Гражданское дело № 2-75/2014
копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 октября 2014 года город Балтийск
Балтийский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего – судьи Стасюка И.М., при секретарях судебного заседания Костянко Ю.А. и Погореловой А.А., с участием представителя истца Масленикова Д.Ю., представителей войсковой части 11111 Родионовой Ю.Н., Конычева Я.С., Авдеева А.Б. и Мурзаканова С.А., а также помощника военного прокурора Пионерского гарнизона полковника юстиции Полухина К.В., рассмотрев гражданское дело по иску бывшего военнослужащего войсковой части 11111 Абызова Р.В. к войсковой части 11111, а также Министерству финансов РФ и Управлению федерального Казначейства РФ по Калининградской области, о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья истца в период военной службы,
установил:
Маслеников в интересах А. обратился в суд с иском, которым просит взыскать с Министерства финансов РФ 1000000 рублей в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда в связи с заболеванием последнего в период военной службы в войсковой части 11111 левосторонним экссудативным плевритом туберкулезной этиологии, поскольку истец, длительное время находясь на лечении в связи с этим заболеванием, испытывал нравственные и физические страдания, которые выразились в боли, мучениях, появлении у него стойкого чувства неудовлетворенности, обиды, эмоционального стресса.
В обоснование заявленных требований представитель истца отметил, что до призыва на военную службу А, был здоров, а при прохождении службы в войсковой части 11111 заболел левосторонним экссудативным плевритом туберкулезной этиологии. Как указал Маслеников, заражение истца, приведшее к заболеванию плевритом, произошло именно во время прохождения истцом военной службы в войсковой части 11111, поскольку А. во время службы контактировал с иными военнослужащими, у которых в последующем выявлены заболевания туберкулезной этиологии. Это, по мнению представителя истца, также подтверждается решением Балтийского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2013 года по иску Х., которым был установлен факт группового заболевания туберкулезом легких военнослужащих Г., Д. и А. в период их военной службы по призыву в войсковой части 11111, и причиной группового заболевания, кроме тесного общения заболевших, совместного проживания в одной казарме и невыполнения командованием части предложений санитарно-эпидемического надзора БФ, явилась и неблагополучная эпидемическая обстановка по заболеваемости туберкулезом в войсковой части 99999, являвшейся структурным подразделением войсковой части 11111.
Также Маслеников указал, что само заражение А. указанным заболеванием, и дальнейшее развитие этого заболевания, стали следствием ненадлежащего исполнения должностными лицами войсковой части 11111 возложенных на них обязанностей, нарушения ими требований методических указаний «Организация противотуберкулезных мероприятий и флюорографического обследования в ВС РФ», Руководства по медицинскому обеспечению ВС РФ на мирное время, а также Устава внутренней службы ВС РФ, поскольку указанными должностными лицами своевременно не были приняты меры для выявления заболевания А., в связи с чем было допущено само заболевание. По мнению Масленикова вина должностных лиц войсковой части 11111 имела место в форме неосторожности.
Истец, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Представители войсковой части 11111 Р., К. и А., каждый в отдельности, с иском А. не согласились, указав, что выявление у истца в период военной службы указанного заболевания не свидетельствует о наличии вины командования в его заболевании.
В отзыве на исковое заявление А. представитель Министерства финансов РФ Петрушко, просившая рассмотреть дело без ее участия, указала, что для принятия решения по делу суду надлежит установить, чем подтверждается факт причинения А. морального вреда, а также подлежит установлению совокупность условий для наступления деликтной ответственности Министерства финансов РФ.
Прокурор Полухин в заключении указал, что исковое заявление А. не подлежит удовлетворению, поскольку в суд не представлено доказательств наличия вины войсковой части 11111 в заболевании истца плевритом туберкулезной этиологии.
Выслушав стороны, исследовав и оценив имеющиеся доказательства и другие материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При этом, исходя из положений ст.ст. 1064, 1099 и 1101 ГК РФ, кроме случаев, указанных в ст. 1100 ГК РФ, основанием компенсации морального вреда являются лишь виновные действия или бездействие ответчика.
На основании исследованных в судебном заседании медицинских документов на имя А., приказов органов военного управления, а также иных доказательств, и пояснений сторон, судом установлено следующее.
А. до призыва на военную службу заболеваний туберкулезной этологии не имел, призывался на службу с категорией годности «А», военную службу по призыву проходил в войсковой части 11111 в период с 15 декабря 2008 года по 17 декабря 2009 года. С 24 декабря 2008 года по 5 января 2009 года и с 13 по 20 января 2009 года он находился на лечении в Главном военно-морском госпитале БФ (войсковая часть 66666) с диагнозами «Острый двусторонний гнойный верхнечелюстной синусит» и «Ветряная оспа, легкая форма» соответственно. В период с 29 августа по 9 сентября 2009 года А. проходил стационарное лечение в военном госпитале – войсковая часть 22222 с диагнозом «Левосторонний плеврит», и с 9 сентября по 16 декабря 2009 года находился на стационарном лечении в войсковой части 66666 с диагнозом «Левосторонний экссудативный плеврит туберкулезной этиологии, МБТ(-) минус».
