Дело № 2-398/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Щегловой О.Ю.,
при секретаре Гончаренко Н.М.
представителя истца Новиковой М.О., действующей на основании доверенности,
ответчика Красиковой Н.И.
третьего лица -Михайлюк О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 13 июля 2017 года гражданское дело по иску ООО « Коммунальник» к Красиковой Н.И. о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги, судебных расходов.
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Коммунальник» обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ООО «Коммунальник» является организацией, основными видами деятельности которой является производство и продажа тепловой энергии, холодного водоснабжения, водоотведение, общедомовые нужды.
Объектом поставки коммунальных услуг является нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Свои обязательства по оказанию услуг истец исполняет надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Ответчик оплату за потребленные коммунальные услуги по теплоснабжению производил не своевременно и в не полном объеме. В результате за период октября 2015 года-апреля 2016 года образовалась задолженность в размере <данные изъяты>. Мер по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг ответчик в добровольном порядке не предпринимает.
ООО «Коммунальник» просит взыскать с Красиковой Н.И. задолженность по оплате коммунальных услуг в размере <данные изъяты>, государственную пошлину в возврат в размере <данные изъяты>.
Представитель истца - ООО «Коммунальник» - Новикова М.О. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные исковому заявлению. Дополнительно суду пояснила, что помещение принадлежащее ответчику было оборудовано автономным отоплением, и оплата за тепловую энергию не взыскивалась. Однако, в апреле 2015 года ООО « Коммунальник» получило предписание Госжилинспекции Забайкальского края о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению, ответчику был произведен перерасчет и начислена плата за отопление согласно формуле 3 Приложения № 2 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 года « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В спорный период ООО « Коммунальник» поставляло тепловую энергию для указанного дома. Система отопления встроенного помещения, принадлежащего на праве собственности ответчику, подключена к общей системе отопления всего дома. Ответчику оказывались перечисленные услуги, которые он обязан оплачивать согласно установленных тарифов, однако данное обязательство надлежащим образом не выполняет. Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой альтернативного вида отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что не допускается. Кроме того, переустройство жилого помещения произведено ответчиком с нарушением закона, поскольку отсутствует согласие всех собственников жилых помещений на переустройство. На основании изложенного, исковые требования просила удовлетворить.
Ответчик Красикова Н.И. в судебном заседании ответчик дала пояснения аналогичные представленным возражениям, суть которых сводится к тому, что в принадлежавшем ей помещении, в установленном законом порядке было произведено переустройство, то есть квартира отключена от системы централизованного теплоснабжения с переходом на автономное отопление, установлена местная система отопления. В квартире имеются только стояки систем отопления. Тепловую энергию, полученную от стояков отопления она регулярно оплачивала. Полагает, что задолженности не имеет. Кроме того, с 18.03.2016 года не является собственником указанного помещения. По указанным основаниям в иске просила отказать.
Третье лицо Михайлюк О.В. в судебном заседании пояснила, что в настоящий момент является собственником не жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. До настоящего времени в помещении автономная система отопления. Доводы ответчика поддержала, считает исковые требования не подлежащими удовлетворении.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, изучив доводы сторон, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами в период времени с 01.10.2015 года по 18.03.2016 года не жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, принадлежало ответчику на праве собственности. Указанный дом является многоквартирным и подключен к системам тепло- и водоснабжения, которые находятся в ведении истца.
В п. 3.1 «Проекта перепланировки квартиры по адресу: <адрес> под помещение магазина промышленных товаров», указано на установку в помещении автономного отопительного электрического котла марки ЭВП М Универсал, мощностью 003-015к ВТ, стояки центрального отопления оставить без изменения.
О произведенном переустройстве администрацией городского поселения « Город Балей» оформлен Акт № от 29.04.2011 года о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения согласно которого приемочная комиссия осуществила приемку выполненных ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении переустройства и ( или) перепланировки помещения в установленном порядке, и постановила считать настоящий акт основанием для проведения инвентаризационных обмеров и внесения изменений в учетно-техническую документацию органов технической инвентаризации (л.д. 65).
Согласно Договору № от 14.03.2013 года между ООО «Коммунальник» и Красиковой Н.И. заключен договор на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде по адресу: <адрес>
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1 ст.539 ГК РФ).
По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808).
То есть системное толкование правоотношений, связанных со снабжением потребителей тепловой энергии позволяет определить их, в соответствии с положениями главы 30 части второй ГК РФ, как разновидность договора купли-продажи.
В соответствии со ст.548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В области теплоснабжения такими нормативными актами являются Жилищный Кодекс РФ, Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011).
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Довод истца о самовольном переустройстве жилого помещения ответчиком суд не принимает.
