Дело №2-935/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Белово Кемеровской области 16 мая 2017 года
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Логвиненко О.А.,
при секретаре ФИО7,
с участием:
- истца ФИО1, её представителя по устной доверенности ФИО8
- представителя ответчика по доверенности от 09.01.2017 г. ФИО9,
- представителя третьего лица- Управления образования Администрации Беловского городского округа по доверенности № 2 от 14.04.2017 г. ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии.
Свои исковые требования мотивирует тем, что 03.03.2016 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда России в г.Белово и Беловском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность.
21.04.2016 г. решением Комиссии Управления ПФР в г.Белово и Беловского района по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального страхового стажа.
Комиссия решила, что засчитать в специальный стаж по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ следующие периоды работы не представляется возможным:
с 25.07.1991 г. по 27.05.1994 г.(2 года 10 мес. 3 дня) в должности помощника воспитателя продленной группы детского сада совхоза «Комский» (в т.ч. с 02.07.1992 г. по 07.01.1993 г. отпуск по уходу за ребенком), согласно справке от 10.01.2015 г. №176, Акту документальной проверки достоверности сведений от 25.03.2016 г. №8, так как должность не поименована в списках должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществляющим педагогическую деятельность;
с 28.05.1994 г. по 14.08.1996 г. (2 года 2 мес. 17 дней) в должности воспитателя детского комбината №43 ГОРОНО, согласно справке от 10.01.2016 г. №391, так как учреждение «детский комбинат» не поименовано в Списках учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение лица, осуществляющим педагогическую деятельность и в перечне структурных организаций.
Пенсионный фонд считает, что у неё документально подтвержден специальный стаж по нормам действующего законодательства 20 лет 09 месяцев 29 дней.
Всего отказываемый период составил 5 лет 20 дней.
С данным решением Комиссии она не согласна полностью.
Согласно трудовой книжке она, ФИО1, 03.07.1991г. была принята воспитателем в детский сад совхоза «Комский» Новоселовского района Красноярского края, о чем имеется запись в трудовой книжке №3 и приказ №41-к от 02.07.1991 г.
В данном детском саду она проработала до 27.05.1994 г., о чем имеется запись в трудовой книжке №4 и приказ № 24-к от 30.05.1994 г. Трудовой стаж составил 2 года 10 месяцев 24 дня. Каких-либо заявлений о переводе с должности воспитателя детского сада на должность помощника воспитателя продленной группы детского сада она не писала. Работодатель приказа о переводе не издавал и её с данным приказом не знакомил под роспись.
Вместе с тем, принимая во внимание положения статьи 30 названого Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3, спорный период работы в детском саду совхоза «Комский» Новоселовского района Красноярского края может быть засчитан в общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. Доказательствами, подтверждающими общий трудовой стаж, в таком случае являются трудовая книжка и другие документы, выданные с места работы (либо вышестоящей организацией) или архивным учреждением, а также свидетельские показания при отсутствии документов.
Как усматривается из материалов дела, она в качестве доказательств, подтверждающих работу в спорных периодах предоставила трудовую книжку, в записях которых указано, что она с 03.07.1991 г. по 27.05.1994 г. непрерывно, постоянно на условиях полного рабочего дня работала в качестве воспитателя в детском саду совхоза «Комский» Новоселовского района Красноярского края, о чем имеется запись в трудовой книжке.
Согласно Раздела II п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно пп. 1, 6, 13, 18 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. № 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", действовавшего в период её работы, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. В трудовую книжку вносятся сведения о работе: прием на работу, перевод на другую работу, увольнение. При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, в учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.
Согласно п.1 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11,12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из п.2 ст. 14 указанного Федерального закона следует, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п.4 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Раздела II п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства от 02.10.2014 №1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Указывает, что в предоставленной ею архивной справке от 10.04.2015 г. № 176 указано: ей, как воспитателю д\сада, вменили обязанности помощника воспитателя продленной группы с 25.07.1991 г. с доплатой 60 руб. + р.к. + 25% за работу в сельской местности. Эта запись говорит о том, что она работала на двух ставках из-за не хватки персонала, выполняя обязанности воспитателя и помощника воспитателя продленной группы. Соответственно ей проводили доплату к основному заработку. Об этом говорит и трудовая книжка, в которой отсутствует запись о переводе в помощники воспитателя группы продленного дня.
