№ 12-86/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 марта 2016 года г.Белорецк
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Пиндюриной О.Р.,
с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Исянбаевой Э.С.,
при секретаре Яковлевой Л.С.,
рассмотрев в судебном заседании протест Белорецкого межрайонного прокурора на постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Коробкина Н.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Коробкин Н.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Белорецкий межрайонный прокурор подал протест, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, материал об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора Исянбаева Э.С. изложенные в протесте доводы поддержала, суду показала, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения административного законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения. Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ Коробкин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях. Считает, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит данных о присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при составлении данного протокола, предоставлялись ли им объяснения и замечания по содержанию протокола. Кроме того, протокол не содержит данных о разъяснении Коробкину Н.А. его прав и обязанностей, возможность ознакомления с протоколом последнему также не была представлена. Кроме того, протокол не подписан должностным лицом, его составившим и лицом, в отношении которого он составлен. Доказательств направления Коробкину Н.А. копии протокола материал не содержит. Согласно штампу входящей корреспонденции материал об административном правонарушении в отношении Коробкина Н.А. поступил в административную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, тогда как определение начальника ОМВД России по Белорецкому району о передаче по подведомственности вынесено ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о его формальном составлении. Постановление по делу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит данных присутствовал ли Коробкин Н.А. при рассмотрении дела, что влечет нарушение его права на защиту, в том числе на предоставление доказательств, дачу объяснений, заявление ходатайств. Данных о том, что Коробкину Н.А. вручена копия постановления, либо направлена заказным письмом, материалы не содержат, а потому Коробкин Н.А. лишен права его обжалования. При вынесении постановления административной комиссией не установлены обстоятельства совершения правонарушения, не установлено посягали ли действия Коробкина Н.А. на здоровье, честь и достоинство членов семьи, совместно проживающих лиц, время совершения административного правонарушения, в связи с чем, объективная сторона вменяемого административного правонарушения, наличие события административного правонарушения не установлены. Были ли учтены при вынесении постановления обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину Коробкина Н.А., в постановлении не отражено. Также оставлены без выяснения характер и размер ущерба, причиненным административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также причины и условия совершения правонарушения и иные обстоятельства. Просит постановление председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Коробкина Н.А. отменить, производство по делу прекратить.
Представитель административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ Батракова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с доводами, изложенными Белорецким межрайонным прокурором в протесте, не согласилась, суду показала, что о времени и месте рассмотрения административного материала Коробкин Н.А. был извещен, но доказательств этому нет. Действительно административный материал в отношении Коробкина Н.А. поступил в административную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, но с целью ненарушения сроков протокол был составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Коробкин Н.А. в судебное заседание не явился.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ судья при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Материалами дела установлено, что судебное извещение и телеграмма о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу направлены Коробкину Н.А. судом по указанному в постановлении адресу с уведомлением о вручении.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 221 от 15 апреля 2005 года, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечении установленного срока хранения, не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.
Из материалов дела следует, что судебные извещения, направленные по месту жительства Коробкина Н.А., как регистрируемые почтовые отправления, возвращены в суд, так как истек срок хранения, телеграмма не доставлена, так как адресат за телеграммой не является.
Уклонение Коробкина Н.А. от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения и телеграммы расценивается судом как отказ от их получения.
Учитывая, что Коробкин Н.А. в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ административными комиссиями, созданными в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами.
Таким законом Республики Башкортостан является Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, принятыйо Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 16 июня 2011 года.
В соответствии с ст. 1.1 указанного Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса.
Поскольку порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях не урегулирован Кодексом Республики Башкортостан об административных правонарушениях, следовательно, эти правоотношения подлежат разрешению в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13.8 КоАП Республики Башкортостан совершение рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц (семейно-бытовое дебоширство ), если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере трехсот рублей.
Как установлено в судебном заседании, следует из административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в Отдел МВД России по Белорецкому району от ФИО1. поступило заявление о том, что ее сожитель Коробкин Н.А. ДД.ММ.ГГГГ в ее квартире по адресу: <адрес> утроил скандал, разбил стекло на балконе.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ от Гридневской М.В. отобраны объяснения и ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным ОУУП и ПДН отдела МВД России по Белорецкому району в отношении Коробкина Н.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием признака преступления, предусмотренного ст.167 УК РФ.
Изучение данного материала показало, что объяснения от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, каковым является Коробкин Н.А., не получены, права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ последнему разъяснены не были, что является нарушением, влекущим невозможность использования доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела МВД России по Белорецкому району вынесено определение о передаче административного дела в отношении Коробкина Н.А. по подведомственности в административную комиссию.
ДД.ММ.ГГГГ данный материал, согласно штампу входящей корреспонденции, поступил в административную комиссию.
Как верно указал в своем представлении прокурор, протокол об административном правонарушении в отношении Коробкина Н.А. составлен заведующим сектором муниципального контроля, заместителем председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, то есть до поступления материала в административную комиссию.В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ст.29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
7) документы, исследованные при рассмотрении дела.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.
Согласно п.3-4.1 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, по смыслу указанных положений, физическое лицо должно присутствовать при составлении протокола.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Следовательно, рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении Коробкина Н.А. к административной ответственности возможны только при условии наличия данных о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения указанного дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Если в ходе рассмотрения дела будет выявлено, что протокол был составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Вместе с тем из материалов дела следует, что о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении Коробкин Н.А. надлежащим образом не извещен, процессуальные права и обязанности ему не разъяснены, письменные объяснения Коробкина Н.А. не отобраны, подпись должностного лица, составившего протокол отсутствует, доказательства направления Коробкину Н.А. копии протокола отсутствуют.
Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Коробкина Н.А., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из текста постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Коробкина Н.А. производилось в его отсутствие, тогда как в силу ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, в нарушение указанной нормы, постановление вынесено в отсутствие привлекаемого к административному наказанию лица.
Сведения об извещении Коробкина Н.А. о месте и времени рассмотрения дела отсутствуют, поскольку в протоколе № № об административном правонарушении после фразы «Рассмотрение материалов дела об административном правонарушении состоится в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. ДД.ММ.ГГГГ в малом зале администрации муниципального района Белорецкий район РБ, по адресу: <адрес>» подпись Коробкина Н.А. отсутствует. Иных доказательств, свидетельствующих об извещении Коробкина Н.А., не имеется.
Указанные обстоятельства лишили Коробкина Н.А. возможности реализовать свои права на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
В силу п.п.4, 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так, административная ответственность по ч. 1 ст.13.8 КоАП РБ за семейно-бытовое дебоширство предусмотрена в случае совершения рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, то есть состав вменяемого административного правонарушения является альтернативным.
Между тем, административной комиссией обстоятельства совершения правонарушения не установлены, в постановлении не отражены, не установлено в чем выразились действия Коробкина Н.А., посягал ли он на здоровье, честь и достоинство членов семьи, совместно проживающих лиц, время совершения административного правонарушения.
Кроме того, согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер завершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В нарушение данного требования и ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность правонарушителя, по делу не установлены и в постановлении об административном правонарушении не указаны.
Также в нарушение ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ постановление не содержит указания на обстоятельства, которые учитывались при назначении наказания в виде штрафа (характер совместного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и т.п.).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Со дня совершения Коробкиным Н.А. административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, прошло более двух месяцев, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.3 – 30.12 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Коробкина Н.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Белорецкий межрайонный суд в течение 10 дней.
Судья: О.Р. Пиндюрина