Материал № 13-1-46/2019
Дело 2-1-823/2016
Определение
23 апреля 2019 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Карпачевой Т.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Должниковой О.В. об индексации присужденной судом денежной суммы,
установил:
Должникова О.В. обратилась в суд с заявлением об индексации денежной суммы (с учетом уточнений), присужденной решением Базарно-Карабулакского районного суда от 10 ноября 2016 года по гражданскому делу № 2-1-823/2016 по исковому заявлению Должниковой О.В., Шарова С.А., Шаровой Н.А. к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, финансовому управлению администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области о взыскании материального вреда, мотивировав заявление тем, что указанным решением с администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в лице финансового управления администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области в её пользу взыскано 868 523 (восемьсот шестьдесят восемь тысяч пятьсот двадцать три) рубля.
14 февраля 2017 года на основании решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № 014484545, который финансовым управлением администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области принят к исполнению 15 февраля 2017 года. Однако, до настоящего времени задолженность по исполнительному листу не погашена. Вместе с тем, со дня принятия решения суда прошло более 2 лет.
Определением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 26 июня 2018 года произведена индексация.
Просит произвести индексацию денежной суммы, взысканной решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 10 ноября 2016 года, взыскать с администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в лице финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в её пользу за период с 27 июня 2018 года по 26 марта 2019 года в размере 34 103 рубля 96 копеек.
В судебное заседание Должникова О.В. не явилась, просила рассмотреть заявление в её отсутствие, заявленные требования поддерживает и просит удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика – администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по доверенности Митюрёва Е.Г. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя.
Шарова Н.А., Шаров С.А., ООО «Газпром Саратов Трансгаз» надлежаще извещенные о дне слушания дела в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без их участия, представили письменный отзыв на заявление Должниковой О.В. об индексации присужденной судом денежной суммы, в котором не согласились с расчетом задолженности, представленным заявителем, представив свой расчет. Вместе с тем, в удовлетворении заявления Должниковой О.В. просили отказать в полном объеме.
В соответствии со статьёй 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии со статьями 167, 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие извещённых, но не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав представленные материалы, а также материалы гражданского дела № 2-1-823/2016, приходит к следующему выводу.
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится, в том числе, местный бюджет.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Из приведенного правового регулирования следует, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, а положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой.
Таким образом, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 и пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2016 N 78-КГ15-47) Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы до момента, когда взыскатель подаст заявление в соответствии со статьёй 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Индексация взысканных денежных сумм на день исполнения решения суда (статья 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) до истечения трехмесячного срока со дня поступления ответчику постановления, которым признано право истца на получение этих сумм, недопустима, поскольку в этом случае нарушаются пункты 1, 2 статьи 242.1, пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015) (вопрос № 3), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 марта 2015 года указано, что порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В отличие от Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Взыскатель, получив исполнительный лист от суда и желая осуществить исполнение вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение, в порядке и сроки, регламентированные Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 этого кодекса. С учетом изложенного, проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, предусмотренный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по спору о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, не начисляются.
Таким образом, начало течения указанного срока названный Кодекс связывает с моментом поступления исполнительного листа на исполнение с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 этого Кодекса.
Как следует из буквального смысла и содержания приведенной нормы, указанные последствия наступают лишь при недобросовестности должника. При таких условиях предусмотренные принудительные меры являются средством защиты прав и интересов стороны в обязательстве, когда другой стороной допущено неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий обязательства, и служат целями восстановления нарушенного права посредством денежной компенсации за неправомерное пользование имуществом кредитора.
Согласно части 1 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Приведенные положения процессуального закона направлены на компенсацию инфляционных потерь от несвоевременного исполнения решения суда о взыскании денежных сумм и регулируют не гражданско-правовые отношения, предусмотренные статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а отношения, связанные с исполнением решения суда.
Индексация денежных сумм, подлежащих взысканию с ответчика, - это механизм приведения присужденной суммы в соответствие с уровнем цен и стоимостью жизни, сложившимися на день реального исполнения должником своего обязательства. Вина должника не является условием, при котором производится индексация суммы причиненного вреда, поскольку применение индексов роста цен направлено не на усиление экономических санкций в отношении должника, а на правильное определение размера реального и полного возмещения вреда при рассмотрении спора в суде.
Механизм индексации взысканных по судебному решению денежных сумм направлен на поддержание покупательской способности данных сумм, не является мерой гражданской или иной ответственности и применяется вне зависимости от вины лица, обязанного выплатить денежные средства, в задержке их выплаты. Единственным основанием для индексации взысканных сумм является их обесценивание на день фактического исполнения решения суда.
