Дело № 2-520 / 2016 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2016 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В.,
при секретаре Мухиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Барышский район» по содержанию полигона твердых бытовых отходов, о возложении на администрацию МО «Барышский район» обязанности организовать устранение нарушений по содержанию и эксплуатации объекта размещения ТБО в соответствии с Санитарными правилами, и к Обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о запрете осуществления деятельности по размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов на полигоне твердых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Барышского района обратился в суд с заявлением (уточненным в ходе судебного разбирательства), в котором указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Барышского района выявлены нарушения требования экологического законодательства.
А именно на территории Барышского района Ульяновской области имеется полигон твердых бытовых отходов, расположенный в восточной части г. Барыша, на земельном участке с кадастровым номером 73:02:014801:10, который с октября 2013 года кому-либо во владение и пользование не передавался. Складирование ТБО на указанном полигоне производилось стихийно. При этом с 2013 года указанный земельный участок по письменному разрешению главы МО «Барышский район» эксплуатируется ООО «Фаворит», который не имеет лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Полигон и земельный участок, на котором он находится, в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Ульяновской области, не включены. Прокурорской проверкой установлены факты неконтролируемого возгорания ТБО в результате несоблюдения правил их хранения и утилизации. ТБО, находящиеся на полигоне, не утилизированы и не изолированы слоем грунта, полигон не оборудован переносным сетчатым ограждением для предотвращения увеличения площади распространения твердых бытовых отходов, установкой для приема мусоровозов и ограждением по периметру. Администрацией МО «Барышский район» не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований на полигоне и не проведен производственный контроль, предусматривающий мероприятия по сохранению подземных и поверхностных вод.
На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Барышский район», выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 73:02:014801:10, и непринятии мер по предупреждению нарушений пожарной безопасности при эксплуатации данного полигона ТБО, выразившиеся в нарушении требований пунктов 4.3, 5.1, 5.3, 5.7, 5.9, 6.4, 6.5 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16; обязать администрацию МО «Барышский район» организовать устранение нарушений по содержанию и эксплуатации объекта размещения ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 73:02:014801:10, в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16, а именно: организовать обустройство на выезде из полигона контрольно-дезинфицирующую установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; организовать устройство контрольных скважин; организовать складирование ТБО только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; организовать обеспечение полигона переносными сетчатыми ограждениями в местах разгрузки и складирования ТБО; организовать принятие мер по недопустимости самовозгорания ТБО; организовать перед закрытием полигона перекрытие последнего слоя отходов наружным изолирующим слоем грунта; организовать разработать специальную программу (план) производственного контроля. Просит обязать администрацию МО «Барышский район» организовать содержание объекта ТБО в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16 и запретить OOO «Фаворит» осуществлять деятельность по размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов на полигоне, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 73:02:014801:10, до получения соответствующей лицензии на данный вид деятельности, включения названного полигона в Единый государственный реестр объектов размещения отходов и оформления передачи в пользование данного земельного участка.
К участию по делу в качестве соответчиков по ходатайству администрации МО «Барышский район» привлечены Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, настаивая на том, что надлежащими ответчиками по делу являются администрация МО «Барышский район» и ООО «Фаворит». В обоснование привел доводы аналогичные указанным в заявлении.
Представитель администрация МО «Барышский район» Кулишова Н.Е., возражая против иска, пояснила, что с 01 января 2016 года к вопросам местного значения муниципального района относится лишь участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Организация указанной деятельности относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Кроме этого государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 73:02:014801:10, не разграничена. А в соответствии с Законом Ульяновской области № 85-ЗО от 03 июля 2015 года полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).
Представитель администрации МО «Барышский район» Чумбуридзе И.Г., возражая против иска, привел аналогичные доводы.
Представитель ООО «Фаворит» Ильичева Н.С., иск не признала и пояснила, что действительно примерно с июня 2014 года ООО «Фаворит» размещает на территории свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 73:02:014801:10 отходы производства и потребления, собранные от жителей г. Барыша, предпринимателей и юридических лиц. Полагает, что указанное размещение фактически является временным складированием - до организации полигона ТБО в другом месте. На сбор и транспортирование отходов ООО «Фаворит» с 01 июля 2016 года лицензию получило. Что касается размещения ТБО, то на такой вид деятельности лицензии предприятие не имеет. Другого места, где можно было бы размещать ТБО, на территории МО «Барышский район» не имеется. В случае запрета использования спорной свалки отходы придется вывозить в соседние районы, что значительно увеличит плату за сбор и вывоз ТБО. Это повлечет за собой уклонение от внесения платы за сбор и вывоз мусора, отсутствие у предприятия финансов для производства указанных работ и, как следствие – накапливание мусора на территории муниципального образования. Кроме этого ООО «Фаворит» не располагает достаточным количеством транспортных средств для организации вывоза отходов в соседние районы. Указанное обстоятельство также повлечет накапливание на территории города отходов производства и потребления, что в целом отрицательно скажется на экологической обстановке. Деятельность по обработке, утилизации, и обезвреживанию отходов на указанной выше свалке ООО «Фаворит» не ведет.
Соответчики Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенные о дне слушания дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В отзывах указали, что иск прокурора к администрации МО «Барышский район» и ООО «Фаворит» заявлен обоснованно.
Третьи лица Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Кузоватовском районе и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, извещенные о дне слушания дела, явку представителей в судебное заседание также не обеспечили.
