Дело № 2-2085 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Голубченко В.М.,
при секретаре Летниковой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово
15 июня 2016 года
гражданское дело по иску Прокурора города Белово в защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ - Кемеровской области, муниципального образования – город Белово и прав неопределенного круга лиц к КВЮ о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Белово обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ - Кемеровской области, муниципального образования – Город Белово и прав неопределенного круга лиц к КВЮ о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Свои исковые требования мотивирует тем, что КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имея право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения <адрес> категории «ВС», выданного ДД.ММ.ГГГГ имеет медицинские психиатрические противопоказания для управления автотранспортными средствами.
Согласно ст. 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии со ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами, указанного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
В силу ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По информации ГБУЗ <адрес> «Беловский психоневрологический диспансер» КВЮ состоит на диспансерном учете с диагнозом: психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением синтетических каннабиноидов, что является противопоказанием к управлению автотранспортными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно данному перечню для водителей транспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.
Управление автотранспортным средством КВЮ, употребляющим наркотические средства, создает реальную угрозу возникновения дорожно- транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Так, ДД.ММ.ГГГГ КВЮ совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.9 КРФ об АП употребление наркотических средств без назначения врача.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Беловского городского округа КВЮ направлен на медицинскую реабилитацию в ГБУЗ «Беловский психоневрологический диспансер».
Согласно справке ВК № ГБУЗ <адрес> «Беловский психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ КВЮ, страдает психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления синтетических каннабиноидов, не может быть допущен к управлению транспортными средствами.
Установлено, что КВЮ страдает синдромом зависимости от опиатов, им добровольно было заявлено ходатайство о направлении на медицинскую реабилитацию. Учитывая указанные обстоятельства на основании ст. 29.9 КРФобАП производство по делу было прекращено.
Таким образом, действие права КВЮ на управление транспортными средствами должно быть прекращено в связи ухудшением здоровья на почве употребления наркотических средств, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Указанные обстоятельства позволяют прокурору в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением о прекращении действия права ответчика на управление транспортными средствами, поскольку это требуется для защиты прав и граждан и интересов общества и государства.
Просит прекратить действие права КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами, в связи с его ухудшением состояния здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
В судебном заседании представитель истца КНЕ исковые требования поддержала, дала аналогичные объяснения, изложенным в исковом заявлении.
Просит прекратить действие права КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами, в связи с его ухудшением состояния здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Ответчик КВЮ в судебном заседании исковые требования не признал. Не отрицал, что употреблял наркотические средства и был поставлен на учет в Беловский психоневрологический диспансер. Пояснил, что не употребляет наркотические вещества на протяжении полугода.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ГБУ здравоохранения <адрес> «Беловский психоневрологический диспансер» - ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования о прекращении действие права КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами, поддержал.
Представитель третьего лица отдела ГИБДД МО МВД России «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Суд, выслушав представителя истца КНЕ, ответчика КВЮ, представителя ГБУ здравоохранения <адрес> «Беловский психоневрологический диспансер» - ФИО5, действующего на основании доверенности, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В силу ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст.23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средством являются заболевания, наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно ч. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.
Управление лицами, имеющие медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно пункту 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Постановлением Правительства РФ № 377 от 28.04.1993 года «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ред. от 23.09.2002 г.) утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании. Осуществление деятельности, связанной с источником повышенной опасности, при алкоголизме, наркомании, токсикомании допускается только в случае стойкой ремиссии, а также после лечения и снятия с учета.
Согласно положениям Приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 г. № 704 (в ред. от 23.09.2002 г.) «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», снятие с диспансерного учета больных наркоманией происходит в случае стойкой ремиссии (выздоровления), время диспансерного учета которых составляет 5 лет.
В силу ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В судебном заседании установлено, что ответчик КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право управления транспортными средствами.
Согласно компьютерной базе ФИС-М в РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «<данные изъяты>» КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. было выдано водительское удостоверение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ кат. «ВС» (л.д. 6).
В ответ ГБУЗ КО <данные изъяты> на запрос, сообщил, что КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на «Д» учете у врача нарколога с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: Психические поведенческие расстройства вследствие употребления синтетических каннабиноидов. (л.д.7).
Из справки, подписанной главным врачом ГБУЗ «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на «Д» учете у нарколога с 2015 по настоящее время с диагнозом Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления опиатов (л.д.8).
Согласно справке ВК № ГБУЗ <адрес> «Беловский психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ КВЮ, страдает психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления синтетических каннабиноидов, не может быть допущен к управлению транспортными средствами (л.д.9).
Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Беловским МРО Управления ФСКН России по <адрес>, КВЮ привлечен к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ (л.д.10).
Постановлением мирового судьи судебного участка № Беловского городского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, КВЮ направлен на медицинскую реабилитацию в ГБУЗ «Беловский психоневрологический диспансер».
Постановлением ст. следователя 3 группы Следственной службы Управления ФСКН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении КВЮ была назначена психиатрическая экспертиза.
Согласно медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ комиссия пришла к выводу, что КВЮ страдает психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления синтетических каннабиноидов.
Имеющееся у ответчика КВЮ заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании ответчик КВЮ не обосновал свои возражения относительно исковых требований.
Таким образом, добытые по делу доказательства являются относимыми и допустимыми по делу, ими достоверно подтверждается, что имеющееся у ответчика КВЮ заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 28 апреля 1993 года № 377 (ред. от 23.09.2002 г.).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что управление автотранспортным средством КВЮпри наличии у него заболевания с диагнозом- «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления синтетических каннабиноидов», создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, либо причинения иного имущественного ущерба, что не отвечает основным принципам организации безопасности дорожного движения. Доказательств обратного ответчиком суду в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в ходе судебного разбирательства иных обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Белово в защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ - Кемеровской области, муниципального образования – Город Белово и прав неопределенного круга лиц к КВЮ о прекращении действия права на управление транспортными средствами - удовлетворить.
Прекратить действие права КВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на управление транспортными средствами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ В.М.Голубченко