Дело № 2-345/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2020 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием прокурора Рогаткина А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоснабжение и водоотведение» о признании действий незаконными и обязании произвести определенные действия,
установил:
Прокурор Кемского района обратился в суд с названным выше иском по следующим основаниям. Ответчик поставляет жителям г.Кемь и пос.Рабочеостровск питьевую воду ненадлежащего качества. С учетом измененных требований просит признать незаконными действия ООО «Водоснабжение и водоотведение» (далее, в т.ч. ООО «ВиВ») по предоставлению услуг холодного водоснабжения ненадлежащего качества, не соответствующего требованиям санитарного законодательства, в период октябрь 2017г., январь 2018г., январь, декабрь 2019г., апрель –май 2020г. в отношении неопределенного круга лиц в г.Кемь и пос.Рабочеостровск; обязать произвести перерасчет размера платы за услугу питьевого водоснабжения ненадлежащего качества, вплоть до полного освобождения потребителей г.Кемь и пос.Рабочеостровск от оплаты такой услуги в период октябрь 2017г., январь 2018г., с мая по ноябрь 2018г., январь, декабрь 2019г., апрель-май 2020г.; обязать довести до сведения граждан-потребителей, проживающих в г.Кемь и пос.Рабочеостровск решение суда в десятидневный срок со дня его вступления в законную силу через средства массовой информации.
В судебном заседании прокурор Рогаткин А.П. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в нем, дополнил, что ООО «ВиВ» оказывает услугу по холодному водоснабжению, которая подается, как питьевая. В предъявляемый период потребителям г.Кемь и пос.Рабочеостровск услуга питьевого водоснабжения предоставлялась ненадлежащего качества. В связи с тем, что ООО «ВиВ» является исполнителем коммунальной услуги, а также выставляет счета по оплате за оказанную услугу, они были вынуждены обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанными выше требованиями.
Представитель ответчика ООО «Водоснабжение и водоотведение» в судебном заседании не присутствовал, уведомлен должным образом о рассмотрении дела, в судебном заседании, состоявшемся 26.11.2020, представитель Кравченко В.И. иск не признал и, не оспаривая факта предоставления услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества, указал, что причиной этому является изношенность водопроводной сети и очистных сооружений. Представитель Сарычева Ю.А. в судебном заседании 26.11.2020 и в письменных дополнениях указала, что ответчиком по требованиям должна выступать управляющая компания, а не ресурсоснабжающая. Кроме того, ни граждане, ни исполнители коммунальных услуг не заявляли об отказе от оплаты услуг холодного водоснабжения по причине несоответствия качества воды требованиям, установленным госстандартами, поданная вода в заявленный период была использована, соответственно должна быть оплачена в установленном размере. Считают, что пробы воды, взятые 02.10.17, 04.12.19, 28.01.20 устанавливают несоответствие воды нормам СанПин по химическим показателям на Рабочем острове (Рабочеостровске), в связи с чем перерасчет платы может быть произведен только в отношении жителей Рабочеостровска.
Представитель третьего лица администрации Кемского муниципального района, представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах в судебном заседании не участвовали, извещены о рассмотрении дела должным образом, возражений не представили.
Третьи лица ООО "НПО "КарелВодСнаб", МУП "КемьЭнергоСервисНаноАудит", Администрация Рабочеостровского сельского поселения в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о рассмотрении дела должным образом, возражений не представили.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п.п. 20, 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).Уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.
Основанием обращения в суд с настоящим иском послужили обращения граждан, проживающих на территории г.Кеми и п. Рабочеостровск Кемского района, о некачественно предоставляемых услугах по холодному водоснабжению.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно статье 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Пунктом 3 ст. 1 указанного Федерального закона, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Из п. 1 ст. 23 данного закона следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 и подпунктом «а» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и корреспондирующее ей право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Требования к качеству холодного водоснабжения установлены в разделе I Приложения № 1 к указанным Правилам, одним из которых является постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), при этом отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается, тогда как приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
Подпунктом «д» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 17 Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги.
На территории Кемского муниципального района и Рабочеостровского сельского поселения исполнителем услуги по холодному водоснабжение является ответчик - ООО «Водоснабжение и водоотведение».
Согласно Уставу ООО «Водоснабжение и водоотведение» Общество осуществляет деятельность по сбору и очистке воды, распределению воды, удалению и обработке сточных вод, управление эксплуатацией жилого фонда и пр. и несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (п. 1.9 Раздела 1, п.п. 2.2, 2.4 Раздела 1).
