Дело № 2- 414/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Хряпочкина М.Ю.
при секретаре Петункиной А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белове
24 марта 2017 года
по иску Бурханова М.Д. к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Бурханов М.М. обратился в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивируют тем, что Бурханову М.Д. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общая площадь помещения - 42,5 кв.м., дом состоит из двух комнат.
Актом межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ года № 680 установлено, что Дом непригоден для проживания.
Из заключения Межотраслевого научного центра ВНИМИ № № от ДД.ММ.ГГГГ года, видно, что разрушения произошли из-за ведения горных работ шахта «Чертинская».
Акт о непригодности проживания дома составлен ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако жилое помещение в замен непригодного со стороны Ответчика не представлено, что является грубейшим нарушением прав.
Просит обязать администрацию Беловского городского округа предоставить Бурханову М.М. благоустроенное жилое помещение в границах Муниципального образования Беловского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, жилой площадью не менее 24 кв.м.
Определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ООО «Шахта Чертинская-Коксовая».
В судебном заседании Бурханов М.М. исковые требования поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
В судебном заседании представитель истца Плотников К.Н., действующий на основании устного заявления Бурханова М.М., исковые требования поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
В судебном заседании представитель Администрации Беловского городского округа Гордеев А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования не признает в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО «ММК-УГОЛЬ» (правопреемник ООО «Шахта Чертинская-Коксовая») Клишева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признает в полном объеме.
Суд, выслушав истца, представителей, исследовав письменные материалы по делу, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
Согласно разъяснениям в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) (Извлечение)), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что согласно договора купли-продажи (дома) части дома от ДД.ММ.ГГГГ г. Бурханов М.М. является собственником жилого дома полезной площадью 42,1 кв.м., жилой площадью 32,9 кв.м. и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>
Согласно заключения НИИ Горной геомеханики и маркшейдерского дела №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. дом, расположенный по <адрес>, рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной ОАО «Шахта Чертинская», что также подтверждается заключением №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. ГУ «Кемеровская лаборатория судебной экспертизы министерства юстиции РФ» (л.д.22-34).
Распоряжением Администрации Беловского городского округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. Бурханов М.М. поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 г. №129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядок предоставления им таких помещений».
Пунктом 21 ч. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 г. №129-ОЗ предусмотрено, что право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом имеют следующие категории граждан граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, законами Кемеровской области, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" – статья 2 указанного закона Кемеровской области.
По смыслу указанных выше норм, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанного лица в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие факта признания жилого помещения, занимаемого гражданином аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, и постановки на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанного лица жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Поскольку истец, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, но малоимущим в установленном законом порядке не признан, у суда не имеется законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Бурханова М.Д. к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29.03.2017 г.
Судья |
/подпись/ |
М.Ю. Хряпочкин |