В связи с выявлением заболеваний туберкулезной этиологии в сентябре 2009 года у матросов этой войсковой части А. и Г., а затем в октябре того же года у матроса Д. и в ноябре 2010 года у матроса Х., в войсковой части 11111 проводились эпидемиологические обследования, в ходе которых были установлены имевшие место после указанных событий нарушения требований действующего законодательства по вопросам организации противоэпидемических мероприятий в очаге заболевания туберкулезом.
В связи с тем, что А. ввиду получения указанного заболевания военно-врачебной комиссией признан ограниченно годным к военной службе, он 20 декабря 2009 года был уволен с военной службы по состоянию здоровья. После увольнения со службы по месту жительства он был поставлен на диспансерный учет как въехавший из рядов ВС РФ с диагнозом «Левосторонний экссудативный плеврит туберкулезной этиологии», ему проведено соответствующее амбулаторное лечение, после чего ему был выставлен диагноз «Клиническое излечение левостороннего экссудативного плеврита туберкулезной этиологии с выходом в ограниченные плевральные наложения в нижних отделах».
По данному гражданскому делу была проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза с участием врачей судебно-медицинских экспертов, врача-фтизиатра, врача-организатора и врача-эпидемиолога.
Согласно заключению комиссии экспертов от 17 сентября 2014 года № 05/14:
- санитарно-эпидемиологическая обстановка по заболеваемости туберкулезом в войсковой части в период с 2003 по 2008 годы оценивалась как благополучная;
- не исключается возможность инфицирования А. туберкулезным плевритом как до призыва на военную службу, так и в период прохождения службы. Ослабление иммунитета у него могло возникнуть после перенесенных инфекций – двустороннего гнойного синусита и ветряной оспы;
- командование и должностные лица медицинской службы части не обеспечили своевременное проведение плановых медицинских обследований А. в период с декабря 2008 г. по август 2009 года, однако проведение указанных обследований (туберкулино-диагностика в декабре 2008 года по прибытии в часть, углубленное медицинское обследование в апреле-мае 2009 года с проведением ФЛГ органов грудной клетки, очередное контрольное флюорографическое обследование через шесть месяцев после предыдущего в июле 2009 года) не могли предотвратить или способствовать возникновению у него заболевания левосторонним экссудативным плевритом туберкулезной этиологии, но при своевременном выполнении могли бы позволить раньше выявить наличие в организме А. патологического процесса туберкулезной этиологии;
- заболевание А., возможно, установлено не своевременно, т.к. нарушена периодичность флюорографического обследования - не проведено очередное флюорографическое обследование через 6 месяцев (п. 241 «Руководство по медицинскому обеспечению ВС РФ на мирное время»), однако это не повлияло на тяжесть течения заболевания;
- негативных последствий для здоровья А. не выявлено, качество его жизни после перенесенного заболевания не ухудшилось.
Таким образом, в суде установлено, что до возникновения у А заболевания туберкулезной этиологии санитарно-эпидемиологическая обстановка в войсковой части 11111 по заболеваемости туберкулезом оценивалась как благополучная и факт инфицирования А. туберкулезным плевритом именно в период прохождения военной службы не доказан. Вместе с тем, в указанной войсковой части имели место нарушения порядка проведения медицинских обследований А., однако соблюдение этого порядка в отношении истца не могло предотвратить или способствовать возникновению у него заболевания левосторонним экссудативным плевритом туберкулезной этиологии, и эти нарушения не повлияли на тяжесть течения у него заболевания.
Учитывая указанные обстоятельства, поскольку в суде не установлено какой-либо вины командования войсковой части 11111 в заболевании истца левосторонним экссудативным плевритом туберкулезной этиологии, как не установлено причинно-следственной связи между какими-либо действиями (бездействием) командования этой войсковой части и указанным заболеванием истца, а также не установлен сам факт инфицирования истца указанным заболеванием именно в период военной службы, то суд не находит оснований для удовлетворения иска А..
Вместе с тем, доводы представителя истца относительно неблагополучной эпидемической обстановки по заболеваемости туберкулезом в войсковой части, а также относительно иных условий, при которых возникло вышеуказанное групповое заболевание туберкулезом в войсковой части, суд полагает не относящимися к данному делу, поскольку при вынесении 10 июля 2012 года решения по делу Х. суд к указанным Маслениковым выводам пришел на основании иных доказательств, по другим основаниям и с учетом иных обстоятельств, имевших место не до, а после заболевания ФИО77 левосторонним экссудативным плевритом туберкулезной этиологии.
При этом нравственные переживания А. в связи с несвоевременностью диагностирования его заболевания левосторонним экссудативным плевритом туберкулезной этиологии и объемом оказываемого лечения по поводу этого заболевания, вины в возникновении которого со стороны ответчиков не установлено, не могут в силу ст.ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ являться основаниями для компенсации истцу морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 198 и 199 ГПК РФ, военный суд
решил:
отказать в удовлетворении искового заявления А. Р.В. к войсковой части 11111, а также Министерству финансов РФ и Управлению федерального Казначейства РФ по Калининградской области, о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья истца в период военной службы.
Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Балтийский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу |
И.М.Стасюк | |
Верно |
||
Судья Балтийского гарнизонного военного суда |
И.М.Стасюк | |
Секретарь судебного заседания |
А.А.Погорелова | |
06.10.2014 |