В соответствии с протоколами лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РК» от 05.10.2017, 19.01.2018, 03.07.2018, 08.04.2020, экспертными заключениями от 22.01.2018, 18.05.2018, 29.01.2019, 10.12.2019, 31.01.2020, 15.04.2020, при отборе проб питьевой воды из водовозных машин, водозаборной колонки г.Кеми и п. Рабочеостровск, из крана НФС г.Кемь перед подачей в распределительную сеть, из распределительной сети колонки №1 по ул.Шоссе 1 Мая в г.Кемь установлено, что питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В связи с выявленными нарушениями ООО «Водоснабжение и водоотведение», а также его директор К., неоднократно привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.6.5 КоАП РФ (постановления Кемского городского суда Республики Карелия от 07.11.2017, 13.02.2018, 20.07.2018, 15.08.2018, 21.02.2019, 10.01.2020, 27.02.2020, 19.05.2020, 22.06.2020).
Решением Кемского городского суда Республики Карелия от 24.01.2019 признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ООО «Водоснабжение и водоотведение» по предоставлению коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества в период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года. На ООО «Водоснабжение и водоотведение» возложена обязанность довести до сведения потребителей, проживающих в поселке Рабочеостровск, судебное решение в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации.
Из представленного суду заключения эксперта №120 от 24.08.2020 следует, что по результатам представленных лабораторных исследований от 29.05.2020 пробы воды, отобранной из цистерны водовозной машины, установлено превышение следующих показателей: железо, цветность, окисляемость перманганатная; пробы воды, отобранной из распределительной сети из водозаборных колонок №1 и №42 установлено превышение следующих показателей: железо, цветность, мутность, окисляемость перманганатная, ОКБ (общие колиморфные бактерии), ТКБ «термофильные колиморфные бактерии).
Судом установлено, что проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении, проведенная в отношении ООО «Водоснабжение и водоотведение», выявила нарушения, выразившиеся в ненадлежащем осуществлении водоснабжения на территории Кемского городского поселения и Рабочеостровского сельского поселения, что также подтверждено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении ответчика к административной ответственности.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, как и не оспаривается то обстоятельство, что выявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах и прокурором нарушения не устранены до настоящего времени, чем нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья.
Таким образом, обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечить качество воды, поставляемой потребителям по присоединенной сети для питьевых и бытовых целей, является безусловной. С учетом правового статуса ресурсоснабжающей организации данная обязанность должна исполняться ООО «Водоснабжение и водоотведение» неукоснительно. Соответственно, финансовое положение, большая задолженность населения по оплате за оказанную услугу холодное водоснабжение, на которую ссылается ответчик от исполнения данной обязанности, в любом случае, не освобождает.
Ссылки ответчика на то, что вода не соответствует установленным требованиям из-за изношенности водопроводной системы, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчика как гарантирующую организацию - поставщика коммунальной услуги холодного водоснабжения от обязанности по оказанию такой услуги надлежащего качества в соответствии с установленными требованиями.
Доводы представителя ООО «Водоснабжение и водоотведение» о том, что перерасчет платы за услугу холодного водоснабжения ненадлежащего качества приведет к ухудшению и так сложного финансового состояния организации также не может быть приняты во внимание, поскольку пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 регламентировано, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 98 Правил предоставления коммунальных услуг).
Ссылки ответчика о том, что несоответствия параметров воды были установлены только в определенные дни (даты отбора проб), также не свидетельствуют о необоснованности заявленных истцом требований о проведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу. Выводов об освобождении потребителей от полной оплаты услуги за весь период требования не содержат, а вопрос о размере перерасчета должен решаться в порядке исполнения судебного акта в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено предоставление потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества в указанный прокурором период, при этом перерасчет платы ответчиком произведен не был, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил
Заявление прокурора Кемского района Республики Карелия удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение и водоотведение» по предоставлению услуг холодного водоснабжения ненадлежащего качества, не соответствующего требованиям санитарного законодательства, в период октябрь 2017г., январь 2018г., январь, декабрь 2019г., апрель –май 2020г. в отношении неопределенного круга лиц в г.Кемь и пос.Рабочеостровск Республики Карелия.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоснабжение и водоотведение» произвести перерасчет размера платы за услугу питьевого водоснабжения ненадлежащего качества, вплоть до полного освобождения потребителей г.Кемь и пос.Рабочеостровск Республики Карелия от оплаты такой услуги в период октябрь 2017г., январь 2018г., с мая по ноябрь 2018г., январь, декабрь 2019г., апрель-май 2020г.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоснабжение и водоотведение» довести до сведения граждан-потребителей, проживающих в г.Кемь и пос.Рабочеостровск Республики Карелия решение суда в десятидневный срок со дня его вступления в законную силу через средства массовой информации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2020 года.