КОПИЯ
Дело № 2-805/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2018 года г. Белорецк, РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.В.,
при секретаре Султановой Е.Р.,
с участием истца Кузнецова В.А., представителя истца Залавина А.В., представителя ответчика Семеновой Н.Б. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуКузнецова В. А. к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании за ним права быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и понуждении постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Впоследствии Кузнецов В.А. уточнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, заявив требования о признании за ним права быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных требований указал, что он является ветераном боевых действий и принимал участие в боевых действиях в Республике ..., имеет удостоверение ветерана серии БК №... от ..., удостоверение бессрочное, действительно на всей территории РФ. Он имеет права на льготы установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», где устанавливается право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий.
... он обратился к Главе Администрации муниципального района Белорецкий район РБ Миронову В.Г. с обращением о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, однако администрация муниципального района Белорецкий район РБ сослалась на то, что он не встал на учет до ... и не является малоимущим.
..., он обратился к Главе администрации муниципального района Белорецкий район РБ Миронову В.Г. с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, однако администрация муниципального района Белорецкий район РБ сослалась на то, что он не зарегистрирован по месту жительства на территории г.Белорецк.
Согласно выписки из ЕГРП №... у него отсутствуют права на недвижимое имущество. Согласно сведениям УФМС по Белорецкому району он снят с регистрационного учета .... Проживает по адресу: ..., на основании Договора аренды жилого помещения, заключенного между ФИО4 и Кузнецовым В.А., собственного жилья не имеет.
Он, являясь ветераном боевых действий, собственного жилья не имеет, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или леном семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.
Как ветеран боевых действий он имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз в соответствии с ЖК РФ независимо от его имущественного положения. В связи с подачей заявления и неоднократными обращениями в Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ все необходимые документы им были предоставлены.
Его местом жительства является г.Белорецк РБ в силу ст.27 Конституции РФ, ст.2 ГК РФ, ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Как ветеран боевых действий он имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и подлежит обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом «О ветеранах», в силу ч.3 ст.49 ЖК РФ и п.1.3 ст.16 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии со ст.15 Закона Республики Башкортостан «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» принятие на учет граждан, признанных малоимущими, а также граждан, относящихся к определенным федеральным законом, указом Президента РФ или закона Республики Башкортостан категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по смету своего жительства. В случаях и порядке, установленных законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Просит признать за ним права быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана боевых действий в силу закона.
В судебном заседании истец Кузнецов В.А. свои исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в иске. Пояснил, что не может зарегистрироваться по месту жительства по не зависящим от него причинам, т.к. никто его к себе прописывать не хочет, собственного жилья у него нет.
Представитель Кузнецова В.А. – Залавин А.В., допущенный к участию в деле по заявлению Кузнецова В.А. на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнил, что Кузнецов В.А. является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах». Когда обратился к главе администрации, чтобы его поставили на учет в качестве нуждающихся, ему отказали, мотивировав тем, что до ... он не вставал на учет и не зарегистрирован по месту жительства. Свое недвижимое имущество у него отсутствует, с регистрации снят, к себе его никто не прописывает, снимает жилье по договору найма. Считает отказ администрации в постановке его на учет в качестве нуждающихся по мотиву отсутствия регистрации незаконным, поскольку в силу действующего законодательства местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Белорецкий район РБ Семенова Н.Б., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования Кузнецова В.А. не признала, суду пояснила, что до ... Кузнецов В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не вставал. ... в адрес Администрации поступило заявление от истца о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с приложенными документами. На очередном заседании общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации, состоявшимся ... указанное заявление было рассмотрено и принято решение об отказе Кузнецову В.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, а именно по причине того, что среди документов, представленных КузнецовымВ.А. отсутствует документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства. Кроме того, вопрос признания гражданина нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма законодательство является компетенцией органов местного самоуправления и не может быть решен судом. Без регистрации по месту жительства Кузнецов В.А. не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просила в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.А. отказать.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в письме просит рассмотреть дело без его участия. В ранее направленном отзыве указывает, что согласно баз данных получателей мер социальной поддержки Кузнецов В.А. состоит на учете в филиале ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Белорецкому району и г.Белорецку РБ по льготной категории «Ветерана боевых действий». По состоянию на ... Кузнецов В.А. в республиканском списке не состоит, в связи с чем обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не представляется возможным. Вопрос обеспечения жилыми помещениями ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в жилье после ..., относится к компетенции органа местного самоуправления по месту жительства.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании показал, что он является индивидуальным предпринимателем, Кузнецов В.А. работает у него около 5 лет, ранее он работал в такси «...» в г.Белорецке, постоянно проживает в г. Белорецке около 15 лет, с первого дня, когда в городе начало работать такси «...», насколько знает у него своего жилья нет и он снимает квартиру.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что знает Кузнецова В.А. с рождения, она его тетя, он всегда жил в г.Белорецке, учился в школе, потом в техникуме, затем ушел в армии, участвовал в боевых действиях в Чечне, когда вернулся женился, потом развелся, сейчас снимает квартиру в г.Белорецке.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что Кузнецов В.А. снимает квартиру у ее бабушки по адресу: ..., претензий к нему не было, проживает там около 7-8 лет.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от ....