Кроме того, с 02.07.1992 г. по 07.01.1993 г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.
Согласно трудовой книжки она была принята воспитателем в детский комбинат № 43 ГОРОНО г.Белово, о чем имеется запись в трудовой книжке № 5 и приказ № 119 от 10.06.1994 г.
В данном детском комбинате проработала до 15.08.1996 г., о чем имеется запись в трудовой книжке №6 и приказ № 242 от 14.08.1996 г. Трудовой стаж составил 2 года 2 месяцев 17 дня.
Ей известно со слов руководителя данного детского учреждения, что позже 22.06.1998 г. данный детский комбинат был переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №43 «Снежинка» общеобразовательного вида г.Белово.
09.04.2006 г. переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 «Снежинка» комбинированного вида г.Белово.
14.08.2007 г. переименован в Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №43 «Снежинка» г.Белово комбинированного вида. Таким образом. данное детское учреждение неоднократно переименовывалось.
Должностные обязанности воспитателя детского комбината и воспитателя детского сада в связи с изменением названия детского учреждения не изменялись.
В соответствии с ч.1 ст.39, Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту.
В силу положений ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст.7, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (ч.2 ст.39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 46 Конституции РФ гарантировано право каждого лица на судебную защиту.
В силу ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., каждый человек имеет право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Требования ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 г., устанавливают, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое разбирательство дела судом.
Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
При этом законом установлено право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п. 19 ч.1 ст.30 Закона).
В соответствии с п.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту М п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Согласно п.3 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п.4 ст.30 указанного Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П следует, что при исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002 г., могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, в том числе к периодам работы до 14.08.1996 г., таким образом, полагает, что к периоду работы до 14.08.1996 г. применяется Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее Список от 1991 № 463) и позже изданные.
В соответствии с Общесоюзным классификатором отрасли народного хозяйства 175018 от 1976 г. в разделе 24003 «Дошкольное воспитание» наименование учреждений обозначено: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки... Указанный классификатор разработан Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР и РФ, утвержден 01.01.1976г. (с изм. №1-18, утв. Госстандартом СССР и РФ в 1977-1995 г.г.).
Детский комбинат являлся, по существу, ничем иным, как комбинированным учреждением, объединяющим в себе детский сад и ясли, так как типовые должностные инструкции воспитателей детских садов или комбинатов совершенно не отличаются друг от друга.
По классификатору отраслей народного хозяйства детские комбинаты являются яслями-садами, следовательно, работа, в детском комбинате, включается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.
При этом согласно п. 1.8 Постановления Правительства РФ от 29.12.2002г. №781, в структуру дошкольных детских образовательных учреждений входят детские сады абсолютно всех наименований.
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463), действовавших до 22 сентября 1999 года, работа в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) в должности воспитателя давала право на льготную пенсию.
Из конституционно-правового толкования норм о пенсионном обеспечении следует, что правовым основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся, к каковым относятся и педагогические работники, является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, обусловленной спецификой и характером труда. При этом, Правительство РФ не наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечения за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий, Правительство РФ обязано учитывать общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип всеобщности, а также предписания ч.1 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Отсутствие в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункт 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781), учреждения детский комбинат не может служить основанием для отказа в принятии для исчисления выслуги лет периода работы истца также еще и потому, что в указанных Списках в разделе "Наименование учреждений" имеется указание на то, что к таковым относятся дошкольные образовательные учреждения и учреждения социального обслуживания, а расширительное толкование Правительством РФ делегированного ему законодателем права, то есть конкретизация указанных образовательных учреждений, противоречит вышеназванным требованиям Конституции РФ и пенсионного законодательства.
Указывает, что её Конституционные права не должны умалятся из-за того, что происходили изменения организационно-правовых форм детского учреждения, где она работала воспитателем. Данные обстоятельства являются независящими от неё и не могут лишать права на назначение досрочной пенсии.
Просит: 1. Признать период работы ФИО1 с 25.07.1991 г. по 27.05.1994 г. в должности воспитателем детского сада совхоза «Комский» <адрес>.
