах муниципального района в зависимость от объема имеющегося или запланированного финансирования, даже если в бюджете денежные средства на соответствующие мероприятия не предусмотрены.
В связи с изложенным, соответствующие доводы представителя ответчика в этой части не освобождают администрацию от исполнения обязанности по принятию всех возможных мер в пределах своей компетенции к дополнительному обеспечению дошкольным образованием несовершеннолетних, с целью ликвидации образовавшейся очереди на получение мест в муниципальных дошкольных учреждениях.
Так, сведения о наличии очередности детей в дошкольные образовательные учреждения района имелись у ответчика и до принятия решения «О бюджете Базарно-Карабулакского муниципального района на 2012 год», обязанность по обеспечению бесплатным дошкольным образованием граждан прямо возложена на администрацию муниципального образования законом, однако, каких-либо мер по планированию соответствующих расходов в местном бюджете, исходя из представленных суду доказательств, принято не было.
Таким образом, отсутствие у ответчика находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения возложенного законом обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота; достоверных доказательств принятия всех мер к выполнению таких требований ответчиком суду не представлено.
В силу части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Круг лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянен и персонально изменчив.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация Базарно-Карабулакского муниципального района, как орган местного самоуправления, не в полной мере организовала предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района всем нуждающимся несовершеннолетним. Вместе с тем, такая обязанность возложена на ответчика в силу прямого указания закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №1»░░░░░░░»– 19 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №5 «░░░░░░░» – 16 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 2 «░░░░░░░░░» – 4 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» – 21 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░