Дело № 2- 27/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
г. Белово 30 января 2017 года
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Луцык И.А.,
при секретаре Судаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово 30 января 2017 годагражданское дело по иску С. С. В., Лесниковой Т. И., Чувинова В. Е., Чувинова В. Е., Сергеевой Н. П., Лесниковой Г. А., Жданкиной А.В. Стрепко П. Р. к Беловскому муниципальному району Кемеровской области о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, признании сделки действительной,
УСТАНОВИЛА:
Истцы С. С. В., Лесникова Т. И., Чувинов В. Е., Чувинов В. Е., Сергеева Н. П., Лесникова Г. А., Жданкина А.В. Стрепко П. Р. обратились в суд с иском к ответчику Беловскому муниципальному району Кемеровской области о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, признании сделки действительной, указывая, что они являются собственниками земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного назначения, общей площадью 745 712+/-7556 кв.м. (га), с кадастровым №, расположенного по адресу: Кемеровская область, <адрес> Данный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права. Ответчику было предложено выкупить данный земельный участок. В письменном виде ответчик отказался, указывая, что выкупать данный участок нецелесообразно.
Руководствуясь ст.432, 435, 160, 165 Гражданского кодекса РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», просят понудить Беловский муниципальный район заключить договор купли – продажи земель сельскохозяйственного назначения в предложенной истцом редакции договора от 23 ноября 2016 года в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский район, <адрес>, общей площадью 745 712+/-755 кв.м. (га), с кадастровым №, признать данную сделку действительной и произвести регистрацию сделки в Беловском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Истцы Сергеев С.В., Лесникова Т.И., Чувинов В.Е., Чувинов В.Е., Сергеева Н.П., Лесникова Г.А., Жданкина А.В., Стрепко П.Р., извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в имеющихся в материалах дела доверенностях от 18.01.2016г., 08.07.2016г., 19.07.2016г. указывают, что доверяют представителю Джахангировой Н.А. рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Джахангирова Н.А., действующая на основании доверенностей от 18.01.2016г., 08.07.2016г., 19.07.2016г., поддержала исковые требования истцов. Считает, что на основании ч.3 ст. 5 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. Истцами предпринимались попытки самостоятельно продать земельный участок, были размещены объявления в газетах «Беловский экспресс», «Вечернее Белово», «Сельские зори», также они обращались к руководителям угольных предприятий, которые расположены на территории Беловского района, однако никто не изъявил желание купить у них земельный участок. Поэтому считают, что их земельный участок обязан выкупить Беловский муниципальный район. В администрацию Беловского муниципального района были направлены проекты договоров купли- продажи земельного участка от 23.11.2016 года от имени истцов, однако МКП «Комитет по управлению муниципальным имуществом Беловского муниципального района» данные договоры не подписал.
Представитель ответчика – Беловского муниципального района Е. В.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как обязанности выкупить земельный участок истца у муниципального образования не имеется. Указывает, что порядок купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения регламентирован ст.8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Статья 3-1 Закона Кемеровской области от 18.12.2003 № 65- 03 (ред. от 21.07.2014) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области», в частности пункт 2, указанный в исковом заявлении, применяется в случае отчуждения в пользу Кемеровской области земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании статьи 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В собственности истцов земельный участок оказался на законных основаниях, иностранными гражданами они не являются, излишек земли у них не имеется. В соответствии с п.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательствам.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющий самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указывает, что удовлетворение требований оставляет на усмотрение суда.
Выслушав представителей истцов, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 160 Гражданского кодекса РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч.1,2 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Согласно ч.1 ст.549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Согласно ст.550 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Порядок купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения регламентируется ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. От 31.12.2014г.). Согласно данной статье при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
Согласно ст. 3 Закона Кемеровской области от 18.12.2003 N 65-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Кемеровская область имеет преимущественное право покупки земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
В случае, если Кемеровская область откажется от покупки земельного участка, преимущественное право покупки до истечения месячного срока с момента получения Коллегией Администрации Кемеровской области письменного извещения о намерении продать земельный участок переходит к соответствующему муниципальному образованию. Кемеровская область извещает об отказе соответствующий орган местного самоуправления с указанием срока поступления в Коллегию Администрации Кемеровской области извещения о намерении продать земельный участок. Принятие решений от имени Кемеровской области, а также извещение соответствующих органов местного самоуправления о принятых решениях осуществляются на основании Закона Кемеровской области "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст. 3-1 Закона Кемеровской области от 18.12.2003 N 65-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области" в случае отчуждения в пользу Кемеровской области земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании статьи 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и отказа Кемеровской области от приобретения такого земельного участка или земельной доли этот земельный участок или земельную долю должно приобрести соответствующее муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
Согласно ч.2 данной статьи в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и отказа Кемеровской области от приобретения такого земельного участка или земельной доли этот земельный участок или земельную долю должно приобрести соответствующее муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
Из ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель. Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации. Требования настоящего пункта не распространяются на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Из вышеизложенного следует, что обязанность субъекта Российской Федерации либо муниципального образования выкупить земельный участок возникает лишь в том случае, когда земельный участок не может находиться в собственности лица, и оно обязано его продать в силу вышеназванных норм закона.
