Решение по делу № 2-322/2018 ~ М-295/2018 от 27.03.2018

2 -1-322/2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2018 года                                 <адрес>    

Балашовский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.

с участием истца Вороновой Е.Ю.

представителя Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> Макутиной А.С.

при секретаре – Ланиной К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой Елены Юрьевны к Управлению пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании права, включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью,

установил:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ Вороновой Е.Ю. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в стаж работы, дающей право в назначении досрочной страховой пенсии, не включены периоды:

- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя ЭВТ и информатики в средней школе <адрес>, поскольку отсутствует документальное подтверждение льготного характера работ после распада СССР.

Воронова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> ( далее УПФ РФ) с учетом требований предъявленных в порядке ст. 39 ГПК РФ о признании права и включении в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно спорных периодов, мотивируя свои требования тем, что, имея необходимый стаж работы, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ею представлены необходимые документы. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано, не включен в стаж работы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий педагогическую деятельность, поскольку документы не соответствовали требованиям пенсионного законодательства. Основание отказа считает необоснованным, поскольку право на досрочную пенсию вытекает из самого факта осуществления педагогической деятельности, и с учетом соглашения о гарантиях прав государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, за защитой своего права вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании истец Воронова Е.Ю. исковые требования, предъявленные в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержала в полном объёме, выдвигая в их обоснование изложенные в иске доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.

Представитель ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> по доверенности Макутина А.С. исковые требования Вороновой Е.Ю. не признала. Пояснила, что основание отказа комиссии по вопросу назначения досрочной пенсии истцу объективно. К пенсионным правоотношениям, возникшим ДД.ММ.ГГГГ - день обращения истца в УПФ РФ в <адрес> подлежит применению Федеральный закон № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О страховых пенсиях », исчисленной по постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Списка должностей и учреждений", период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя ЭВТ и информатики в средней школе <адрес> не включены в стаж педагогической деятельности, ввиду отсутствия документального подтверждения льготного характера работ. Международные соглашения по вопросам, касающимся досрочного пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992г. государства-участники Содружества взяли на себя обязанность принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер. Указанное Соглашение подписано и Республикой Узбекистан, Соглашение предусматривает положение о том, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этих соглашений. В соответствии с письмом ПФР от 17.01.2017г № ЛЧ-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части подтверждения стажа и заработка» при новом установлении пенсий, территориальным органам ПФР необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления соответствующих запросов в адрес компетентных органов этих государств. Документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке за период до распада СССР, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении (письмо ПФР от 14.03.2017г. № ЛЧ-25-24/3100). Для реализации права на досрочно назначаемую страховую пенсию старости необходимо документально подтвердить условия, требуемые для ее назначения, в соответствии со ст. 30-31 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Если работа граждан протекала на территории государств-участников соглашений, в которых продолжает в настоящее время действовать институт досрочных пенсий и условия назначения досрочных пенсий схожи с пенсионным законодательством РФ. то периоды такой работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.30-31 Федерального закона №400-ФЗ при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашения, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, поселившихся на постоянное место жительства с территории государства-участника соглашений, осуществляется в соответствии с нормами федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Просила в удовлетворении требований отказать.

Анализируя в совокупности доводы сторон, имеющиеся в деле доказательства и законодательство, подлежащее применению к рассматриваемому спору, суд находит заявленный иск Вороновой Е.Ю. подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется ст. 39 Конституции РФ и Федеральными законами.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01 января 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В ч. 4 ст. 30 данного закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции от 26 мая 2009 г.) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила № 781).

В судебном заседании бесспорно установлено, и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Воронова Елена Юрьевна, 1969 года рождения обратилась в УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 34) Вороновой Е.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа.

Страховой стаж истицы на дату обращения за пенсией составил 24 года 02 месяца 19 дней - по Постановлению № 781; 24 года 02 месяца 19 дней - по Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П и 24 года 02 месяца 19 дней - по Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 35-39) в стаж, дающий право на досрочное назначение Вороновой Е.Ю. пенсии, в связи с педагогической деятельностью, не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя ЭВТ и информатики в средней школе <адрес>, поскольку отсутствует документальное подтверждение льготного характера работ после распада СССР.

С данными основаниями отказа и вышеприведенными доводами представителя ответчика, суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Между тем, спорные правоотношения Вороновой Е.Ю. и УПФ РФ в <адрес> приходятся на 1991-1992г.г., соответственно.

Согласно архивным справкам Территориального управления по архивному делу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 64- 66), а также подтверждено трудовой книжкой ( л.д. 54-56), Воронова Е.Ю. с августа 1991 года работала в школе <адрес> учителем математики и информатики по сентябрь 1992 года, последней начислялась и выплачивалась заработная плата, что подтверждается лицевыми счетами, представленными в ходе судебного рассмотрения, в период с апреля по август 1992 года включительно находилась по лист временной нетрудоспособности.

Как следует из объяснений Вороновой Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ ею рожден сын

Евгений ( свидетельство о рождении 111-МК ( л.д. 26)).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя собранные по делу доказательства, в их совокупности, суд находит заявленные требования Вороновой Е.Ю. обоснованными, зачету подлежит в календарном исчислении период - работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя ЭВТ и информатики в средней школе <адрес>.

Судом установлено, что при рассмотрении заявления Вороновой Е.Ю. о досрочном назначении страховой пенсии по старости пенсионным органом зачтен в добровольном порядке стаж его работы в связи с педагогической деятельностью, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, в количестве 24 лет 2 месяцев 19 дней ( решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу частей 1 и 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующее пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер назначения пенсии, устанавливающий обязательное обращение гражданина, предполагающего наличие у него права на пенсию, с письменным заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, который только при наличии заявления обязан начать процедуру назначения пенсии.

По смыслу указанных выше правовых норм, осуществление права на пенсию по старости, если оно не ставится в зависимость от достижения гражданином определенного возраста, реализуется гражданином путем обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

По настоящему делу установлено и материалами дела подтверждается, что с заявлением о назначении пенсии в территориальный пенсионный орган истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая вопрос о зачете в специальный стаж истца оспариваемого периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя ЭВТ и информатики в средней школе <адрес>, суд пришел к выводу, что Вороновой Е.Ю. на день обращения в пенсионный орган выработан стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и поэтому возлагает на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию с времени его обращения с таким заявлением в пенсионный орган.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Вороновой Еленой Юрьевной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в стаж Вороновой Елены Юрьевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя ЭВТ и информатики в средней школе <адрес>.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> произвести назначение Вороновой Елене Юрьевне страховой пенсии по старости со дня обращения в Управление пенсионного фонда РФ <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения с ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий    С.Э. Тарараксина

2-322/2018 ~ М-295/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронова Елена Юрьевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области
Суд
Балашовский районный суд Саратовской области
Судья
Тарараксина Светлана Эдвиновна
Дело на странице суда
balashovsky--sar.sudrf.ru
27.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2018Передача материалов судье
30.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2018Подготовка дела (собеседование)
06.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2018Судебное заседание
22.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Судебное заседание
01.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2018Дело оформлено
23.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее