Дело №2-750/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2019 года Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – Злотникова В.Я.,
при секретаре – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо нотариус <адрес> нотариального округа Республики Крым ФИО2 о признании права собственности,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО7 обратилась в суд с иском к ответчику ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым, в котором просила признать за ней право собственности на жилой дом литера «А» общей площадью 47,9 кв.м, жилой площадью 26,4 кв.м, кадастровый №, а также на нежилое здание литер «Б» летняя кухня, площадью 23,2 кв.м, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, в порядке приобретательной давности, мотивируя требования тем, что истец проживает в указанном жилом доме с октября 1997 года, домовладение принадлежало ее бабушке ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства о праве собственности на домовладение от 05.06.2000г. Истец владеет недвижимым имуществом открыто, непрерывно, добросовестно, полагая, что владеет имуществом как собственник, имущество из ее владения не выбывало, в связи с чем, просит признать за нею право собственности на указанное недвижимое имущество.
В судебном заседании истец и ее ФИО3 поддержали заявленные исковые требования, просили иск удовлетворить.
ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым и третье лицо нотариус <адрес> нотариального округа Республики Крым ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются заявления от них о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права, в том числе признания права собственности на жилые помещения.
Как усматривается из материалов гражданского дела домовладение № по <адрес> Республики Крым в целом принадлежало ФИО4 на основании свидетельства о праве собственности от 05.06.2000г., выданного на основании решения ФИО3 поселкового совета № от 26.04.2000г. (л.д.10,94).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-АП № от 11.10.1997г. (л.д.7).
Дочерью ФИО4 является ФИО6, которая умерла 04.01.2009г., что подтверждается свидетельством о смерти серии I-АП № от 05.01.2009г. (л.д.50,73).
Истица по делу – ФИО7 является дочерью умершей ФИО6, что подтверждается повторным свидетельством о рождении серии I-АП № от 20.05.2009г. (л.д.13).
Согласно справки заведующей сектором по вопросам предоставления муниципальных услуг ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым № от 01.10.2018г., ФИО5 на день смерти была зарегистрирована по адресу: <адрес>, Республики Крым, вместе с ней была зарегистрирована ФИО7 (л.д.20).
Согласно материалов наследственных дел №ДД.ММ.ГГГГ год и №ДД.ММ.ГГГГ год, заведенных после смерти ФИО6 и ФИО4, соответственно, к нотариусу с заявлениями о принятии наследства обратилась истец по настоящему делу – ФИО7 (л.д.50-82).
В разъяснении о выдаче свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ № нотариус указала, что поскольку дочь наследодателя ФИО6 умерла после открытия наследства ФИО4, наследование для истца по праву представления, как для внучки ФИО4, не возникло (л.д.14).
Согласно паспорта ФИО7, а также домовой книги на домовладение, истец зарегистрирована в спорном домовладении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6, 15-19).
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В таких случаях в соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, но не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником или иным уполномоченным лицом, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
С учетом вышеизложенного, поскольку давностное владение истца домовладением является открытым, истец не скрывала и не скрывает факта нахождения имущества в ее владении, давностное владение является непрерывным, поскольку не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения искового требования о признании права собственности на жилой дом.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО7 к ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо нотариус <адрес> нотариального округа Республики Крым ФИО2 о признании права собственности – удовлетворить.
Признать за ФИО7 право собственности в порядке приобретательной давности на жилой дом литера «А» общей площадью 47,9 кв.м, жилой площадью 26,4 кв.м и нежилое здание литер «Б» летняя кухня, площадью 23,2 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья