Решение по делу № 2-1549/2020 ~ М-1445/2020 от 30.10.2020

дело № 2-1549/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2020 года город Белебей

Республика Башкортостан

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ломакиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Фаткуллиной Н.В.,

с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Новиковой Н.В.,

истца Петрова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Петрова Р.А. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения,

установил:

Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Петрову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет; обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить муниципальному району <адрес> Республики Башкортостан субвенцию для приобретения Петрову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет.

Свои исковые требования мотивировал тем, что мать и отец Петрова Р.А.Петрова О.В. и Петров А.Н. решениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Петров Р.А. не имеет собственного жилья и закрепленного за ней жилого помещения. Он состоит в очереди на получение жилого помещения в Администрации муниципального района <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в нарушении требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Петрову Р.А., являющимся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного помещения предоставлено не было, тем самым грубо нарушены его жилищные права, имеющего в том числе права на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании старший помощник Белебеевского межрайонного прокурора РБ Новикова Н.В. исковое заявление поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.

Петров Р.А. также исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в удовлетворении иска просили отказать.

Представитель Правительства Республики Башкортостан Шагиева Ю.В. в судебное заседание не явилась, представив возражение на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований Белебеевского межрайонного прокурора РБ в части обязания Правительство Республики Башкортостан предоставить муниципальному району <адрес> Республики Башкортостан субвенцию для приобретения Петрову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет.

Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Зайнетдинова А.И. в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также возражение на исковое заявление, в котором пояснила, что вопросы признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятие их на жилищный учет в компетенцию Госстроя РБ не входят. Указанные полномочия возложены на органы местного самоуправления.

Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания были извещены, об уважительности причины неявки суду не сообщили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.

В соответствии сост. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.

Выслушав старшего помощника прокурора, истца Петрова Р.А., исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ по обращению Петрова Р.А. проведена проверка исполнения Администрацией муниципального района <адрес> РБ законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права на получение жилого помещения.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в т.ч. жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>.

Таким образом, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложено на органы местного самоуправления.

Из материалов дела установлено, что Петров Р.А. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Петрова Р.А.Петрова О.В. лишена родительских прав на основании заочного решения Белебеевского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. Отец Петрова Р.А.Петров А.Н. лишен родительских прав на основании решения Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомления Петров Р.А. не является собственником объектов недвижимости.

Администрацией муниципального района <адрес> РБ Петров Р.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечением жилыми помещениями.

В нарушение вышеизложенных требований законодательства Петрову Р.А., по достижению 18-летнего возраста, Администрацией муниципального района <адрес> РБ жилое помещение не предоставлено.

Тем самым грубо нарушены его жилищные права, в том числе право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ в части обязания Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Петрову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет, законными и обоснованными, в связи с чем, удовлетворяет их.

При этом, исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ в части обязания Правительство Республики Башкортостан предоставить муниципальному району <адрес> Республики Башкортостан субвенцию для приобретения Петрову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, не подлежат удовлетворению, по следующим основания:

Правоотношения, связанные с предоставлением благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей основаны на положениях статей 7 и 40 Конституции Российской Федерации и регулируются положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (далее Закон Республики Башкортостан ) органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан (далее -государственные полномочия) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> (статья 2 Закона Республики Башкортостан -з).

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации,

Согласно части 1, пункту 1 части 3 статьи 8 Закона Республики Башкортостан -з финансовые средства, необходимее органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и на плановый период.

Распределение финансовых средств осуществляется по способу (методике) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, указанному в приложении к Закону Республики Башкортостан -з.

Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ утверждена форма соглашения о предоставлении субвенции из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 2022 годов» (далее - Закон Республики Башкортостан -з) утверждены объемы и распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе бюджету муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

Перечисление объема субвенций производится не на конкретного взыскателя, а в соответствующий бюджет муниципального района или городского округа Республики Башкортостан (бюджет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан).

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений,

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование к Правительству Республики Башкортостан предоставить муниципальному району <адрес> Республики Башкортостан субвенцию для приобретения Петрову Р.А. жилого помещения противоречит бюджетному законодательству, поскольку удовлетворение заявленного требования не может быть заявлено в интересах конкретного физического лица,

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетном кодексом Российской Федерации. При этом, физические лица в соответствии со статьями 152 и 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса и не отнесены к категории получателей бюджетных средств.

Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; определять формы и направления расходования средств бюджетов.

При этом, бюджет Республики Башкортостан утверждается ежегодно. Согласно Закону Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О бюджетном процессе в <адрес>» закон о бюджете Республики Башкортостан вступает в силу 1 января и действует по 31 декабря финансового года.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В силу подпункта «д» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии статьями 66, 91 Конституции Республики Башкортостан Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан - высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.

По смыслу приведенных норм органы законодательной и исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга.

Закон Республики Башкортостан и Закон Республики Башкортостан -з, устанавливающий способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, " жилыми помещениями (приложении ), согласно которому устанавливается объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий» приняты Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан.

В силу положений статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований относится к компетенции верховного суда республики, краевого, областного суд, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Какие-либо акты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан истцом не оспариваются.

Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий нормативно установлен федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан, решение суда не должно его подменять.

Таким образом, оснований для возложения на Правительство Республики Башкортостан обязанности предоставить муниципальному району <адрес> Республики Башкортостан субвенцию для приобретения Петрову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Петрова Р.А. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Петрову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет.

В удовлетворении исковых требований Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в части обязания Правительство Республики Башкортостан предоставить муниципальному району <адрес> Республики Башкортостан субвенцию для приобретения Петрову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения.

Судья А.А. Ломакина

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1549/2020 ~ М-1445/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Белебеевский межрайпрокурор РБ
Петров Роман Алексеевич
Ответчики
Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Правительство РБ
Другие
Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре
Министерство финансов РБ
Суд
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Ломакина Анна Александровна
Дело на сайте суда
belebeevsky--bkr.sudrf.ru
30.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2020Передача материалов судье
30.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2020Подготовка дела (собеседование)
16.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее