Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2018 года г. Баймак РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,
при секретаре Баймуратовой Р.М.,
с участием прокурора Рябовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Баймакского района РБ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении к информации,
установил:
Прокурор Баймакского района РБ обратился в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении к информации, указывая, что прокуратурой Баймакского района РБ проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Путем проведения мониторинга сайтов сети Интернет выявлена страница в свободном доступе, где организован интернет-магазин по продаже неодимовых магнитов. Установлено, что на электронной странице http://magnit-msk.com/.
Данный сайт содержит информацию об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) работы счетчиков электричества, газа или воды, сведения о подборе магнитов для конкретных моделей приборов учета.
Информация об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) работы счетчиков электричества, газа или воды является недобросовестной рекламой.
Указанный выше сайт предлагает покупку магнитов, предназначенных для остановки счетчиков за потребление коммунальных ресурсов.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам жилищного законодательства. Использование «неодимовых магнитов» позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета путем замедления роста показаний, либо его полной остановки при неизменной пропускной способности, что приводит к неоплате части фактически полученных коммунальных ресурсов.
Ознакомиться с содержанием страницы указанного сайта и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ установлено, недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, распространение искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
В соответствии с ч.4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Прокурор указывает, что распространённая реклама об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) работы счетчиков электричества, газа или воды является недобросовестной рекламой и побуждает к совершению противоправных действий направленных на искажение показаний индивидуальных приборов учета расхода ресурсов и причинение убытков хозяйствующим субъектам, что также является нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Указанная реклама по вмешательству в работу приборов учета побуждает к совершению правонарушений, и нарушает права добросовестных граждан вынужденных оплачивать коммунальные услуги (электроэнергию, газ, воду) в большем объеме, фактически внося плату за недобросовестных потребителей.
За нарушение законодательства о рекламе ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, размещенная на электронной странице сайта http://magnit-msk.com/ информация (реклама) является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Прокурор указывает, что доступ информации, направленной на побуждение к совершению правонарушения, подрывает экономические основы, нарушает права добросовестных плательщиков коммунальных услуг и должен быть закрыт.
Таким образом, проверка показала, что информация, содержащаяся на электронной странице сайта http://magnit-msk.com/ находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения, которые являются недобросовестной рекламой, побуждают к совершению противоправных действий, предусмотренных ст. 7.27 КоАП РФ «мелкое хищение», либо ст. 165 УК РФ «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» и нарушает права добросовестных плательщиков коммунальных услуг.
Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 10 указанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из ст. 15.1 Закона № 149 – ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанная информация находится в свободном доступе, в связи с чем, необходимо признать ее запрещенной к распространению на территории РФ.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действии нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
С учетом приведенных норм закона доступ к информации, размещенной по электронному адресу: http://magnit-msk.com/, может быть ограничен.
Данный сайт подлежит признанию в качестве информации, которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения в сайтов в Единый реестров доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространению которой в РФ запрещено.
В силу п.п. 2,3 Правил создания, формирования, и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сайтов в информационно- телекоммуникационной сети Интернет содержащие информацию распространение которого запрещено на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10. 2012 №1101, создания, формирование и введение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
Подача заявления прокурором обусловлена необходимостью признать информационные материалы запрещенными к распространению на территории РФ, установить правовое состояние которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами, в связи с чем Прокурор просит суд признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице сайта http://magnit-msk.com/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принять меры по ограничению доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области запрещенной информации с предложением о продаже неодимовых магнитов для блокировки счетчиков учета воды, путем внесения доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства в области запрещенной информации с предложением о продаже неодимовых магнитов для блокировки счетчиков учета потребленной воды в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» адрес интернет-ресурса: http://magnit-msk.com/.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд, с согласия прокурора определил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.
В судебном заседании прокурор Рябова В.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, оценив их в совокупности с данными, добытыми в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно части 5 статьи 15 названного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу части 1 статьи 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно части 2 статьи 15.1 данного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) работы счетчиков электричества, газа или воды является недобросовестной рекламой.
Указанный выше сайт предлагает покупку магнитов, предназначенных для остановки счетчиков за потребление коммунальных ресурсов.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам жилищного законодательства. Использование «неодимовых магнитов» позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета путем замедления роста показаний, либо его полной остановки при неизменной пропускной способности, что приводит к неоплате части фактически полученных коммунальных ресурсов.
Ознакомиться с содержанием страницы указанного сайта и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ установлено, недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, распространение искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
В соответствии с ч.4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Таким образом, распространённая реклама об использовании неодимовых магнитов в быту для блокировки (остановки) работы счетчиков электричества, газа или воды является недобросовестной рекламой и побуждает к совершению противоправных действий направленных на искажение показаний индивидуальных приборов учета расхода ресурсов и причинение убытков хозяйствующим субъектам, что также является нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Указанная реклама по вмешательству в работу приборов учета побуждает к совершению правонарушений, и нарушает права добросовестных граждан вынужденных оплачивать коммунальные услуги (электроэнергию, газ, воду) в большем объеме, фактически внося плату за недобросовестных потребителей.
За нарушение законодательства о рекламе ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, размещенная на электронной странице сайта http://magnit-msk.com/ информация (реклама) является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Из материалов дела следует, что актом осмотра сайтов в сети Интернет от 29.03.2018 года в помещении служебного кабинета прокуратуры Баймакского района произведен осмотр сайта: http://magnit-msk.com/ на котором размещен материал, на котором в открытом доступе размещена информация о способах изготовления самодельных взрывных устройств и взрывчатых веществ, применение которых создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов установленных настоящим Федеральным законом; обеспечение информационной безопасности детей.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет» доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 указанной статьи, являются:
решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»;
вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Суд находит, что заявленные требования прокурора Баймакского района РБ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Баймакского района Республики Башкортостан, в защиту законных интересов неопределенного круга лиц об ограничении доступа к информации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице сайта http://magnit-msk.com/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принять меры по ограничению доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области запрещенной информации с предложением о продаже неодимовых магнитов для блокировки счетчиков учета воды, путем внесения доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства в области запрещенной информации с предложением о продаже неодимовых магнитов для блокировки счетчиков учета потребленной воды в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» адрес интернет-ресурса: http://magnit-msk.com/.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Баймакский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: Янтилина Л.М.