Дело № 2-558\2018
Поступило 03.07.2018
Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17сентября 2018г. г. Барабинск
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Расколуповой Г.А.,
при секретаре Токаревой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойцовой Натальи Васильевны к администрации Убинского района об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Бойцова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Убинского района, в котором просит суд, с учетом заявления об изменении заявленного требования, обязать ответчика предоставить ей жилое помещение как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ст. 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обосновывая свое требование тем, что родители в отношении её были лишены родительских прав в 1985г., что жилого помещения за ней закреплено не было в связи, с чем она имеет право в соответствии с указанным выше Законом на меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, которое реализовано ею до настоящего времени не было.( л.д. 5-6,106).
Истец в судебное заседание не явился, извещен( л.д. 125), просил о рассмотрении дела в его отсутствие( л.д. 106).
Представитель истца поддержал заявленное требование его доверителем, обстоятельства, указанные в исковом заявлении в обоснование заявленного требования, а также пояснил, что родители его доверителяФИО3 и ФИО2 были лишены родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Убинским районным судом Новосибирской области. Органом опеки и попечительства Бойцова Н.В. была определена в <данные изъяты>, где она не смогла учиться в школе, ее перевели в <данные изъяты>, где она обучалась до совершеннолетия.После окончания <данные изъяты> обучалась в училище, где получила профессию <данные изъяты>, проживала в <адрес>, затем вернулась в <адрес>, работала в <данные изъяты>, где познакомилась с ФИО1 с которым вступила в брак, сменила фамилию на Бойцову, в <адрес> родители мужа купили дом по <адрес> без документов, где они жили. ФИО1 <данные изъяты> В этот период времени за домом никто не смотрел, дом пришел в негодность, <данные изъяты>. Сейчас проживает по разным адресам. <данные изъяты> Со слов ФИО1 она не обращалась в администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поздно вспомнила об этом. Полагает, что она, скорее всего, не знала об этом праве. Ему неизвестны какие исключительные обстоятельства, препятствовали ФИО1 для реализации своего права в период с 18 до 23 лет.( л.д.
Представитель истца заявленное требование не признал, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что истец обратился к нему с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с ст. 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к тому моменту когда достигла возраста более 23 лет и не имела статуса лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших такому обращению в пределах возраста 18-23 лет, суду не представлено, сведений об уважительности причин, по которым истец ранее не использовала право на обеспечение жильем, суду также не представлено. ( л.д. 29-31, 132-135)
В судебном заседании представитель ответчика дал аналогичные пояснения.
Определением суда к участию по делу в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство труда и социального развития Новосибирской области, субъект Российской Федерации- Новосибирская область, в лице министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.( л.д. 92-97)
Представители третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание на явились, извещены надлежащим образом( л.д.127-130), представили письменные отзывы на иск, а также заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие( л.д. 116-117,119-, 136-141).
Представитель третье лица- министерства труда и социального развития Новосибирской области, в письменном отзыве на иск высказал возражения против заявленных требований аналогичные тем, которые выдвинул против иска ответчик.
Представитель третьего лица- субъекта Российской Федерации- Новосибирской области, в лице министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в письменном отзыве на иск сообщил информацию о размере субвенции, предоставленной из бюджета Новосибирской области администрации Убинского района на ДД.ММ.ГГГГ. и плановый ДД.ММ.ГГГГ на осуществление такого государственного полномочия как обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Родители Бойцовой Натальи Васильевны, ДД.ММ.ГГГГр., уроженки <адрес>, - ФИО2 и ФИО3, <данные изъяты>., что следует из свидетельства о рождении ( л.д. 7), копии решения суда( л.д. 10,107), свидетельства о браке( л.д. 14).
После лишения родителей родительских прав истец была направлена в <данные изъяты>, после чего была переведена в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ., где проживала и обучалась по ДД.ММ.ГГГГ., что следует из копии решения исполнительного комитета Убинского районного Совета народных депутатов Новосибирской области № ДД.ММ.ГГГГ л.д.108, 122), справки отдела опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Убинского района Новосибирской области ( л.д. 11), справки <данные изъяты> л.д. 12).
В соответствии со ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действующей с момента принятия до 1998 г.) вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
с ДД.ММ.ГГГГ. вступил в силу Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определял общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
На день вступлении в силу указанного Федерального закона истцу исполнилось 18 лет, но не исполнилось 23 года.
В ст. 1 указанного Федерального закона дано понятие лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Пунктом 1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции на 27.12.1996г. было предусмотрено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом п.3 ст.8 указанного Федерального закона было предусмотрено, что выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставлялось органами исполнительной власти по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения..