2. Включить в стаж ФИО1, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды:
с 25.07.1991 г. по 27.05.1994 г. (2 года 10 мес. 3 дней) в должности воспитателя детского сада совхоза «Комский» <адрес>;
с 28.05.1994 г. по 14.08.1996 г. (2 года 2 мес. 17 дней) в должности воспитателя детского комбината № ГОРОНО <адрес>.
3. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Белово и Беловском районе назначить ФИО1 в соответствии пп.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» пенсию по старости с 03.03.2016 г.
Впоследствии в соответствии с заявлением от 16 мая 2017 года исковые требования дополнила, просит признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж периодов: 1) с 25.07.1991 года по 27.05.1994 года- воспитателем детского сада совхоза Комский; 2) с 28.05.1994 н\г. по 14.08.1996 г.- воспитателем детского комбината № 43 Гороно г. Белово Кемеровской области и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом дополнений поддержала. Суду пояснила, что была принята в детский сад совхоза Комский воспитателем, ей вменили дополнительные обязанности помощника воспитателя продленной группы, поскольку дети оставались в детском саду в вечернее время, за это получала небольшую доплату. Приказов о переводе не подписывала.
Представитель истца ФИО8, действующая по устной доверенности, занесенной в протокол судебного заседания, дала суду объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области ФИО9, действующая по доверенности от 09.01.2017 г., в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истец Романова Е.А. обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости 03.03.2016 года, ввиду отсутствия требуемого специального стажа в назначении пенсии ей было отказано. Засчитать спорные периоды работы в специальный стаж работы истца не представилось возможным по той причине, что в совхозе «Комский» истец работала помощником воспитателя, а эта должность не поименована в Списках, кроме того её работа в детском комбинате, также не является педагогической деятельностью, поскольку учреждение не поименовано в Списках учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснила, что страховой стаж ФИО1 на дату обращения за назначением пенсии составляет 28 лет 9 месяцев 29 дней
Представитель третьего лица- Управления образования Администрации Беловского городского округа по доверенности № 2 от 14.04.2017 г. ФИО10 в судебном заседании пояснила, что согласно исторической справке детский комбинат № 43 был передан на баланс ГОРОНО. Затем было изменено название. В 1998 году детский комбинат был переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № «Снежинка» общеобразовательного типа г. Белово. Данное детское учреждение неоднократно переименовывалось. Должностные обязанности воспитателя детского комбината и воспитателя детского сада в связи с изменением названия детского учреждения не изменялись. Считает, что возможно включить в трудовой стаж данный период работы.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, а ответчик, рассмотрев заявление, принял решение от 21.04.2016 года № об отказе ФИО1 в назначении пенсии в связи с отсутствием специального страхового стажа (л.д. 12).
Из протокола заседания Комиссии Управления ПФР в г. Белово и Беловском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО1 имеются следующие периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», документально подтвержденный специальный стаж ФИО1 составляет 20 лет 09 месяцев 29 дней, что менее требуемого.
По мнению ответчика, засчитать в специальный стаж работы ФИО1 не представляется возможным следующие периоды:
- с 25.07.1991 г. по 27.05.1994 г. (2 года 10 мес. 3 дня) в должности помощника воспитателя продленной группы детского сада совхоза «Комский» (в т.ч. с 02.07.1992 г. по 07.10.1993 г. отпуск по уходу за ребенком), согласно справке от 10.04.2015 г. № 176, акту документальной проверки достоверности сведений от 25.03.2016 г. № 8, так как должность не поименована в Списках должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществляющим педагогическую деятельность;
- с 28.05.1994 г. по 14.08.1996 г. (2 года 2 мес. 17 дней) в должности воспитателя в детском комбинате № 43 ГОРОНО, согласно справке от 10.01.2016 г. № 391, так как учреждение «детский комбинат» не поименовано в Списках учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и в перечне структурных организаций. Всего отказываемых периодов- 5 лет 20 дней.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
На основании ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 1 (часть 1), 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагает определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано при возникновении права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
1. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Как следует из подпункта 19 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» для реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено какие списки и правила применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения. Так при исчислении периодов работы при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в соответствии с п.п. «м» указанного Постановления, применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пунктам 4 и 5 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из трудовой книжки, заполненной на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения видно, что 03.07.1991 года на основании приказа 41-к от 02.07.1991 года она была принята на работу в Совхоз Комский воспитателем детского сада. Приказом № 24-к от 30.05.1991 года уволена 27.05.1994 года по ст. 31 КЗоТ РФ в связи с переездом на новое место жительства. Приказом № 119 от 10.06.1994 года с 01.06.1994 года Романова Е.А. принята воспитателем по 9 разряду ЕТС в детский комбинат 43 ГОРОНО. Уволена переводом в детский комбинат № 10 по согласованию между руководителями, ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ (приказ № 242 от 14.08.1996 г.) (л.д. 17-19).
