Дело № 12-34/15
Р Е Ш Е Н И Е
4 июня 2015 г. г. Беломорск
Судья Беломорского районного суда Республики Карелия Сидоров А.А., при секретаре Рядовой С.Х.,
с участием представителя ООО «РК Вирма» Шимберниковой Г.Е.,
рассмотрев жалобу ООО «РК Вирма» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «РК «Вирма», юридический адрес: <адрес>, адрес постоянно действующего исполнительного органа:<адрес>, ИНН №,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «РК «Вирма» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГ, в доме <адрес> (юр.адрес) в нарушение требований трудового законодательства и Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ООО «РК «Вирма» аттестацию рабочих мест по условиям труда и специальную оценку условий труда рабочих мест в организации не проводило.
В судебном заседании представитель ООО «РК «Вирма» Шимберникова Г.Е. возражала против привлечения общества к административной ответственности, пояснив, что предприятие не могло ранее провести специальную оценку условий труда рабочих мест, так как оно имеет промысловые суда и занимается ловом рыбы в море. Для данного вида деятельности оценка должна проводиться с учетом особенностей, установленных органами исполнительной власти. Такие особенности должны были быть установлены до ДД.ММ.ГГГГ, однако соответствующий нормативный акт не принят до настоящего времени. С ДД.ММ.ГГГГ они заключили соответствующий договор и проводят специальную оценку условий труда рабочих мест. Оценка еще не готова, так как специальные замеры вредных и опасных условий труда на судах будут производиться экспертами в ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав представителя ООО «РК «Вирма» Шибмерникову Г.Е. исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводам.
Частью 2 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закона), специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч.ч.1 и 7 ст.9 Закона для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда.
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно п.1 Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 290 "Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» в него включены рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
Пунктом 2 указанного выше постановления Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. N 290 Министерству труда и социальной защиты РФ было предложено утвердить до 1 января 2015 г. особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, предусмотренных Перечнем.
До настоящего времени Министерство труда и социальной защиты РФ не приняло нормативный акт, регулирующий особенности проведения специальной оценки условий труда рабочих мест членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов. Из представленных в суд материалов дела: заявления П., распоряжения о проведении внепланово проверки, переписки, акта проверки, предписаний, протоколов и постановлений об административных правонарушениях, договора №, справки АНО НТЦ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ГИТ в Мурманской области обратился П. с жалобой на невыплату заработной платы (расчета) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при увольнении (ДД.ММ.ГГГГ) с должности <данные изъяты> из ООО «РК «Вирма». На основании указанной жалобы ДД.ММ.ГГГГ ГТИ в Мурманской области было вынесено распоряжение о проведении внеплановой документальной проверки ООО «РК «Вирма» с целью проверки сведений в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, оформлению и расторжению трудовых договоров, оплаты труда. При этом были затребованы от работодателя документы в отношении условий труда П., в том числе результаты аттестации рабочего места либо специальной оценки условий труда П., хотя последний на условия труда не жаловался. В ответ на запрос ООО «РК «Вирма» сообщил, что специальная оценка условий труда работников плавсостава еще не закончена, заключен договор с АНО НТЦ, договор находится на стадии исполнения. ДД.ММ.ГГГГ ГТИ в Мурманской области составила акт проверки, в котором указала на отсутствие в ООО «РК «Вирма» как аттестации рабочих мест по условиям труда, так и специальной оценки условий труда рабочих мест в организации.
Согласно справки АНО НТЦ от ДД.ММ.ГГГГ, исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов по договору с ООО «РК «Вирма» будут проведены в ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании установлено, что ГТИ в Мурманской области при проведении внеплановой документальной проверки ООО «РК «Вирма» по обращению П. вышла за рамки предмета проверки (соблюдение процедуры увольнения работника и его расчета), в том числе затребовала от работодателя информацию о наличии у него специальной оценки условий труда, чем нарушила требования п.3 ст.15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки) статьи 15 настоящего Федерального закона относится к грубым нарушениям и влечет недействительность результатов проверки.
С учетом изложенных обстоятельств ГТИ в Мурманской области при проведении проверки нарушены часть 1 статьи 14 и часть 3 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ; результаты проведенной проверки, полученные с грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.
В силу п.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона: акт проверки, предписание от ДД.ММ.ГГГГ и материалы дела (все - в части проверки соблюдения требований о наличии специальной оценки условий труда).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возложена на административный орган.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Из представленных ООО «РК «Вирма» в судебное заседание приказа о создании комиссии, договора и справки следует, что с ДД.ММ.ГГГГ организация проводит специальную оценку условий труда рабочих мест, но до настоящего времени не получила ее результаты, поскольку необходимые исследования будет приводиться в ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, рабочие места работников организации (членов экипажей рыбопромысловых судов) включены в Перечень рабочих мест, специальная оценка условий труда в которых должна производиться с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей. Однако, до настоящего времени уполномоченные органы исполнительной власти не приняли нормативных актов, устанавливающих такие особенности, что делает фактически невозможным проведение такой оценки.
Отсутствие бесспорных доказательств нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение исключает возможность его привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным, событие вмененного ООО «РК «Вирма» административного правонарушения суд считает недоказанным, что, в свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает привлечение к административной ответственности.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.24.5, ч.3 п.1 ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Жалобу ООО «РК «Вирма» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № о признании ООО «РК «Вирма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения его копии через Беломорский районный суд в Верховный суд Республики Карелия.
Судья: Сидоров А.А.