Конституция РФ, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
С учетом требований международно-правовых актов и ч.1 ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2. ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч. 3. ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Порядок признания органами местного самоуправления Республики Башкортостан граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Республики Башкортостан от 02.12.2005 года №250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан».
Согласно ч.1 ст.15 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 года №250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» принятие на учет граждан, признанных малоимущими, а также граждан, относящихся к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч.2 ст.15 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 года №250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
К документам, подтверждающим право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, относятся:
1) копия решения органа местного самоуправления о признании гражданина-заявителя малоимущим либо документы, подтверждающие его право быть принятым на учет как относящегося к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категории;
2) документ о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя;
3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи;
4) справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина-заявителя и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности;
6) документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди).
Гражданин-заявитель представляет документы в подлинниках либо копиях, верность которых засвидетельствована нотариально, либо заверенных в установленном порядке выдавшими соответствующий документ органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также организациями.
Если документы, указанные в пунктах 1 - 4 настоящей части, сведения о которых имеются в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, не представлены заявителем, такие документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органами местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Кузнецов В.А. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии №..., выданным ... военным комиссаром г.Белорецка.
Из военного билета серии №..., выданного ... Белорецким объединенным военным комиссариатом РБ, следует, что Кузнецов В.А. проходил службу в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона в/ч №..., принимал участие в боевых действиях ... дня, в том числе в с ... по ... в ..., и с ... по ... в ....
Из паспорта серии №..., выданного ... Белорецким ГРУВД РБ следует, что Кузнецов В.А. снят с регистрационного учета в г.Белорецк ..., отметок о постановке на регистрационный учет после указанной даты в паспорте не имеется.
Согласно свидетельству о рождении серии №... от ... Кузнецов В.А. – уроженец г. Белорецк РБ.
На основании Решения Совета муниципального района Белорецкий район РБ от ... №... была создана Общественная комиссия Администрации муниципального района Белорецкий район РБ по жилищным вопросам, в компетенцию которой согласно раздела 2 Положения о данной комиссии входит, в том числе предварительное рассмотрение заявлений граждан и представленных документов в целях признания граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, проверка жилищных условий заявителей, принятие решения о включении граждан, признанных малоимущими и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в очередность, утверждение списков очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
... Кузнецов В.А. обратился к Главе администрации муниципального района Белорецкий район РБ с обращением о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, предоставлении жилого помещения в соответствии с законодательством РФ «О ветеранах» и ЖК РФ.
Письмом администрации муниципального района Белорецкий район РБ ... исх. №...исх Кузнецову В.А. дан ответ о том, что для признания малоимущим нуждающимся в жилом помещении ему необходимо обратиться в Администрацию и предоставить документы, которые в соответствии со ст.15 Закона РБ от 02.12.2005 года №250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» обязан предоставлять заявитель.
... Кузнецов В.А. обратился к Главе администрации муниципального района Белорецкий район РБ с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
... Кузнецову В.А. выдана расписка-уведомление в получении от него органом местного самоуправления нотариально заверенных копий следующих документов: удостоверение ветерана, военный билет, паспорт (в соответствии с которым он с ... снят с регистрационного учета по адресу: ..., и не имеет иной регистрации), выписка из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, договор аренды жилого помещения, справка о составе семьи, справка о заработной плате.
На указанное обращение администрацией муниципального района Белорецкий район РБ дан ответ за №... от ..., согласно которому Кузнецову В.А. общественной комиссией по жилищных вопросам от ... отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Также из письма Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №... от ... следует, что причиной отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях послужило то, что Кузнецов В.А. не зарегистрирован по месту своего жительства на территории г.Белорецка, тогда как в соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Администрацией на основании заявлений граждан, поданных по месту своего жительства.
Аналогичный ответ содержится в выписке из распоряжения главы Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №...-р от ....
Из письма Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №... от ... следует, что учетное дело Кузнецова В.А. в Администрации отсутствует, поскольку он на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит.
Из договора аренды жилого помещения от ..., договора безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой) от ..., акта приема-передачи от ..., следует, что Кузнецов В.А. арендует у ФИО4 жилое помещение по адресу: ..., что согласуется с характеристикой соседей с места жительства, справкой по месту жительства, а также показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.