Справкой о заключении брака № 272, свидетельством о заключении брака подтверждается присвоение истцу фамилии ФИО1 (ранее ФИО4).
Из архивной справки Администрации Новоселовского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в приказах по личному составу совхоза «Комский» за 1991-1994 годы содержаться следующие сведения о трудовом стаже ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения:
- ФИО4, воспитателю д/сада вменить обязанности помощника воспитателя продленной группы с 25.07.1991 года с доплатой 60 руб.+ р.к.+25 % за работу в сельской местности (приказ от 27.07.1991 г. № 46к);
- ФИО4 предоставить частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком с 02.07.1992 года по 07.10.1993 годы (приказ от 26.06.1992 г. № 37к);
- ФИО4, помощника воспитателя д/сада уволить 27.05.1994 года по ст. 31 КЗоТ (переезд на новое место жительства) (приказ от 30.05.1994 № 24к) (л.д. 40).
Указанные сведения подтверждаются также актом документальной проверки достоверности сведений, представленных по справке от 10.04.2015 года № 176 на гр. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., от 25 марта 2016 года № 8 УПФР в Новоселовском районе Красноярского края, из которого, кроме того, следует, что в расчетных ведомостях заработной платы за 1991-1994 годы указана должность ФИО4- помощник воспитателя (л.д. 45).
Доказательств, достоверно подтверждающих, что истец была переведена в указанный период на должность помощника воспитателя, по делу не имеется и ответчиком не представлено, а из письменных материалов дела следует, что истцу как воспитателю детского сада были вменены обязанности помощника воспитателя продленной группы с установлением доплаты.
Так, согласно ст. 87 Кодекса законов о труде Российской Федерации в редакции закона, действовавшей в период работы истца, было установлено, что работникам, выполняющим на одном и том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются администрацией предприятия, учреждения, организации по соглашению сторон.
Оценивая в совокупности указанные доказательства, суд полагает установленным факт работы истца ФИО1 в период с 25.07.1991 года по 27.05.1994 года в должности воспитателя детского сада Совхоза «Комский», поскольку он подтвержден записями в трудовой книжке, которая в силу закона является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, полагает исковые требования в этой части подлежащими удовлетворению.
Как следует из имеющейся в материалах дела справки № 391 от 10.01.2016 года, выданной МБДОУ детский сад № 43 города Белово, ФИО1 была принята 26.05.1994 г. в детский комбинат № 43 ГОРОНО на должность воспитателя (приказ от 10.06.1994 г. № 119) на ставку согласно штатного расписания. Уволена переводом в детский комбинат № 10 с 15.08.1996 г. (приказ № 242 от 14.08.1996 г.) (л.д. 41).
Согласно исторической справке от 12.04.2017 г. № 143а, распоряжений Администрации города Белово (л.д. 73-76, 78) Детский комбинат № 43 Беловской трикотажной фабрики был открыт в октябре 1976 года, с 01.01.1993 года переименован в детский комбинат № 43 ГОРОНО, затем с 26.06.1998 г. переименован в Детский сад № 43 ГОРОНО, впоследствии неоднократно переименовывался. В настоящее данное учреждение именуется- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белова».
Согласно имеющемуся в материалах дела Уставу (л.д. 86-101) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово» является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками.
