№2-125/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2015 года р.п.Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Ульянина Д.Ю.,
при секретаре Тараевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бековского районного суда Пензенской области гражданское дело по заявлению администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В обоснование своих требований заявитель указал, что на территории Вертуновского сельсовета в ДД.ММ.ГГГГ был выявлен объект недвижимости – биотермическая яма «Беккари», расположенная по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, ул.2-е отделение <адрес>, у которого отсутствует собственник. Согласно ответам органов, осуществляющих учет Федерального имущества, имущества <адрес>, имущества муниципального образования «<адрес>», объект недвижимости – биотермическая яма «Беккари», расположенная по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, ул.<адрес> <адрес>, в реестрах Федерального имущества, имущества <адрес>, имущества муниципального образования <адрес> не значится. Право собственности иных лиц на указанный объект недвижимости не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению администрации Вертуновского сельсовета <адрес> указанный объект был принят на учет под соответствующим номером как бесхозяйный, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного, никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве на указанный объект недвижимого имущества отсутствует, в связи с чем, просит в судебном порядке признать право муниципальной собственности Вертуновского сельсовета <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества - Яма Беккари, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, <адрес> <адрес>.
В судебное заседание представитель заявителя – администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области не явился, от главы администрации Сорокина С.Е. в адрес суда поступило письменное заявление, в котором он поддержал заявленные требования, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Сердобский отдел) в судебное заседание не явился, Управление надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда от представителя Управления не поступало.
Представитель третьего лица - Управления Департамента Государственного имущества Пензенской области в судебное заседание не явился, от представителя Департамента Попова П.В., действующего на основании доверенности, поступил отзыв на заявление администрации Вертуновского сельсовета <адрес>, в котором указал, что в реестре государственного имущества <адрес> объект недвижимости сооружение - Яма Беккари, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, ул.2-е отделение <адрес>, не учитывается. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента государственного имущества <адрес>.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Управления <адрес>, в судебное заседание не явился, от исполняющего обязанности начальника Управления в адрес суда поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, указав, что свое мнение по передаче Ямы Баккари в муниципальную собственность Вертуновского сельсовета <адрес> Управление изложило в ранее направленном в адрес суда письме от ДД.ММ.ГГГГ за №№. Из содержания указанного письма следует, что законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями Российской Федерации», переданными для осуществления органам государственной власти <адрес>» передавались полномочия в части обустройства и консервации мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, земляных ям), изготовления технических планов и (или) кадастровых паспортов мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, земляных ям), предусмотренными долгосрочной целевой программой <адрес> «Система химической и биологической безопасности <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ». Вместе с полномочиями, органам местного самоуправления по их заявкам, передавалось и финансовое обеспечение мероприятий на исполнение переданных полномочий. В настоящее время в органах местного самоуправления находится вся документация на выполненные работы по обустройству и консервации мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, земляных ям), технических планов и кадастровых паспортов мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, земляных ям). Сложилась определенная практика по приему мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, земляных ям) вместе с земельными участками, от органов местного самоуправления районов или поселений в собственность <адрес> вышеназванных объектов и земельных участков. (Государственными бюджетными учреждениями <адрес> функции и полномочия учредителя которых осуществляет Управление ветеринарии <адрес> проведена регистрация права оперативного управления более 120 скотомогильников (биотермических ям) и право постоянного бессрочного пользования земельными участками под скотомогильниками (биотермическими ямами). В связи с чем, Управление предлагает закрепить право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - Яма Беккари, расположенную по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, ул.2-е отделение <адрес>, за администрацией Вертуновского сельсовета, <адрес> с последующей передачей вышеназванного объекта и земельного участка, вместе с полным пакетом необходимых документов в собственность <адрес>.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и представителей третьих лиц.
Принимая во внимание позицию заявителя, позицию представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, и судом установлено, что на территории и в границах муниципального образования «Вертуновский сельсовет» расположен объект недвижимости – Яма Беккари, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, ул.2-е отделение <адрес>.
В силу п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрация Вертуновского сельсовета <адрес> является исполнительно-распорядительным органом Вертуновского сельсовета, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Вертуновского сельсовета Федеральными законами и законами <адрес> (п.1 ст.23 Устава данного сельсовета <адрес>). Администрация в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Комитетом местного самоуправления, решает вопросы, связанные с владением пользованием и распоряжением имуществом Вертуновского сельсовета (п.14 ст.23 данного Устава).
В соответствии с п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Комитетом местного самоуправления Вертуновского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ №№ утвержден Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью Вертуновского сельсовета, где предусмотрено, что Вертуновский сельсовет в соответствии с законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
Таким образом, недвижимое имущество, находящееся на территории муниципального образования «Вертуновский сельсовет» управляется администрацией Вертуновского сельсовета. Следовательно, заявителем правомерно предъявлены требования.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В судебном заседании установлено, что объект недвижимости – Яма Беккари, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, ул.2-е отделение <адрес>, в реестре государственного имущества <адрес>, реестре Федерального имущества и в реестре муниципальной собственности <адрес> не значится, что подтверждается сведениями соответствующих органов от ДД.ММ.ГГГГ №№ от ДД.ММ.ГГГГ №1-4298, от ДД.ММ.ГГГГ №3.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Вертуновского сельсовета обозначенный объект недвижимости в установленном порядке принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в качестве бесхозяйного объекта недвижимости под соответствующим номером, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №. Заявитель - администрация Вертуновского сельсовета <адрес> обратилась в суд по истечении года со дня постановки указанного объекта на учет.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в течение года с момента постановки данного недвижимого имущества, на которое заявлено требование, как бесхозяйного, его правообладатель – собственник, зарегистрированный в установленном Федеральным законом порядке, не установлен, ограничения (обременения) права, притязания, заявленные в судебном порядке, отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №№, доказательств обратного в порядке ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Согласно данным кадастрового паспорта на объект недвижимости - Яма Беккари, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, ул.2-е <адрес> <адрес>, сведений о правообладателях не имеется.
Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а так же из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ч.1 ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно ч.1 ст.164 ГК РФ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.
В соответствии со ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Учитывая изложенные обстоятельства, заявленное требование администрации Вертуновского сельсовета <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление администрации Вертуновского сельсовета о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области на бесхозяйную недвижимую вещь – Яма Беккари, расположенную по адресу: <адрес>, примерно в 340 метрах юго-западнее здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, ул<адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.07.2015 года.
Судья