Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-41/2020 (2а-558/2019;) ~ М-518/2019 от 20.12.2019

Дело № 2а-41/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2020 года                                г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Полузеровой С.В.,

при секретаре Павлюк Н.Н.,

с участием административного истца Шелонникова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шелонникова А.С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и понуждении к совершению действий,

установил:

Шелонников А.С. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ..., общей площадью 1009 кв.м., с кадастровым номером в аренду без проведения торгов, который на основании постановления администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» №1809 от 08.12.2014 был передан в аренду на 5 лет (до 07.12.2019), о чем заключен договор аренды земельного участка №206 от 08.12.2014. Земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для ведения дачного хозяйства». На земельном участке им построен гараж, площадью 30,7 кв.м. с кадастровым номером и оформлен в его собственность. Кроме того, на земельном участке отсыпана площадка для стоянки его личного транспортного средства, установлены детская горка, небольшая детская площадка, разработаны клумбы для выращивания цветов и огород для выращивания картофеля. В целях электроснабжения гаража и уличного освещения установлена опора с электрическим щитком. В связи с окончанием срока действия договора аренды земельного участка, в целях продления срока аренды, он 25.10.2019 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженным в письме №29428/124-21 от 26.11.2019, в удовлетворении его заявления отказано по тем основаниям, что главной целью использования земельного участка для ведения дачного хозяйства является строительство жилого дома с характеристиками, указанными в градостроительном плане и оформления его в собственность. С указанным решением не согласен, считая, что возведение жилого дома является его правом, но не обязанностью, к тому же земельный участок предоставляется не только для возведения на нём объектов недвижимости, но и для отдыха. Просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме №29428/124-21 от 26.11.2019, возложить на ответчика обязанность по заключению с ним договора аренды земельного участка, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в размере 300 руб.

В судебном заседании административный истец Шелонников А.С. административное исковое заявление подержал по доводам, изложенным в нем. Дополнительно пояснил, что в 2014г. он взял в аренду земельный участок для ведения дачного хозяйства, построил на участке гараж, участок использовал по назначению, разбил грядки под цветы, выращивал картофель, установил детскую площадку, на участке было проведено электричество, предполагал в будущем возможно и строительство дома. Считает, что все условия и основания для предоставления земельного участка без проведения торгов им выполнены и земельный участок должен быть предоставлен на основании подпункта 9 пункта 2 ст.39.6 ЗК РФ.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство, административный ответчик) в судебном заседании не участвовал, извещены о рассмотрении дела должным образом, представили письменный отзыв, согласно которому просят в удовлетворении административного искового заявления отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя. Указывают, что возведенный административным истцом гараж носит вспомогательный характер, не отвечает целям предоставления земельного участка с видом разрешенного использования – «для ведения дачного хозяйства», возведение на земельном участке только вспомогательных объектов не влечет возникновение права на приобретение в аренду такого земельного участка.

Представители заинтересованного лица администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее – администрация, АМО «Беломорский муниципальный район») в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом о рассмотрении дела, возражений не представили.

Суд, заслушав административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельного участка №206 от 08.12.2014 Шелонникову А.С. на праве аренды предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью 1009 кв.м., расположенный по адресу: ..., вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, сроком на 5 лет, без проведения торгов.

В соответствии с условиями заключенного договора аренды земельного участка арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целью и условиями его предоставления (пункт 5.2), и имеет право на преимущественное перезаключение договора по истечению срока его действия (пункт 5.1).

Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» №76 от 23.01.2015 утвержден градостроительный план земельного участка, подготовленный для строительства индивидуального дачного дома.

Согласно градостроительному плану земельного участка, основными видами его разрешенного использования являются, в том числе строительство жилых строений или жилых домов, размещение садово-огородных участков, дач и дачных участков, участков для ведения личного подсобного хозяйства. Вспомогательными видами, помимо прочего, являются гаражи, площадки для отдыха взрослых и игр детей. Назначением объекта капитального строительства является дачный дом (пункты 2.2, 2.2.5). Согласно планировке земельного участка на нём планировалось возведение индивидуального жилого дома, гаража, бани, хозяйственного блока.

Из кадастрового паспорта от 27.11.2014 следует, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером – для ведения дачного хозяйства, категории земель - земли населенных пунктов.

27.01.2015 между ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» и Шелонниковым А.С. заключен договор № 34-00160К/15 от 27.01.2016 на технологическое присоединение объекта: дачного дома на земельном участке с кадастровым номером , выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям. 19.03.2015г. заключен договор энергоснабжения между ОАО «Карельская энергосбытовая компания» и Шелонниковым А.С.

На указанном земельном участке в 2019 году построен гараж, общей площадью 30,7 кв.м., с кадастровым номером , право собственности на который зарегистрировано за Шелонниковым А.С., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.11.2019.

25.10.2019 Шелонников А.С. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1009 кв.м., без торгов.

Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженным в письме №29428/124-21 от 26.11.2019, в удовлетворении заявления Шелонникова А.С. о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов отказано по тем основаниям, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении участка.

Пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ определено, что земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 ЗК РФ.

Подпунктом 3 пункта 1 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Между тем, Земельным кодексом РФ определены случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов при соблюдении предусмотренных условий.

Так, в силу положений подпунктов 1, 2 пункта 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину в аренду без проведения торгов; земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.

При этом, в соответствии с пунктом 4 ст. 39.6 ЗК РФ, необходимо соблюдение совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 9 пункта 2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.

Таким образом, договор аренды земельного участка, предоставленного без проведения торгов, а также в отношении граждан, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, заключается без проведения торгов.

В судебном заседании установлено, что Шелонников А.С. в 2014 году обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка, в качестве целей использования которого указал «для ведения дачного хозяйства». По результатам рассмотрения указанного заявления с истцом заключен договор аренды земельного участка сроком на 5 лет без проведения торгов. За время действия договора аренды истцом на предоставленном земельном участке возведен гараж, собственником которого является истец, отсыпана площадка для стоянки автотранспорта, установлена детская площадка, разработан огород для выращивания овощных культур, клумбы для выращивания цветов, в целях электроснабжения гаража и уличного освещения заключен договор на электроснабжение с ресурсоснабжающей организацией, установлена опора с электрическим щитком.

Между тем, по смыслу приведенных норм возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.

Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно п.7 ст.54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ №217) для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.

Таким образом, предоставленный административному истцу земельный участок является садовым земельным участком.

В силу подпункта 1 абзаца 1 ст.3 ФЗ №217, садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее – классификатор) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540.

Согласно классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «ведение садоводства» включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Код 2.1 классификатора предусматривает вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», что включает в себя размещение жилого дома; выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в границах населенного пункта – ..., имеет основной вид разрешенного использования: для «ведения дачного хозяйства», в аренду он предоставлен также для ведения дачного хозяйства.

По информации администрации АМО «Беломорский муниципальный район», спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 – жилая зона малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами, минимальная площадь земельных участков – 600 кв.м., максимальная – 1200 кв.м. Основные виды разрешенного использования – для размещения индивидуального жилищного строительства; блокированные жилые дома с участками и др. К вспомогательным видам разрешенного использования относятся, в том числе, гаражи.

Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) здания, строения и сооружения являются объектами капитального строительства.

В соответствии со ст. 55 ГрК РФ право использования объекта капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию.

Как следует из подпункта 3 абзаца 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к хозяйственным постройкам относятся сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.

Особенностью хозяйственных построек является то, что они не могут быть использованы в качестве здания, сооружения, поскольку для их возведения не требуется получение разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. Данные объекты носят временный характер.

Хозяйственное строение - это вспомогательный (не самостоятельный) отдельно стоящий, или пристроенный объект недвижимости хозяйственно-бытового назначения, к которому относится, помимо прочего, гараж.

Поскольку возведенный Шелонниковым А.С. объект недвижимости (гараж) на земельном участке, переданном ему в аренду для ведения дачного хозяйства, имеет вспомогательное назначение, то его возведение с учетом специального предназначения земельного участка не может повлечь возникновение права на приобретение земельного участка под данным объектом в аренду на основании статьи 39.20 ЗК РФ.

Кроме того, площадь земельного участка, предоставляемого в аренду в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ, определяется с учетом фактического землепользования, исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Спорный земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования – для ведения дачного хозяйства, общей площадью 1009 кв.м., расположенный по адресу: ..., предоставлен административному истцу по договору аренды от 08.12.2014 сроком на 5 лет.

Площадь земельного участка, испрашиваемого административным истцом, составляет 1009 кв.м и существенно (более чем в 32 раза) превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости – нежилой постройки с наименованием «гараж» площадью 30,7 кв.м.

Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что для использования и эксплуатации гаража площадью 30,7 кв.м. необходим земельный участок в размере 1009 кв.м.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 ст. 39.17, пунктом 14 абзаца 1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Поскольку здания, строения или сооружения в смысле положений подпункта 9 пункта 2 ст.39.6 ЗК РФ на спорном земельном участке отсутствуют, доказательства наличия на земельном участке такого объекта, используемого для ведения дачного хозяйства, представлены не были, предусмотренная действующим законодательством цель передачи в собственность земельного участка не достигнута, то оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче земельного участка в аренду не имеется, оспариваемое решение Министерства является правомерным.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Шелонникову А.С. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                        С.В. Полузерова

Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2020 года.

2а-41/2020 (2а-558/2019;) ~ М-518/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шелонников Андрей Сергеевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
АМО "Беломорский муниципальный район"
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Полузерова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
20.12.2019Регистрация административного искового заявления
20.12.2019Передача материалов судье
23.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2020Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее