Дело № 12-23/2020г.
РЕШЕНИЕ
26 марта 2020г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛЭНД-10» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия №1418/19л от 09.01.2020, предусмотренном ч.2 ст.8.25 КоАП РФ,
установил:
ООО «ЛЭНД-10» обратилось в суд с жалобой на постановление о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей, в которой просят учесть, что недоруб в виде отдельно стоящих деревьев оставлен в силу производственных причин, а именно того, что технические возможности лесозаготовительной техники не позволяют срубать деревья диаметром более 32 см у шейки корня. На основании изложенного, просят отменить постановление по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание представитель ООО «ЛЭНД-10» не явился, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом, представили дополнения к жалобе, согласно которых указывают, что ими заключен договор подряда с ООО "С" 01.11.2017, а в дальнейшем 01.12.2017 договор подряда между ООО "С" и АО "С". Считают, что вред, причиненный окружающей среде, должен быть возмещен лицом, его причинившим, а таковым является АО "С". Просят привлечь к участию в деле ООО "С".
Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК в судебном заседании не участвовал, уведомлены о рассмотрении жалобы должным образом, возражений не представили.
Оценив существо спора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Положениями ч.2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений и наказание на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению №1418/19л от 09.01.2020 ООО «ЛЭНД-10» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей. Из постановления следует, что на основании договора аренды лесного участка №168-з от 28.12.2015 и лесной декларации от 15.02.2018 №14 (период действия с 26.02.2018 по 25.02.2019), ООО «ЛЭНД-10» осуществляло заготовку древесины в Охтинском участковом лесничестве в квартале 70 выделе 21 лесосека 1 ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество». 22.07.2019 по результатам проведения осмотра лесосек было выявлено нарушение порядка проведения работ по заготовке древесины, а именно оставление расстроенного недоруба в виде отдельно стоящих деревьев породы береза и осина диаметром от 8 см до 28 см в общем объеме 25,27 кбм, оставленный недоруб не включает деревья, указанные в технологической карте. Согласно технологической карте разработки лесосеки, способ рубки лесных насаждений – сплошной. Оставление недорубов на лесосеке не соответствии с технологической картой лесосечных работ, является нарушением порядка проведения лесосечных работ. Таким образом, Обществом допущено нарушение лесного законодательства, которое выразилось в нарушении порядка проведения рубок лесных насаждений, а именно проведении работ по заготовке древесины не в соответствии с технологической картой разработки лесосек. В качестве отягчающих обстоятельств указано: повторное совершение однородного административного правонарушения, смягчающих обстоятельств не установлено.
ООО «ЛЭНД-10» является арендатором лесного участка площадью 53254,1 га по договору аренды №168-з от 28.12.2015 в целях использования лесов для заготовки древесины в Беломорском муниципальном районе Республики Карелия.
Согласно технологической карте лесосечных работ №22 от 06.02.2018 в квартале 70 выдел 21 лесосеки 1 Охтинского участкового лесничества, способ рубки – сплошная. Срок окончания вывозки древесины – 25.02.2019.
15.02.2018 ООО «ЛЭНД-10» подана лесная декларация №14 за период с 26.02.2018 по 25.02.2019.
Письмом ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» от 21.02.2018 ООО «ЛЭНД-10» сообщалось о необходимости представления технологических карт до начала заготовки древесины.
25.04.2019 ООО «ЛЭНД-10» извещалось о необходимости направления представителя для участия в осмотре лесосек 22.07.2019 к 09 час. 00 мин.
По результатам проверки 22.07.2019, проведенной в присутствии представителя ООО «ЛЭНД-10» Левенка Д.В., составлен акт, из которого следует, что арендатором на лесном участке оставлен недоруб в виде отдельных деревьев в объеме 25,27 кбм в нарушение п.12 «з» «Правил заготовки древесины…» (Приказ Минприроды №474 от 13.09.2016). Объяснений от представителя лесопользователя не предоставлено. 30.10.2019 был составлен протокол №11-Б/19 об административном правонарушении в отношении ООО «ЛЭНД-10».
