Дело № 2-1292/2019 года
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
11 февраля 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амирхановой Светланы Александровны к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить меру социальной поддержки,
Установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к ответчику Управлению социальной защиты населения по г.о. Балашиха об обязании предоставить меру социальной поддержки, указывая на то, что она является матерью троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ее муж, ФИО5, проходит службу в в/ч 3186. На основании ч. 3 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вся их семья зарегистрирована по месту жительства по адресу воинской части: <адрес>. Фактически вся ее семья проживает согласно договору пользования служебным жилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %, установленных ст. 15 Закона Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 года № 1082/46 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», на что получила письменный отказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 просит суд обязать ответчика Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха предоставить ей меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 15 Закона Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», по месту фактического проживания, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом произведена замена ненадлежащего ответчика Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха на надлежащего ответчика Министерство социального развития Московской области.
В судебное заседании истец ФИО1 явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и пояснила, что в предоставлении мер социальной поддержки отказано правомерно, в связи с тем, что фактическое местонахождение ФИО1, отображенное в договоре пользования служебным жилым помещением, не совпадает с местом регистрации в паспорте.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый в случае спора об его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом (часть 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г.).
Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1 Закона Московской области "О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области" N 1/2006-03 от 12.01.2006 года установлено, что действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно ст. 15 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", многодетным семьям предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива).
Пунктами 4 и 5 ст. 20.9 указанного Закона установлено, что право на ежемесячную денежную выплату семье определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за ее назначением.
При обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты семье по истечении шести месяцев с месяца рождения третьего или последующего ребенка, ежемесячная денежная выплата семье назначается и выплачивается за истекший период, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты семье со всеми необходимыми документами. Размер ежемесячной денежной выплаты за истекший период определяется на условиях, действовавших в истекшем периоде.
Ежемесячная денежная выплата семье назначается на шесть месяцев и выплачивается в течение указанного периода, начиная с месяца подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты семье со всеми необходимыми документами.
В силу статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства детей до 14 лет признается место жительства их родителей, каких-либо ограничений не устанавливается.
По смыслу ст. ст. 69, 71 ЖК РФ, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена.
Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 02.02.1998 года N 4-П разъяснил, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме, определены Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок предоставления компенсации расходов, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года № 1235/52).
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2008 г. N 1235/52, семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения ими возраста 18 лет (учащихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет) представляют копии свидетельств о рождении детей, а для учащихся старше 18 лет - документы, подтверждающие их обучение по очной форме обучения в образовательных учреждениях (представляются ежегодно в сентябре).
Согласно п.п. 2, 3, 6 указанного выше Порядка, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов
по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации. Компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
(далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации
его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 (зарегистрирован в Минюсте России 02 апреля 2013 года № 27963) утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 106 названного выше Административного регламента при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложение № 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ФИО5 проходит военную службу по контракту в в/ч 3186. Контракт заключен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Истец ФИО1 имеет права и льготы, установленные статьей 15 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", что подтверждено удостоверением многодетной семьи № (л.д. 11).
ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО5 (л.д. 16). От брака они имеют дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и несовершеннолетних детей: дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19-20), дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 17), сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 18).
Как следует из отметки в паспорте, выписки из домовой книги ФИО1, ее супруг и дети зарегистрированы, по адресу: <адрес> (л.д. 13-15, 21).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (гражданин) и Войсковая часть 3492 (правообладатель) заключили договор пользования служебным жилым помещением №, согласно которому правообладатель обязуется предоставить гражданину в пользование жилое помещение, подлежащее оформлению в оперативное управление правообладателя, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, для использования в целях проживания: жена ФИО1, дочь ФИО3, несовершеннолетние дети: дочь ФИО7, 2007 года рождения, дочь ФИО8, 2014 года рождения (л.д. 23-25).
ФИО1 проживает в указанном жилом помещении, оплачивает коммунальные услуги (л.д. 26-69).
При таких обстоятельствах, ФИО1 имеет право на предоставление ей такой меры социальной поддержки, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена ст. 15 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Истец ФИО1 обращалась к ответчику за предоставлением ей указанной меры социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, на что дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ №.21.06-2403, из которого следует, что в предоставлении мер социальной поддержки отказано в связи с тем, что фактическое местонахождение, отображенное в договоре пользования служебным жилым помещением, не совпадает с местом регистрации в паспорте (л.д. 70-71).
Вместе с этим, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении ФИО1 той меры социальной поддержки, за получением которой она обратилась в Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха.
Регистрация ФИО1, по адресу: <адрес>, обусловлена прохождением ФИО5 военной службы, и произведена, в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в предоставлении ФИО1 испрашиваемой ею меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона.
Нарушенное право ФИО1 возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную ст. <адрес> от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 6 Порядка предоставления компенсации расходов компенсация назначается с ДД.ММ.ГГГГ, так как компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм закона право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг возникает у истца с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с заявлением о назначении данной ежемесячной денежной выплаты она обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, иск ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> об обязании предоставить меру социальной поддержки, обоснован, однако подлежит частичному удовлетворению с указанием даты предоставления компенсации с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами. Закон связывает возникновение права на льготы не с режимом регистрации, который носит учетный характер и не является основанием для возникновения, изменения или прекращения права на льготы. Фактически истец ФИО1 проживает с супругом и детьми, по адресу: <адрес>, не пользуются правом на получение мер социальной поддержки по месту регистрации, следовательно, такие меры должны быть ей предоставлены по месту ее фактического проживания.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить ФИО1 меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 15 Закона Московской области от 12.01.2006 года 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска ФИО1 к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить меру социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд, через Балашихинский горсуд Московской области, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Быстрякова