В абзац 2 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ были внесены изменения ФЗ от 08.02.1998 N 17-ФЗ, а именно, слова "в течение трех месяцев" заменены словами "вне очереди".
С 1998 года ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР действовала в следующей редакции: вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Пункт 3 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР (в ред., действующей с момента принятия до 1998 г.) было предусматрено, что жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37).
23 года – истцу исполнилось ДД.ММ.ГГГГ
Из приведенных выше обстоятельств следует, что до исполнения истцу 23 лет ДД.ММ.ГГГГ он относился к лицам из числе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. находился в возрасте до 18 лет, когда родители были лишены родительских прав.
Судом не установлено, что за истцом было закреплено жилое помещение, на которое он сохранял бы право на весь период пребывания в <данные изъяты>, в <данные изъяты> а также в учреждениях всех видов профессионального образования, что следует из архивной справки отдела архивной службы Убинского района о том, что таких сведений в архивном фонде нет( л.д. 109,123).
Таким образом, истец как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет имел право на получение вне очереди жилого помещения.
На основании ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшем до 01.03.2005г., жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения истца в соответствующие органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет( до ДД.ММ.ГГГГ.), истец в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должен был встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Как следует из пояснений представителя истца, истец не обращался с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В абзац 2 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ были внесены изменения ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ а именно, слова "равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению" исключены.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, выступившем в силу 01.03.2005г., жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Новосибирской области отношения по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их жилым помещением регулируются Законом Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ(ред. от 03.04.2018)"Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Согласно ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,.... однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Жилые помещения предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из п.52 ст.1 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ(ред. от 28.03.2017) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, указанных в статье 2 настоящего Закона наделены отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно, полномочиями по предоставлению гражданам, указанным в Федеральном законе N 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений; формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ст.2 указанного Закона Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ(ред. от 28.03.2017) отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в том числе – Убинского района.
Администрация Убинского района входит в структуру органов местного самоуправления Убинского района, является исполнительно-распорядительным органом( ст. 2), что следует из Устава Убинского района(л.д32-76).
Отдел опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Убинского района является структурным подразделением администрации Убинского района, что следует из Положения об отделе опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Убинского района( л.д. 77-83).
На день рассмотрения дела в суде Бойцова Н.В. не имеет прав собственности или иных прав, подлежащих государственной регистрации, в отношении жилых помещений, что следует из уведомлений об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений ( л.д. 20, 21) как в отношении истца, так и ФИО1, с которым, как следует из пояснений представителя истца, брак расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ
Сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение в <адрес>, в котором, как следует из пояснений представителя истца, последний проживал определенное время, в ЕГРН отсутствуют, что следует из справочной информации, размещенной на официальном сайте Росреестра( л.д. 112,113)
Истец ДД.ММ.ГГГГ. обратился в отдел опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Убинского района с заявлением, в котором просила сообщить была ли она поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с лишением родителей родительских прав, что следует из заявления( л.д. 15).
Из ответа администрацией Убинского района Новосибирской области на указанное заявление следует, что решения в отношении истца о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не принималось, а также указано, что им достигнут возраст более 23 лет и он не может рассматриваться в качестве лица имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки.( л.д. 8-9).
Приведенное обстоятельство подтверждается и сведениями архивной справки, предоставленной отделом архивной службы администрации Убинского района( л.д. 112, 123).
Из приведенных выше обстоятельств следует, что на момент обращения истца в администрацию Убинского района Новосибирской области по вопросу о том, поставлен ли он на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с лишением родителей родительских прав( ДД.ММ.ГГГГ.), в суд с исковым заявлением, истец достиг возраста 23 лет и не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утратил одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В тоже время, исходя из приведенных выше правовых норм, обстоятельством подлежащим установлению по делу и доказыванию со стороны истца, является наличие причин, по которым истец не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не был обеспечен жилым помещением, а также то, что ли они уважительными.
В качестве причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представитель указывает на незнание истцом своего права в силу <данные изъяты>
Истцом не представлены документы, свидетельствующие о том, что <данные изъяты> объективно делали невозможной реализацию истцом его права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Довод представителя истца о болезни последнего как обстоятельстве, объективно препятствовавшим истцу встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, носит предположительный характер и не может считаться доказанным.
Доказательств наличия иных уважительных причин, в связи с которыми истец письменно не обратился в соответствующие органы для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении и не был обеспечен жилым помещением в возрасте до 23 лет, суду не представлено.
Исходя из изложенного выше, оснований для удовлетворения искового требования нет.
Решая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется положениями ст.88. ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Бойцовой Наталье Васильевне в удовлетворении искового требования об обязывании администрации Убинского района предоставить жилое помещение в соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий Г.А. Расколупова.
Мотивированное решение составлено 20.09.2018г.
судья