Изучив представленные доказательства, заслушав доводы прокурора, представителей ответчиков, суд находит заявление прокурора Барышского района подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление или прекращение противоречит общественным интересам.
Статья 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно статье 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности на основании п. 30 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо получение лицензии.
Согласно п. п. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.6).
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7).
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов (Порядок № 792), который предусматривает порядок ведения Росприроднадзором, в том числе государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) с 01.08.2014 года.
Согласно п. 16 Порядка № 792, ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Виды объектов размещения отходов представлены в Таблице 1 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
В целях реализации указанных положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 479 от 01.08.2014 было произведено включение в государственный реестр объектов размещения отходов объектов размещения отходов согласно приложению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 73:02:014801:10, расположенный по адресу: Ульяновская область, Барышский район, СПК Барышский, разрешенное использование: для размещения свалки твердых бытовых отходов, находится в государственной собственности (государственная собственность не разграничена).
Правообладатели свалки ТБО в суде не установлены.
С июня 2014 года на указанном участке ООО «Фаворит» размещало отходы производства и потребления, не имея соответствующей лицензии и документов, подтверждающих право использования земельного участка для размещения отходов ТБО. При этом, как установлено в результате прокурорской проверки (проведенной с участием специалистов Росприроднадзора), размещение отходов производится неконтролируемо, при отсутствии надлежащих условий для хранения, захоронения отходов, в том числе отсутствия контрольных скважин для учета влияния ТБО на грунтовые воды, надлежащего ограждения и т.д.
01 июля 2016 года ООО «Фаворит» получена лицензия, по видам лицензируемой деятельности, указанным в приложении, но только на сбор и транспортирование отходов IV класса опасности. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан юридический адрес предприятия. Однако ответчик размещает отходы на спорном полигоне.
Кроме этого, указанный земельный участок является объектом размещения отходов, но в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном порядке не внесен, что является нарушением п. 7 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно абз.2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ и разъяснений по применению данных положений закона, содержащихся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», суд вправе отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности (например, деятельности очистных сооружений и т.д.) при условии, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Между тем, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает, что допущенные ответчиком ООО «Фаворит» нарушения экологического законодательства создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию и причиняют вред земельному участку, в связи с чем деятельность по размещению отходов производства и потребления на спорной свалке ТБО ему следует запретить.
Суд не может принять во внимание довод представителя ООО «Фаворит» об общественной значимости использования для размещения отходов имеющейся свалки ТБО со ссылкой на то, что в случае запрета её использования вывоз мусора придется осуществлять на полигоны ТБО, расположенные в соседних районах. Это неминуемо повлечет рост затрат на вывоз и утилизацию ТБО и, как следствие, увеличение для населения и предприятий стоимости услуг по вывозу мусора. К тому же, ООО «Фаворит» не располагает достаточным количеством транспортных средств для вывоза мусора на дальние расстояния. Этот довод, по мнению суда, не основан на законе и не исключает осуществление ответчиком лицензируемой деятельности по сбору и транспортированию ТБО. Предполагаемое повышение платы за сбор и вывоз мусора в соседние районы не может повлечь отказ в иске, заявленном прокурором обоснованно. Отсутствие у ответчика достаточного количества транспортных средств для вывоза мусора также не может служить основанием для отказа в иске, поскольку в соответствии с Уставом основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли и деятельность осуществляет по своему усмотрению.
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора в части наложения запрета для OOO «Фаворит» осуществлять деятельность по размещению, отходов на полигоне, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 73:02:014801:10, до получения соответствующей лицензии на данный вид деятельности, включения названного полигона в Единый государственный реестр объектов размещения отходов и передачи данного земельного участка в пользование.
В части запрещения ООО «Фаворит» осуществления деятельности по обработке, утилизации, и обезвреживанию отходов на указанном выше полигоне ТБО оснований для удовлетворения иска не имеется,
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Представитель ООО «Фаворит» в суде отрицал факт осуществления указанной выше деятельности. Прокурором, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, данный факт также не доказан.
Что касается исковых требований, предъявленных прокурором к администрации МО «Барышский район», то оснований для их удовлетворения суд не усматривает.
Как указывалось выше, государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 73:02:014801:10, не разграничена.
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области № 85-ЗО от 03 июля 2015 года «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» установлено, что полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области (ст. 3).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 01 января 2016 года, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
При этом в соответствии с п. 14, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2016 года к вопросам местного значения муниципального района относится лишь участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Аналогичные положения содержатся также и в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что администрация МО «Барышский район» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Какие-либо виды деятельности в области обращения с отходами, в том числе по содержанию и эксплуатации объекта размещения ТБО, не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия администрации по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются властно-распорядительной функцией данного органа.
Следовательно, администрация МО «Барышский район» не является субъектом правоотношений в области содержания и эксплуатации спорного объекта размещения ТБО, на земельном участке ей не принадлежащем.
В рамках данного дела у суда отсутствуют основания для привлечения к гражданско-правовой ответственности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Указанные лица привлечены к участию по делу судом, прокурор никаких требований к ним не предъявлял, и в суде настаивал на удовлетворении иска, предъявленного именно к администрации МО «Барышский район».
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В данном случае законных оснований для выхода за пределы заявленных прокурором требований у суда оснований не имеется.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Соответственно, с ООО «Фаворит» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ OOO «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 73:02:014801:10, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░