Из справки ООО «Коммунальщик» №... от ... следует по адресу: ..., проживает семья в составе: ФИО4
Из справки архивного отдела администрации муниципального района Белорецкий район РБ №... от ... следует, что в документах архивного фонда Администрации г.Белорецка и Белорецкого района РБ, в постановлениях Главы администрации за ... г.г. сведений о постановке на учет для улучшения жилищных условий и о снятии с учета Кузнецова В.А. не имеется.
Кузнецов В.А. работает в ИП ФИО5. водителем, что согласуется со справкой о заработной плате №... от ..., выданной ИП ФИО5., трудовым договором от ....
Из справки УПФР в Белорецком районе и г.Белорецк РБ №... от ... следует, что Кузнецов В.А. состоит на учете в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г.Белорецк РБ, ему установлена ежемесячная денежная выплата с ... бессрочно.
Из Уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений №... от ... и №... от ... следует, что сведений о наличии права собственности на объекты недвижимого имущества у Кузнецова В.А. не имеется.
В связи с расхождением данных в паспорте истца (л.д.№... и в адресных справках отдела УФМС России по РБ (л.д.№...) о наличии регистрации Кузнецова В.А. в г.Белорецке, судом был сделан повторный запрос в ОМВД России по Белорецкому району.
Согласно повторной адресной справке ОВМ ОМВД России по Белорецкому району от ... в период с ... по ... Кузнецов В.А. значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: ..., в настоящее время Кузнецов В.А. в регистрации по месту жительства и по месту пребывания в г.Белорецк и Белорецком районе РБ не значится, что согласуется с отметками в паспорте истца.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом суд отмечает, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Из совокупности представленных документов следует, что КузнецовВ.А. не имеет собственного жилья, не имея регистрации по месту жительства и месту пребывания в г.Белорецке и Белорецком районе, после снятия его с регистрационного учета ..., постоянно проживает в г.Белорецке РБ, поскольку снимает жилье, работает и получает пенсию в данном городе, что также подтверждается показаниями свидетелей. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Оценивая представленные сторонами и исследованные судом доказательства, применяя перечисленные нормы права, суд находит несостоятельными основания для отказа в принятии Кузнецова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, изложенные в письме Администрации муниципального района Белорецкий район РБ №... от ..., а именно по причине отсутствия у Кузнецова В.А. регистрации по месту жительства на территории г.Белорецка.
При этом суд учитывает, что истец не имеет прав на какие-либо объекты недвижимого имущества, до ... значился зарегистрированным по месту жительства в г.Белорецк, после ... не имеет постоянной регистрации и постоянно проживает в жилом помещении на условиях коммерческого найма.
Суд соглашается с доводами истца о невозможности в силу объективных, независящих от истца обстоятельств, зарегистрироваться по месту жительства, поскольку регистрация в жилом помещении по нормам действующего законодательства возможна только с согласия собственника или наймодателя жилого помещения.
При указанных фактических обстоятельствах, отказ ответчика поставить Кузнецова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства противоречит положениям ст.20 ГК РФ, Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закону Республики Башкортостан от 02.12.2005 года №250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан», в связи с чем исковые требования Кузнецова В.А. о признании право быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма подлежат удовлетворению, поскольку регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом признавая незаконным отказ ответчика в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, суд не вправе обязать ответчика поставить Кузнецова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана боевых действий, поскольку не вправе подменять компетенцию уполномоченного органа.
Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из смысла указанных норм закона следует, что признание граждан нуждающимися в жилом помещении относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, принимающих свое решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании предоставленных ими документов, подтверждающих их право состоять на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.А. о понуждении ответчика в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана боевых действий.
При этом, отказывая в удовлетворении требования истца о понуждении ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана боевых действий, суд считает необходимым восстановить нарушенное право истца, возложив на ответчика обязанность, рассмотреть спорный вопрос с учетом требований закона, а именно: повторно рассмотреть заявление Кузнецова В.А. о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 года №250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан».
Согласно ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
По смыслу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом характера заявленных требований, принципа разумности и соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок для повторного рассмотрения заявления Кузнецова В.А. о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма продолжительностью 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецова В. А. к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании за ним права быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана боевых действий - удовлетворить частично.
Признать за Кузнецовым В. А. право быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить, допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца, а именно: повторно рассмотреть заявление Кузнецова В. А. о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 года №250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Кузнецова В. А. к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана боевых действий, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд РБ.
Решение в окончательной форме изготовлено ....
Председательствующий судья: (подпись) С.В. Бондаренко
Копия верна:
Судья Белорецкого межрайонного суда: С. В. Бондаренко
Секретарь судебного заседания Е. Р. Султанова
Решение по состоянию на ... в законную силу не вступило
Подлинный документ подшит в дело №...
Дело находится в Белорецком межрайонном суде РБ.