Из объяснений представителя третьего лица- Управления образования Администрации Беловского городского округа по доверенности № 2 от 14.04.2017 г. ФИО10 следует, что данное детское учреждение неоднократно переименовывалось, но при этом должностные обязанности воспитателя детского комбината и воспитателя детского сада не изменялись.
В силу ч. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей.
В указанном Списке, предусмотрены учреждения: детские дошкольные учреждения всех типов. В стаж засчитывались все виды педагогической деятельности независимо от ведомственной принадлежности учреждений (организаций).
Действовавший до 01.01.2003 года Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом, Госпланом и Госстандартом СССР 01.01.1976 года, устанавливает, что «детский комбинат» являлся дошкольным воспитательным учреждением, и указанное наименование было тождественно дошкольному воспитательному учреждению «ясли-сад», которое в свою очередь предусмотрено Списком должностей и учреждений, и работа в нем засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельности в учреждениях для детей.
Проанализировав все имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается в зависимости от вида деятельности, педагогической работы с детьми, при этом работа истца ФИО1 в оспариваемые периоды заключалась воспитании и обучении малолетних детей - осуществлении педагогической деятельности, направление деятельности учреждений, в которых работала истец в спорные периоды, условия труда, характер и специфика её труда свидетельствуют об осуществлении истцом в оспариваемые периоды педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В связи с изложенным отказ ответчика в назначении ей досрочной пенсии по старости нельзя признать законным.
С учетом изложенного суд полагает не соответствующим закону оспариваемое решение ответчика в части отказа в установлении пенсии и отказа во включении в специальный трудовой стаж ФИО1, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» следующих периодов:
- с 25.07.1991 г. по 27.05.1994 г. (2 года 10 мес. 3 дней) в должности воспитателя детского сада совхоза «Комский» в <адрес>, включая отпуск по уходу за ребенком с 02.07.1992 года по 07.10.1993 года, поскольку указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»);
- с 28.05.1994 г. по 14.08.1996 г. (2 года 2 мес. 17 дней) в должности воспитателя детского комбината №43 ГОРОНО города Белово Кемеровской области.
Суд считает необходимым обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный трудовой стаж ФИО1, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости.
Судом установлено, что на момент обращения за назначением пенсии страховой стаж истца более 28 лет, что подтверждается объяснениями представителя ответчика ФИО9, специальный стаж истца 25 лет 10 месяцев 19 дней при требуемом стаже- 25 лет.
По мнению суда, ответчик неправомерно отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент обращения за назначением пенсии – 3 марта 2016 года -у неё имелся стаж работы, необходимый для назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», а потому требования истца в части понуждения ответчика назначить трудовую пенсию по старости с 3 марта 2016 года подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма расходов по уплате государственной пошлины- 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии удовлетворить.
Признать период работы ФИО1 с 25.07.1991 г. по 27.05.1994 г. работой в должности воспитателя детского сада совхоза «Комский» в Новоселовском районе Красноярского края.
Признать незаконным решение № от 21.04.2016 года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белово и <адрес> в части отказа в установлении пенсии и отказа во включении в специальный трудовой стаж ФИО1, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» следующих периодов:
с 25.07.1991 г. по 27.05.1994 г. (2 года 10 мес. 3 дней) в должности воспитателя детского сада совхоза «Комский» в Новоселовском районе Красноярского края;
с 28.05.1994 г. по 14.08.1996 г. (2 года 2 мес. 17 дней) в должности воспитателя детского комбината №43 ГОРОНО города Белово Кемеровской области.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области включить в специальный трудовой стаж ФИО1, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды:
с 25.07.1991 г. по 27.05.1994 г. (2 года 10 мес. 3 дней) в должности воспитателя детского сада совхоза «Комский» в Новоселовском районе Красноярского края;
с 28.05.1994 г. по 14.08.1996 г. (2 года 2 мес. 17 дней) в должности воспитателя детского комбината №43 ГОРОНО города Белово Кемеровской области.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области назначить ФИО1 в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» пенсию по старости с 03 марта 2016 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области в пользу ФИО1 в качестве компенсации расходов по уплате государственной пошлины *** рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения 20 мая 2017 года
Судья О.А. Логвиненко