Индексация является процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя и должника от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения и до его реального исполнения, обеспечивающей неизменность и исполнимость вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 июля 2018 года N 35-П, подход, при котором невозможность индексации взысканных судом денежных сумм, предусмотренной частью первой статьи 208 ГПК Российской Федерации, обосновывается отсутствием в действующем правовом регулировании критериев такой индексации (притом что суды, отклоняя возможность применения индекса потребительских цен в качестве критерия индексации, не предлагают альтернативные механизмы, использование которых позволило бы восстановить покупательную способность присужденных сумм), противоречит указанным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и приводит к тому, что право на судебную защиту, гарантированное каждому статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным. До внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из данного Постановления, суды должны использовать в качестве такого критерия утверждаемый Росстатом индекс потребительских цен, публикуемый на официальном сайте Росстата.
Индексации взысканных с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сумм производится только в случае, если по истечении срока, необходимого для осуществления исполнения такого судебного акта по правилам пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (три месяца), данный судебный акт не исполнен.
В судебном заседании установлено, что 10 ноября 2016 года решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области, вступившим в законную силу, постановлено: взыскать с администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в лице финансового управления администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области за счет средств казны муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в пользу в пользу Должниковой О.В. материальный ущерб в размере 851 203 (восемьсот пятьдесят одну тысячу двести три) рубля, расходы по оплате экспертизы в размере 6000 (шесть тысяч) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 320 (одиннадцать тысяч триста двадцать) рублей, а всего взыскать 868 523 (восемьсот шестьдесят восемь тысяч пятьсот двадцать три) рубля.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что 14 февраля 2017 года истцу Должниковой О.В. выдан исполнительный лист серии ФС № на сумму 868 523 рубля по вступившему в законную силу решению Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области по гражданскому делу № 2-1-823/2016 от 10 ноября 2016 года.
15 февраля 2017 года исполнительный лист предъявлен взыскателем Должниковой О.В. к исполнению ответчиком за счет казны администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и принят последним к исполнению.
Установленный частью 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячный срок (со дня предъявления взыскателем указанного исполнительного листа для исполнения требований данного исполнительного документа истек 15 мая 2017 года. Соответственно, неправомерное удержание ответчиком принадлежащих истцу денежных средств в данном случае возникло: с 16 мая 2017 года.
26 июня 2018 года определением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области произведена индексация за период с 16 мая 2017 года по 08 июня 2018 года.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2018 N 35-П указано, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам в целях реализации части первой статьи 208 ГПК Российской Федерации надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Росстата индекс потребительских цен составил: июнь 2018 года – 100,5%; июль 2018 года – 100,3%; август 2018 года – 100,0%; сентябрь 2018 года – 100,2%; октябрь 2018 года – 100,4%; ноябрь 2018 года – 100,5%; декабрь 2018 года – 100,8%; январь 2019 года – 101,0%; февраль 2019 года – 100,4%; март 2019 года – 100,4%.
Таким образом, за период с 27 июня 2018 года по 26 марта 2019 года подлежит взысканию сумма индексации 34 103 рубля 96 копеек (июнь 2018 года – 868 523,0 * 0,3 % * 4 дня = 579,02; июль 2018 года – 868 523,0 * 0,3 % * 31 = 2605,57; август 2018 года – 0; сентябрь 2018 года – 868 523,0 * 0,2% * 30 = 1737,05; октябрь 2018 года – 868 523,0 * 0,4% * 31 = 3474,10; ноябрь 2018 года – 868 523,0 * 0,5% * 30 = 4342,61; декабрь 2018 года – 868 523,0 * 0,8% * 6948,18; январь 2019 года – 868 523,0 * 1,0% 31 = 8685,23; февраль 2019 года – 868 523,0 * 0,4% * 28 = 3474,10; март 2019 года – 868 523,0 * 0,4% * 26 = 2258,10).
Доводы финансового управления администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области о «неверно указанной формулировке с кого и за счет какой казны должна взыскиваться задолженность, финансовое управление не является главным распорядителем бюджетных средств, а лишь является органом исполняющим постановленные судебные акты на основании исполнительных документов, и денежные средства не могут взыскиваться за счет казны муниципального образования, поскольку в Базарно-Карабулакском районе нет казны муниципального образования» не состоятельны, поскольку согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими закона причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Руководствуясь статьями 208, 224-225, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
взыскать с администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в лице финансового управления администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области за счет средств казны муниципального образования Базарно-Карабулакского района Саратовской области в пользу Должниковой О.В. в качестве индексации, взысканной решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 10 ноября 2016 года за период с 27 июня 2018 года по 26 марта 2019 года (включительно) денежные средства в размере 34 103 (тридцать четыре тысячи сто три) рубля 96 (девяносто шесть) копеек.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья Т.В.Карпачева