Дело № 2-102/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2020 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием истца Романова В.А. и его представителя Ефлеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романова В.А. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Романов В.А. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением по тем основаниям, что он с ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой у Е.Г.Д., как оставшийся без попечения родителей до достижения совершеннолетия. Постановлением Администрации МО «<адрес> муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего Романова В.А. в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с чем его включили в список лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, где в настоящее время он в очереди под №. После совершеннолетия никакого жилья не предлагали, собственного недвижимого имущества не имеет. Просит обязать АМО «Беломорский муниципальный район» предоставить ему вне очереди изолированное благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
Определением суда, в ходе проведения подготовки к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Истец Романов В.А. и его представитель Ефлеева С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в заявлении доводам. Дополнительно пояснили, что иного жилья в собственности у истца не имеется.
Представители ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в представленном отзыве указали, что не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований. Истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Мать Романова В.А. лишена родительских прав решением <адрес> районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце отсутствуют, распоряжением Администрации несовершеннолетний был передан под опеку бабушке Е.Г.Д. В соответствии с постановлением администрации МО «<адрес> муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Романова В.А. в ранее занимаемом жилом помещении. Нуждающиеся в жилье дети-сироты и лица из их числа включаются в списки, которые ведутся субъектами федерации, ими занимается Министерство социальной защиты Республики Карелия, Романов В.А. был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, утвержденный Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование бюджета в целях осуществления закупки на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет бюджета Республики Карелия. В бюджет МО "<адрес> муниципальный район" распределено на приобретение жилья 8000000 руб. субвенций на плановый период 2020 год.
Представители третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Р.Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является матерью истца, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствует, данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении, где в графе сведения об отце прочерк, а также заочным решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Указанным решением мать Романова В.А. - Р.Е.И. лишена родительских прав.
Распоряжением АМО "<адрес> муниципальный район" № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Романовым В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном несовершеннолетнего назначена Е.Г.Д..
Романов В.А., зарегистрирован по месту жительства адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается сведениями о регистрации с МКУ "<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта истца; сведениями, представленными МП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из отзыва ответчика, Романов В.А. относится к категории – лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением АМО «<адрес> муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом Протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, установлен факт невозможности проживания Романова В.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <адрес> связи с тем что общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, меньше учтенной нормы жилого помещения. Отделу образования предложено включить Романова В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время находится в очереди под номером №.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, дополнены пункты 59-62, в котором значится Романов В.А. (строка 60), что также не оспаривается сторонами по делу.
Жилое помещение, расположенное по адресу регистрации истца <адрес> собственностью истца не является, также у истца отсутствует в собственности иное жилое помещение, что подтверждает истец в судебном заседании, не оспаривается ответчиком, также подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления <данные изъяты> об отсутствии запрашиваемых сведений в ЕГРН, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями с ГУП РК РГЦ "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и частью 1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 921-ЗРК " О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (на территории Республики Карелия – Правительством Республики Карелия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным выше гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.2 и 3 п.1 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Решению совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилья на территории <адрес> составляет <данные изъяты> кв.метров. Решением Малого Совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что благоустроенным жилым помещением, применительно к условиям <адрес>, являются квартиры в жилых домах, построенных по проектам, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, независимо от планировки, оборудованные центральным отоплением, водопроводом, канализацией, электроосвещением, центральным или местным горячим водоснабжением, газовыми, электрическими или дровяными кухонными плитами.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Между Министерством социальной защиты РК и Администрацией МО "<адрес> муниципальный район" ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение № "О порядке взаимодействия при осуществлении государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому финансовое обеспечение государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального образования «Беломорский муниципальный район» из бюджета Республики Карелия.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
На основании изложенного, учитывая, что истец Романов В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда при наличии у него соответствующего права, что не оспаривается сторонами, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению помещениями на территории <адрес>, Администрация МО «Беломорский муниципальный район» против удовлетворения заявленных исковых требований не возражают, суд полагает, что требование Романова В.А. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Романова В.А. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» за счет средств субвенции, выделяемой бюджету <адрес> муниципального района из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, предоставить Романову В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося на территории <адрес> муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории <адрес> муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.