Дело № 2-3758/2016
РЕШЕНИЕ СУДА ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре Письменной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделу № управления жилищных субсидий Администрации г.о. Балашиха, Администрации г.о. Балашиха, Министерство социальной защиты населения <адрес> о взыскании недоплаченных средств по выплату жилищной субсидии, обязании выплачивать жилищную субсидию, взыскании компенсации морального вреда, судебных издержек,
УСТАНОВИЛ:
Истица ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику, указывая на то, что истице, как малообеспеченной, одиноко проживающей пенсионерке, <адрес> установлена норма жилья на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 42 кв.м., равной площади проживания истицы 42, 1 кв.м. До января 2006 г. истица получала социально ориентированную субсидию в размере 677 руб. 91 коп. на установленную норму жилья в 42 кв.м. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ. С января 2006 г. в связи с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены новые Правила расчета субсидий на оплату ЖКУ по социальной норме. Истица указывает, что ее субсидия должна рассчитываться по п. 25 Правил для имеющих льготу в виде 50% скидки к оплате ЖКУ. Однако отдел жилищных субсидий неверно производит расчет, в результате чего истица не дополучила ежемесячно 1/3 часть от положенной ей субсидии (10%, а далее 22% от пенсии) в течение 9 лет, в размере 60640 руб. 91 коп. Истица неоднократно обращалась по вопросу перерасчета субсидии, однако положительного результата нет, а с февраля 2015 г. истица лишена субсидии вообще. В связи с чем истица просит взыскать с отдела жилищных субсидий Администрации г.о. Балашиха недоплаченные средства по выплате положенной субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг с января 2006 г. по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 84642 руб. 74 коп. в соответствии с п. 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать отдел жилищных субсидий выплачивать истице с ДД.ММ.ГГГГ субсидию на оплату ЖКУ в соответствии с п. 25 Правил, как имеющей льготу ветеран труда в виде 50% скидки в оплате ЖКУ, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 60000 руб., судебные издержки в сумме 2000 руб.
В судебном заседании истица ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Отдел № управления жилищных субсидий Администрации г.о. Балашиха, Администрация г.о. Балашиха, Министерство социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом, представили письменные возражения.
Суд, выслушав пояснения истицы, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст. 159 и ст. 160), Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственными полномочиями <адрес> по организации предоставления гражданам РФ, имеющим место жительства в <адрес>, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории <адрес>», Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг в <адрес> на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Размер субсидии зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (гражданина).
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
В силу ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ, порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № размер субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется исходя из размера стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного ст. 2 настоящего Закона.
Стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен (МДД) в размере 22% (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Совокупный доход для предоставления субсидии определяется за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
При среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ, размер субсидии определяется в соответствии с п. 23 Правил.
В силу п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст. 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан.
Денежные эквиваленты предоставляемых гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде скидок в доходе граждан не учитываются.
В соответствии с п. 25 Правил если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО4 на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 42, 1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, мкр. Железнодорожный, ул. <адрес>, истица является одиноко проживающей по указанному адресу.
Для исчисления размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг одиноко проживающим гражданам, являющимся пенсионерами, инвалидами, либо лицами из числа детей-сирот, стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 33 кв. м. общей площади жилого помещения, если занимаемая указанными лицами общая площадь жилого помещения менее или равная 33 кв. м., и в размере 42 кв. м. общей площади жилого помещения, если занимаемая указанными лицами общая площадь жилого помещения более 33 кв. м.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это адресная помощь, предоставляемая малообеспеченным гражданам и членам их семей в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учётом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
Согласно п. 23 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
МДДр
С1 = ССЖКУ рхп хД;
100
где:
С1 - размер субсидии (в рублях);
ССЖКУ р - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);
При изменении стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг отделом жилищных субсидий производится перерасчет размеров субсидий с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов (п. 28 Правил).
п - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 Правил;
МДД р - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах)- 22 %;
Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 Правил.
Пунктом 25 Правил установлено, что при предоставлении заявителю льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент, рассчитанный по формуле:
РПс Кл =-—, РПп
где:
Кл - коэффициент;
РПс - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом
предоставленной скидки;
РПп - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставленной скидки.
Данный пункт Правил применялся до ДД.ММ.ГГГГ в формуле п.23 для расчета размера субсидии.
В связи с переходом к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг были заменены ежемесячной денежной компенсацией на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в <адрес> «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>».
Истице ФИО4 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации, они учитываются при исчислении её совокупного дохода, а коэффициент при расчете размера субсидии не применяется.
Доводы истицы о неправомерности включения в совокупный доход получателя субсидии размера компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг суд находит необоснованными.
В соответствии с п. 2 ст. 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, п. 34-г раздела V «Порядка исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», одним из видов дохода, включаемых в совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина, является компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан, к которым относится гражданка ФИО2 3.Т. и перечисляется ежемесячно на банковский счет Железнодорожным отделением социальной защиты населения в качестве мер социальной поддержки компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % на оплату ЖКУ.
Сведения о мерах социальной поддержки (компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) предоставляются ежемесячно Железнодорожным управлением социальной защиты населения <адрес> в электронном виде в порядке обмена информацией для начисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из вышеизложенного следует, что гражданке ФИО2 3. Т. начисление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время произведено в соответствии с законодательством.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Железнодорожного городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований ФИО2, в том числе о выплате субсидий с ДД.ММ.ГГГГ в ином размере отказано.
Среднемесячный совокупный доход гражданки ФИО5 для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выше прожиточного минимума для пенсионеров, установленного Постановлениями <адрес>.
Для определения права на жилищную субсидию совокупный доход одиноко проживающего пенсионера в <адрес> не должен превышать 18790 руб.
Доход ФИО5 в октябре 2015 года составил 19 183, 22 руб., в феврале 2016 года – 19554, 40 руб. и превышает указанную сумму, в связи с чем предоставление жилищной субсидии ФИО4 в 2016 году законом не предусмотрено.
Таким образом, требования истицы о взыскании с отдела жилищных субсидий Администрации г.о. Балашиха недоплаченных средств по выплате субсидии на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ по 01.02.2016г. в сумме 84 642,74 руб. не подлежат удовлетворению.
Также не подлежат удовлетворению заявленные требования об обязании отдела жилищных субсидий Администрации г.о. Балашиха выплачивать с 01.02.2016г. субсидию на оплату ЖКУ в соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Не подлежат удовлетворению требования истицы о взыскании компенсации морального вреда в размере 60000 руб., взыскании судебных расходов, как производные от основного требования.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим отклонению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО2 к Отделу № управления жилищных субсидий Администрации г.о. Балашиха, Администрации г.о. Балашиха, Министерство социальной защиты населения <адрес> о взыскании недоплаченных средств по выплату жилищной субсидии, обязании выплачивать жилищную субсидию, взыскании компенсации морального вреда, судебных издержек отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Буянтуева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