В соответствии со ст. 25, 26 ЖК Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Указанные установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в соответствии со ст. ст. 39 и 156 ЖК РФ, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Официальное толкование данной нормы дано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 № ГКПИ09-725, предметом которого являлась ее проверка на соответствие п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2009 № КАС09-547, которым вышеуказанное решение было оставлено без изменения.
Из содержания данных судебных актов следует, что по смыслу п. 6, подп. «д» п. 2, п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме - в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в соответствии со ст. 26 ЖК РФ.
Согласно пункту 1статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного пунктом 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением представлявшегося проекта переустройства и (или) перепланировки.
Переустройство жилого помещения проведено ответчиком с соблюдением предусмотренного порядка, соответствующая разрешительная и согласительная документация суду представлена. Заключения органа согласования о несоответствии переустройства представленному проекту суду не представлено. Законность данных решений органа местного самоуправления предметом рассмотрения в данном споре не является и может оцениваться в рамках иного вида судопроизводства - по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ.
Вместе с тем, ответчик сослался на неправомерность действий истца по начислению ему платы за услуги по теплоснабжению исходя из того, что как он полагает, тепловая энергия им не потребляется - с указанным доводом суд согласиться не может.
Согласно ст.210ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст.39ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ст.157ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ( Далее Правила). Абзацем вторым п.40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений ст.154ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
В Правилах не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений собственников (посредством централизованной системы отопления и индивидуально установленного в отдельной квартире электрического обогревателя, газового котла) для собственника жилья, установившего в квартире автономную систему отопления.
Поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, ч.1 ст.157ЖК РФ установлен порядок учета потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов, а иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению, действующее законодательство не предусматривает.
Из приведенных правовых норм, следует, что демонтаж радиаторов отопления не может свидетельствовать о прекращении правоотношений по потреблению тепловой энергии ответчиком, и не освобождает его от обязанности производить оплату услуг по теплоснабжению, в случае если в целом многоквартирный дом подключен к системе теплоснабжения и данная услуга оказывается.
При таких обстоятельствах, довод о том, что фактическое не потребление коммунальной услуги по отоплению в индивидуальном не жилом помещении является основанием для невнесения соответствующей платы за оказание такой услуги, рассчитанной в соответствии с установленными нормативами на теплоснабжение, при условии того, что тепловая энергия поставляется в многоквартирный дом, является ошибочным, основанным на неправильном понимании и толковании норм права.
То, что ранее истцом использовалась иная методика расчета оплаты услуг по теплоснабжению (т.н. плата за стояки отопления) не означает возникновение иного договора, либо расторжение существовавшего договора теплоснабжения, а касается только объемов потребленной энергии и порядка оплаты.
Возражений по существу заявленных требований, в том числе: о неправильном исчислении суммы долга, о погашении задолженности, некачественном оказании услуг и пр., ответчиком в суд не заявлено и доказательств в их обоснование не предоставлялось, фактические обстоятельства, на которых основаны исковые требования, не опровергнуты.
Вместе с тем, Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дел - копией договора купли-продажи квартиры от 18.03.2016 года Красикова Н.И. являлась собственником помещения расположенной по адресу: <адрес>, только по 18.03.2016 года.
Таким образом, на ответчика Красикову Н.И. обязанность по внесению платы за коммунальные услуги после 18.03.2016 года возложена быть не может.
Исходя из изложенного удовлетворению подлежат требования истца о взыскании с ответчика задолженности за потребленные коммунальные услуги по теплоснабжению за период с 01.10.2015 года по 18.03.2016 года в размере <данные изъяты>. (октябрь 2016 года=<данные изъяты>+ноябрь 2015 года =<данные изъяты>+декабрь 2015 года=<данные изъяты>+ январь 2016 года=<данные изъяты>+ февраль2016 года+<данные изъяты>+март 2016 года=<данные изъяты>
В удовлетворении остальной части иска надлежит отказать.
Исковое заявление ООО «Коммунальник» к Красиковой Н.И. было ошибочно принято судом к производству, при отсутствии квитанции об оплате иска государственной пошлиной.
Как следует из Обзора судебной практики ВС РФ ( по гражданским делам) ( утв. Постановлением Президиума ВС от 3 и 24 декабря 2003 года) когда заявление не оплаченное государственной пошлиной в установленном размере было ошибочно принято судом к производству, а не оставлено без движения, суд первой инстанции не вправе снять дело с рассмотрения. Суд обязан рассмотреть дело и решить вопрос о взыскании и довзыскании государственной пошлины.
На основании изложенного с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ООО « Коммунальник» удовлетворить частично.
Взыскать с Красиковой Н.И. в пользу ООО «Коммунальник» задолженность за потребленные коммунальные услуги по теплоснабжению за период с 01.10.2015 года по 18.03.2016 года в размере <данные изъяты>, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Разъяснить сторонам право получения решения в окончательном виде 18 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья: Щеглова О.Ю.
Решение в окончательном виде вынесено 17 июля 2017 года.