4/17-1-106/2019
64RS0007-01-2019-000546-30
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 июля 2019 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Фетисовой Е.А.,
при секретаре Ш.
с участием старшего помощника прокурора г.Балашова Б.
заявителя Степанова О.С.,
представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, действующей на основании доверенности ФИО8
рассмотрев в открытом заседании заявление Степанова О.С. о признании права на реабилитацию и возмещении имущественного вреда в связи с незаконным уголовным преследованием,
установил:
Степанов О.С. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать за ним, в порядке ст.134 УПК РФ, право на реабилитацию и взыскать в его пользу с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации, за счёт средств казны Российской Федерации имущественный вред в размере 95 000 рублей. Свои требования обосновывает тем, что 14 мая 2018 года уголовное дело № в отношении него прекращено соответствующим постановлением следователя по реабилитирующему основанию, по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст.292, ч.1 ст.293, ч.1 ст.285 и ч.1 ст.286 УК РФ. В связи с необоснованным уголовным преследованием прокуратурой <адрес> ему принесено официальное извинение от имени Российской Федерации. Однако до настоящего времени, в порядке ст. 134 УПК РФ, за ним право на реабилитацию не признавалось, какое-либо извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, не направлялось. Указанные и понесённые им расходы, подтверждаются договором об оказании юридических услуг от 27 февраля 2017 года №, заключенным с ООО «<данные изъяты> с соответствующими актами: от 27 февраля, 13 и 27 марта, 25 июня, 17 июля, 04, 11, 19, 26 и 30 октября, 27 ноября 2017 года, 05 и 25 января, 09 марта, 11 апреля, 11 мая, 06 июля, 07, 18 и 19 июня, 06 и 25 июля, 11 августа, 11 сентября, 08 ноября 2018 года, и квитанцией к приходному кассовому ордеру № № от 08 ноября 2018 года.
В судебном заседании Степанов О.С. заявленные требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, по доверенности ФИО3 и прокурор ФИО4, каждый в отдельности, считая заявленные требования о возмещении имущественного вреда необоснованными, просили в их удовлетворении отказать, подробно мотивируя свои позиции.
Заслушав мнение участников судебного разбирательства и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.53 Конституции РФ к числу гарантированных прав граждан относится право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений п.1 ст.8 и ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Согласно ч.4 ст.11 УПК РФ вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены УПК РФ.
Возмещение лицу имущественного вреда, причиненного в ходе уголовного судопроизводства, устранение последствий морального вреда и восстановление его в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренном ст.ст.133 - 139, 397, 399 УПК РФ, нормами других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих указанные вопросы.
Согласно п.34 ст.5 УПК РФ под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию.
На досудебных стадиях к таким лицам относятся подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, предусмотренным п.п.1, 2, 5 и 6 ч.1 ст. 24 УПК РФ.
Как достоверно установлено, 18 июля 2017 года постановлением следователя по особо важным делам следственного отдела по городу Балашов Следственного управления Следственного комитета РФ по Саратовской области возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ, в отношении Степанова О.С.
На той же досудебной стадии постановлением следователя следственного отдела по городу Балашов следственного управления Следственного комитета РФ по Саратовской области от 14 мая 2018 года прекращено уголовное дело (уголовное преследование) в отношении Степанова О.С. по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в его действиях составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст.292, ч.1 ст.293, ч.1 ст.285, ч.1 ст.286 УК РФ.
Извещение о праве на реабилитацию направлено Степанову О.С. 05 апреля 2019 года.
Согласно требованиям ч.1 ст.134 УПК РФ право на реабилитацию признается за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование судом в приговоре, определении, постановлении, а следователем, дознавателем - в постановлении. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Таким образом, в соответствии с ч.1 ст.134 УПК РФ за Степановым О.С. признано право на реабилитацию в связи с прекращением в отношении него уголовного дела в связи с отсутствием в его действиях составов преступлений по предъявленному обвинению.