Договором аренды лесного участка №168-з от 28.12.2015 предусмотрена обязанность арендатора ООО «ЛЭНД-10» использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством РФ и настоящим договором; осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством, проектом освоения лесов и лесной декларацией (пп. «б», «ж» п.12).
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
Согласно ч. 2 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в ч. 1 данной статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.С 10 января 2017 г. в действие вступили новые Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, и приказ Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки».
Приложением 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 предусмотрено, что лесосечные работы выполняются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины в соответствии с формой технологической карты, согласно приложению 2 настоящего приказа, технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации, выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления. Установлено также требование о необходимости соблюдения при выполнении лесосечных работ технологической карты лесосечных работ (пп.1, 5).
Частью 1 ст. 99 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суду представлены копии договоров подряда на заготовку древесины: №ЛЗ-4/17 от 01.11.2017, заключенного между ООО «ЛЭНД-10» и ООО "С" на период с 01.11.2017 по 01.11.2018; №ЛЗ-17/42/З/СЦБК-33 от 01.12.2017, заключенного между ООО "С" и АО "С" на предмет выполнения работ по договору подряда №ЛЗ-4/17 от 01.11.2017.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, что ООО «ЛЭНД-10» при осуществлении работ по заготовке древесины оставило невырубленной в квартале 70 выделе 21 лесосеки 1 древесину в объеме 25,27 кбм, в виде отдельно стоящих деревьев породы береза и осины диаметром от 8 см. до 28 см, в то время как технологическая карта, составленная юридическим лицом, предусматривала сплошную рубку.
Обстоятельства совершения ООО " ЛЭНД-10» административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении №11-Б/19 от 30.10.2019, актом осмотра лесосек №165 от 22.07.2019, договором аренды лесного участка №168-з от 28.12.2015, заключенным между Министерством по природопользованию и экологии РК (арендодатель) и ООО "ЛЭНД-10» (арендатор), другими материалами дела.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ООО "ЛЭНД-10" указанных положений законодательства, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушений, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что Общество осуществляло данную деятельность с использованием труда подрядной организации, не освобождает арендатора от ответственности за нарушение установленных правил заготовки древесины, поскольку согласно Правилам заготовки древесины арендаторы лесного участка непосредственно несут ответственность за соблюдение установленного порядка заготовки древесины. При этом ООО "ЛЭНД-10" обязано контролировать деятельность подрядных организаций по заготовке древесины на арендованной им территории.
Доводы ООО «ЛЭНД-10» о том, что недоруб оставлен в силу производственных причин в связи с техническими возможностями лесозаготовительной техники не могут быть приняты судом в качестве основания для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности за нарушение лесного законодательства.
На основании вышеизложенного, суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что ООО «ЛЭНД-10» при заготовке древесины по заключенному договору аренды лесного участка действительно допустило нарушение указанных Правил заготовки древесины. Возражения заявителя суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании законодательства, расценивает их как преследующими цель избежать наказания за допущенное административное правонарушение.
Оснований для привлечения к участию в деле подрядных организаций ООО "С" и АО "С" суд не находит.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ по делам о нарушении законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования давность привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении данный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения. Таким образом, срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не истёк.
Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным суд не находит, сведений о таких основаниях ООО «ЛЭНД-10» не приведено.
Существенных процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении допущено не было. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом отсутствия смягчающих обстоятельств и наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства (привлечение к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, постановление №882/18л от 01.11.2018, вступившее в законную силу 20.11.2018).
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что дело об административном правонарушении рассмотрено правильно. Учитывая данные обстоятельства, жалоба ООО «ЛЭНД-10» удовлетворению не подлежит, оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия - начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия №1418/19л от 09.01.2020, о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛЭНД-10» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение десяти суток с момента получения его копии.
Судья С.В. Полузерова