РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Самара 27 марта 2014 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Ильдибенкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-338/14 по иску Баранова СП, Барановой ЕВ действующих в свих интересах и в интересах несовершеннолетней Б к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
УСТАНОВИЛ:
Истцы Баранов СП, Баранова ЕВ действующие в свих интересах и в интересах несовершеннолетней Б обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – комнату № общей площадью 20,30 кв. метров, жилой площадью 20,30 кв. метров, в доме № по ул. <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов Сидоров П.Н., действующий на основании доверенностей (л.д.5-7), исковые требования истцов поддержал, пояснив, что Баранов С.П. проходил службу в правоохранительных органах – ОВД <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ ода по ДД.ММ.ГГГГ в связи со служебными правоотношениями Баранову С.П. и членам его семьи была предоставлена для проживания комната № в общежитии по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Семья Баранова С.П. вселилась в предоставленное им жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ вместо данной комнаты Баранову С.П. и членам его семьи была предоставлена для проживания комната № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>. Семья Баранова С.П. вселилась в предоставленное им помещение. Истцы с момента вселения по настоящее время зарегистрированы в нем постоянно, и проживают в нем по настоящее время. На комнату открыт лицевой счет, они оплачивают квартплату и коммунальные услуги. На основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № РД-765 о переводе в жилое помещение нежилого помещения четвертого этажа - комнаты № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, было постановлено перевести в жилое помещение вышеназванное нежилое помещение. Истцы решили реализовать свое право на бесплатную приватизацию данного жилого помещения. Его доверители обратились к ответчику по вопросу приватизации занимаемого ими жилого помещения. Однако в удовлетворении их заявления было отказано с указанием на то, что занимаемое ими жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и приватизации не подлежит. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству. Просит исковые требования истцов удовлетворить.
Представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения исковых требований извещен надлежаще. Представил отзыв, согласно которого в удовлетворении иска следует отказать, поскольку комната № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, на основании Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № 222, включена в реестр муниципального имущества за номером 002454-64, передана в муниципальную собственность городского округа Самара и входит в состав специализированного жилищного фонда. В силу действующего законодательства занимаемое истцами жилое помещение приватизации не подлежит (л.д. 53-55)
Представители третьих лиц Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явились, не поставив суд в известность об уважительности причин не явки. О дне слушания извещались надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц. Стороны против этого не возражают.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истцов, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте
от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом или иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Как было установлено при рассмотрении дела, истцы Баранов С.П., Баранова Е.В., и их несовершеннолетняя дочь Б ранее проживали и были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в комнате № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, ранее имевшем статус общежитие.
Баранов С.П., Баранова Е.В., и их несовершеннолетняя дочь Б постоянно зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в комнате № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>. На комнату открыт финансово-лицевой счет №, по которому они вносят плату за жилье и коммунальные услуги. Нанимателем спорного жилого помещения является Баранов С.П.
Согласно технического паспорта, выполненного Самарским филиалом ФФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, комната № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, после перепланировки состоит из одной комнаты, площадью 20,30 кв. метров. Данная комната состоит на кадастровом учете (л.д. 11-12,13)
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № РД-765 «О переводе в жилое помещение нежилого помещения четвертого этажа комнаты № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>», вынесенного руководителем Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара – комната № 64, площадью 20,30 кв. метров, расположенная в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, переведена в жилое помещение (л.д. 24). Согласно акту приемочной комиссии о завершении перепланировки жилого помещения № СП-1/4159-0-1 от ДД.ММ.ГГГГ года, перепланировка комнаты № 64, площадью 20,30 кв. метров, расположенная в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, произведена согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № РД-765 (л.д.25)
В июне 2013 года истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу приватизации занимаемого ими жилого помещения.
По результатам обращения Департаментом управления имуществом г.о. Самара, истцам было разъяснено, что испрашиваемое жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду и в силу действующего законодательства приватизации не подлежит (л.д. 36)
Как было установлено при рассмотрении дела, занимаемое истцами жилое помещение – комната № находится в жилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, ранее закрепленного и находившегося на балансе ГП «Строительный трест № 25», и имело статус специализированного жилищного фонда – являлось общежитием.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством для передачи соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 года, в указанную статью внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
При этом необходимо учитывать, что пунктом 1 Указа Президента Российской Федерацииот 10.01.1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшим до 29.03.2003 года, так же было предусмотрено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, было передано в муниципальную собственность на основании решения Малого совета Самарского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Данное общежитие было передано в управление и эксплуатацию Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации <адрес> городского округа Самара, которое предоставляло гражданам жилые помещения по договорам найма общежитий.
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007г. № 6), переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий в том случае, если изменение формы собственности имело место до вступления в силу ст.18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда» РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения форма собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений не касалось вопросов приватизации из жилищного фонда. Законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, который лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого помещения.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Согласно выписки из реестра, представленной Департаментом управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года, объект недвижимости – комната, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, комната 64, является муниципальной собственностью, включена в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за № на основании решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27)
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Баранов С.П. проходил службу в ОВД <адрес>. В связи со служебными отношениями ему и членам его семьи была предоставлена комната № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, ранее имевшем статус общежитие. В последующем им была предоставлена комната № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>.
Баранов С.П., Баранова Е.В., и их несовершеннолетняя дочь Б с момента вселения в комнату № в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, пользовался всей площадью комнаты, в г.о. Самара «ЕИРЦ» открыт лицевой счет, по которому своевременно и в полном объеме истцами оплачиваются квартплата и коммунальные услуги, задолженности не имеется.
Согласно ст.7 Федерального Закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к указанному постановлению ВС РФ, предусматривает, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
По смыслу выше приведенных правовых норм, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание, что д. № по ул. <адрес> в <адрес> утратил статус общежития в силу закона, истцы, которые занимают жилое помещение в указанном доме, вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации в порядке ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Довод представителя ответчика о том, что истцами не были представлены доказательства, подтверждающие законность вселения в спорное жилое помещение, являются голословным и не подтвержден доказательствами. На момент рассмотрения заявленных требований вопрос о выселении истцов из занимаемого ими жилого помещения не ставился. До настоящего времени истцы проживают в спорном жилом помещение, на которое открыт финансово-лицевой счет, они зарегистрированы и постоянно проживают в указанном жилом помещении, несут расходы по его содержанию, производят оплату коммунальных услуг.
Довод представителя ответчика о том, что д. № по ул. <адрес> в <адрес> имеет статус общежития, относится к специализированному жилому фонду и приватизации не подлежит, не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовывается мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Доказательств, подтверждающих, что после передачи дома № по ул. <адрес> в <адрес> от ГП «Строительный трест № 25», в муниципальную собственность, в установленном законом порядке принималось решение о его включении в специализированный жилой фонд, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. В связи с указанными обстоятельствами, <адрес>, после передачи в муниципальную собственность, утратил статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договорам социального найма.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает требования истцов о признании за ними права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации обоснованными, поскольку все необходимые условия, предусмотренные Законом РФ
«О приватизации жилищного фонда в РФ» выполнены, право на приватизацию истцами не использовано. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду сведениями Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справками с места жительства истца.
Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Баранова СП, Барановой ЕВ действующих в свих интересах и в интересах несовершеннолетней Б удовлетворить.
Признать за Барановым СП, Барановой ЕВ, Б право общей долевой собственности, в порядке приватизации на жилое помещение – комнату № 64, общей площадью 20,30 кв. метров, жилой площадью 20,30 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, по 1/3 доле за каждым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2014 года.
Судья
Куйбышевского районного суда
г.Самары Р.Р. Гараева