В силу ч.4 ст.7, ст.135 УПК РФ суд, рассматривающий требования реабилитированного о возмещении вреда или о восстановлении его в правах в порядке главы 18 УПК РФ, вправе удовлетворить их или отказать в их удовлетворении полностью либо частично в зависимости от доказанности этих требований представленными сторонами и собранными судом доказательствами и привести мотивы принятого решения.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года «О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном процессе» при определении сумм подлежащих взысканию, за оказание юридической помощи, судам следует учитывать, что размер возмещения определяется подтвержденными материалами дела фактически понесенными расходами, непосредственно связанными с ее осуществлением, то есть необходимо достоверно установить не только размеры выплаченных защитнику гонораров, но и обстоятельства участия указанного защитника в производстве по уголовному делу, по которому лицо имеет право на реабилитацию.
В судебном заседании установлено, что Степановым О.С. понесены расходы в размере 95 000 рублей в связи с оказанием ему юридической помощи, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от 27 февраля 2017 года №, заключенным с ООО «<данные изъяты>», с соответствующими актами: от 27 февраля, 13 и 27 марта, 25 июня, 17 июля, 04, 11, 19, 26 и 30 октября, 27 ноября 2017 года, 05 и 25 января, 09 марта, 11 апреля, 11 мая, 06 июля, 07, 18 и 19 июня, 06 и 25 июля, 11 августа, 11 сентября, 08 ноября 2018 года, и квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 08 ноября 2018 года.
Вместе с тем, после возбуждения уголовного дела 18 июля 2017 года и до прекращения производства по уголовному делу по реабилитирующим основаниям 14 мая 2018 года, что является временными рамками, ограничивающими возможность возмещения сумм, выплаченных реабилитированным лицом за оказание юридической помощи, согласно п.4 ч.1 ст.135 УПК РФ, Степановым О.С. была произведена оплата на сумму 46 000 рублей.
При принятии решения суд должен учитывать положения ст.ст.87, 88 УПК РФ при проверке и оценке заявленных реабилитированным доказательств, подтверждающих его расходы, с точки зрения их необходимости и обоснованности.
Кроме того, суд руководствуется принципами разумности и соразмерности, и того, что по смыслу закона, восстановлению государством в полной мере подлежит объем нарушенных прав, а не размер их возмещения. Понесенные расходы должны быть реальными, разумными, понесенными реабилитированным по необходимости. Само по себе наличие материальной возможности нанять несколько адвокатов либо юридической фирмы, пользоваться их услугами при обстоятельствах, не связанных с производством следственных действий, и выплачивать им денежные средства в значительном размере не означает, что эти денежные средства должны быть выплачены реабилитированному в полном размере за счет казны Российской Федерации.
Учитывая объем работы, проведенной ООО «<данные изъяты> результат его работы, сложность дела, а также с учетом принципов разумности и справедливости, суд полагает необходимым удовлетворить требования и взыскать в данной части в пользу Степанова О.С. 25 000 рублей.
Помимо изложенного, в своем заявлении Степанов О.С. просил признать за ним право на реабилитацию.
В силу норм действующего законодательства, основанием возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении него оправдательный приговор или вынесенное постановление о прекращении уголовного дела.
Поскольку постановлением следователя следственного отдела по городу Балашов следственного управления Следственного комитета РФ по Саратовской области от 14 мая 2018 года прекращено уголовное дело (уголовное преследование) в отношении Степанова О.С. по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в его действиях составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст.292, ч.1 ст.293, ч.1 ст.285 и ч.1 ст.286 УК РФ, заявитель имеет право на реабилитацию. Таким образом, принятие отдельного процессуального документа о признании права на реабилитацию не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.133-135, 396-399 УПК РФ, суд
постановил:
Заявление Степанова О.С. о признании права на реабилитацию и возмещении имущественного вреда в связи с незаконным уголовным преследованием удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу реабилитированного Степанова О.С. возмещение имущественного вреда, связанного с его уголовным преследованием, в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения через Балашовский районный суд.
Судья Е.А. Фетисова
Апелляционным постановлением Саратовского областного суда от 12 сентября 2019 года постановление изменено. Взыскано с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Степанова О.С. в возмещение имущественного вреда, причиненного в результате уголовного преследования, расходы по оплате юридической помощи по уголовному делу с учетом индексации в размере 30784 (тридцати тысяч семисот восьмидесяти четырех) рублей 66 копеек.
В остальной части постановление Балашовского районного суда Саратовской области от 10 июля 2019 года в отношении Степанова О.С. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.