В судебном заседании установлено, что С. С.В., Лесниковой Т.И., Чувинову В.Е., Чувинову В.Е., Сергеевой Н.П., Лесниковой Г.А., Жданкиной А.В., Стрепко П.Р., принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 745 712 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, Беловский район, <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.03.2014 года (л.д.5,8,1,14,17,20,23,26), свидетельством о праве на наследство по закону от 15.11.2013г. (л.д.27), свидетельствами на право собственности на землю №, №, №, №, №, №,№л.д.6,9,12,16,18,21,24).
В материалах дела имеется ответ председателя комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 10.11.2016 года на извещение о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 74,5712 га с кадастровым № согласно которому комиссией по рассмотрению вопроса о целесообразности приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Кемеровской области было принято решение о нецелесообразности приобретения вышеуказанного земельного участка в областную собственность. В данном ответе указано со ссылкой на п. 2 ст. 3 Закона Кемеровской области от 18.12.2003 г. №65-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области», что преимущественное право покупки переходит к администрации Беловского района. В том случае, если администрация Беловского района откажется от покупки или не уведомит о намерении приобрести земельный участок, то заявитель может в течение года продать его любому желающему по цене, не ниже указанной в извещении (л.д.29).
В материалах дела имеется ответ муниципального казённого учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Беловского муниципального района» от 30.11.2016 года, в котором указано, что МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Беловского муниципального района», рассмотрев извещение о продаже земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 74,5712 га, с кадастровым №, расположенного в Беловском районе, сообщает, что распоряжением администрации Беловского муниципального района от 17.11.2011 года № 1593 создана комиссии по рассмотрению вопросов целесообразности приобретения земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность. На очередном заседании комиссии от 28.11.2016 года было принято решение о нецелесообразности приобретения вышеуказанного земельного участка в муниципальную собственность (л.д.31).
Суду не представлено доказательств, что указанный земельный участок находится в собственности истцов в нарушение законодательства, представитель истцов подтвердила, что земельный участок находится у них в собственности на законных основаниях, они не являются иностранными гражданами, что препятствовало бы им иметь земельный участок в собственности. Следовательно, нарушений требований статьи 3, п.2 ст.4, ст.5 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не имеется, данный земельный участок может находиться у истцов в собственности, и обязанность продавать принадлежащий им земельный участок у них отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцами не представлены суду доказательства обязанности ответчика выкупить у них земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, заключив договор купли-продажи.
При указанных обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, следовательно, не имеется оснований и для удовлетворения исковых требований о признании сделки купли-продажи действительной.
Факт обращения истцов с объявлениями о продаже земельного участка в органы печати, на предприятия угольной промышленности, не влияет в данном случае на вывод суда, так как согласно ч.3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
Ответчик не заинтересован в приобретении указанного земельного участка для государственных либо муниципальных нужд. Следовательно, после соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», истцы вправе продать земельный участок третьему лицу.
Ссылка представителя истца на то, что исковые требования основаны на Законе Кемеровской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции, вступившей в законную силу 01.01.2017г., не имеет существенного значения при разрешении исковых требований, поскольку новая редакция указанного закона не изменила действовавшую до её принятия регламентированную процедуру купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать С. С. В., Лесниковой Т. И., Чувинову В. Е., Чувинову В. Е., Сергеевой Н. П., Лесниковой Г. А., Жданкиной А.В., Стрепко П. Р. в удовлетворении исковых требований к Беловскому муниципальному району Кемеровской области о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский район, <адрес>, общей площадью 745 712 +/-7556кв.м. (га), с кадастровым №, признании сделки действительной.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: И.А. Луцык
Текст решения в окончательной форме изготовлен 06 февраля 2017 года.