Дело № 12-19/2019 г.
РЕШЕНИЕ
08 мая 2019г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
с участием представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК Осмоловской А.М.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТПК Юрма» (далее – ООО «ТПК Юрма») на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия №1325/18л от 14.02.2019 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ,
установил:
ООО "ТПК Юрма» обратилось в суд с жалобой на постановление о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.25 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 55000 рублей, по следующим основаниям. Считают, что событие правонарушения не доказано, нарушение правил заготовки лесов устанавливает административную ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, то есть иными нормативными актами порядок проведения рубок не может регламентироваться. В период совершения нарушения действовали Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 №474, однако описанное в постановлении и протоколе нарушение в виде оставления на разработанной делянке недорубов, как компактных, так и разрозненных, не содержится в указанных Правилах, также в них не содержится и требование о проведении работ в соответствии с технологической картой и запрет на оставление недорубов, не указанных в технологической карте. Таким образом, считают, что вменяемое ему нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.25 КоАП РФ, что исключает привлечение его к административной ответственности, в связи с чем просят обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель ООО «ТПК Юрма» не явился, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, оспариваемое постановление оставить без изменения.
Заслушав представителя Министерства природных ресурсов и экологии РК, оценив существо спора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Положениями ч.2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений и наказание на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению №1325/18л от 14.02.2019 ООО «ТПК Юрма» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55000 рублей. Из постановления следует, что на основании лесной декларации №26 от 12.07.2017 Общество осуществляло заготовку древесины в квартале 237 выделе 11 лесосеке 1 Хвойного участкового лесничества ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество». 24.07.2018 должностными лицами ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» в результате осмотра лесосеки был выявлен факт нарушения лесного законодательства, которое выразилось в том, что Обществом при проведении сплошной рубки оставлен недоруб в виде куртин или отдельных деревьев общим объемом 31,48 кбм и в виде компактных участков леса на общей площади 0,09 га общим объемом 51,27 кбм. Организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляется в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, осуществление работ без разработки технологической карты не допускается. Общество осуществляло сплошную рубку, а оставление недорубов не предусмотрено, оставление лесных насаждений, подлежащих вырубке, является нарушением порядка проведения сплошных рубок. Таким образом, Обществом допущено нарушение лесного законодательства, которое выразилось в нарушении порядка проведения рубок лесных насаждений, а именно проведении работ по заготовке древесины не в соответствии с технологической картой разработки лесосек. В качестве отягчающих обстоятельств указано: повторное совершение однородного административного правонарушения, смягчающих обстоятельств не установлено.
ООО «ТПК Юрма» является арендатором лесного участка площадью 33416,5 га по договору аренды №144-3 от 16.08.2011.
Согласно технологической карте лесосечных работ от 23.07.2017 в квартале 237 выдел 11 лесосеки 1 Хвойного участкового лесничества, способ рубки – сплошная. Срок окончания вывозки древесины – 22.07.2018.
Извещением от 20.04.2018 ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» в адрес ООО «ТПК Юрма» сообщалось о проведении осмотра лесосек (мест заготовки древесины) в квартале 237 выделе 11 лесосеки 1 24.07.2018 к 9 часам.
Актом осмотра лесосеки №134 от 24.07.2018 выявлены следующие нарушения лесного законодательства: в квартале 237 выделе 11 лесосеки 1 – оставлено древесины в объеме 69,24 кбм, оставлено завышенных пней 119,83 кбм, оставлено компактных недорубов в виде 2-х участков леса площадью 0,37 га, объемом 51,27 кбм, оставлено недорубов в виде отдельных деревьев в объеме 31,48 кбм, а также недорубов в виде отдельных деревьев 56 кбм (нарушение п.5 раздела 1 Приказа Минприроды №367 от 27.06.2016) – ч.2 ст.8.25 КоАП РФ. Представитель ООО «ТПК Юрма» при осмотре лесосек не присутствовал, извещен должным образом.
Согласно протоколу №98/18 от 30.10.2018 при осмотре лесосек в квартале 237 выделе 11 лесосеки 1 Хвойного участкового лесничества выявлено оставление арендатором отдельно стоящих деревьев различных пород в объеме 31,48 кбм, согласно расчетам договорная неустойка составила 14461,07 руб. Оставление компактных и расстроенных недорубов является нарушением п. 5 приложения 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016, а именно технологической картой не предусмотрено оставление деревьев, на схеме разработки лесосек не указаны места оставления как отдельно стоящих деревьев, так и компактных недорубов, что образует состав административного правонарушения по ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
Согласно ч. 2 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в ч. 1 данной статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
С 10 января 2017 г. в действие вступили новые Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, и приказ Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки».
Приложением 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 предусмотрено, что лесосечные работы выполняются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины в соответствии с формой технологической карты, согласно приложению 2 настоящего приказа, технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации, выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления. Установлено также требование о необходимости соблюдения при выполнении лесосечных работ технологической карты лесосечных работ (пп.1, 5).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, что ООО «ТПК Юрма» при осуществлении работ по заготовке древесины оставило невырубленными в квартале 237 выделе 11 лесосеки 1 древесину в объеме 69,24 кбм, завышенных пней 119,83 кбм, компактных недорубов в виде 2-х участков леса площадью 0,37 га, объемом 51,27 кбм, недорубов в виде отдельных деревьев в объеме 31,48 кбм, а также недорубов в виде отдельных деревьев в объеме 56 кбм, в то время как технологическая карта, составленная юридическим лицом, предусматривала сплошную рубку без сохранения остатков деревьев.
Обстоятельства совершения ООО "ТПК Юрма» административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении №98/18 от 30.10.2018, актом осмотра лесосек от 24.07.2018, договором аренды лесного участка №144-з от 16.08.2011, заключенным между Министерством по природопользованию и экологии РК (арендодатель) и ООО "ТПК Юрма» (арендатор), другими материалами дела.
Ссылка в жалобе на отсутствие запрета в Правилах заготовки древесины и особенностях заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, на оставление деревьев подлежит отклонению по тем основаниям, что приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367, установлено, что организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. Оставление недорубов Правилами не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что ООО «ТПК Юрма» при проведении рубки лесных насаждений по заключенному договору аренды лесного участка допустило нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений, а именно оставило недорубы на лесном участке в то время, как технологическая карта предусматривала сплошную рубку.
Наличие отягчающего обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения) подтверждается материалами дела: копия постановления №2/18л от 15.02.2018 о назначении ООО «ТПК Юрма» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.25 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным суд не находит, сведений о таких основаниях ООО «ТПК Юрма» не приведено.
Существенных процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении допущено не было. Наказание ООО «ТПК Юрма» назначено в пределах санкции статьи, с учетом наличия вышеуказанного отягчающего обстоятельства.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что дело об административном правонарушении рассмотрено правильно. Учитывая данные обстоятельства, жалоба ООО «ТПК Юрма» удовлетворению не подлежит, оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия №1325/18л от 14.02.2019 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТПК Юрма» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения его копии.
Судья С.В. Полузерова