Дело №2-2401
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Макаровой Е.В.
при секретаре Хавановой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Белово Кемеровской области
05 июня 2015 года
гражданское дело по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Шахта Чертинская-Южная» о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО2 обратился с иском в суд к ООО «Шахта Чертинская-Южная» о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивирует тем, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Вследствие проведения ответчиком подземных горных работ жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> пришёл в непригодное для проживания состояние.
Причиной непригодного для проживания состояния жилого дома явилось недопустимое воздействие проводимых подземных горных работ ОАО «Шахта Новая».
Согласно заключению СФ ВНИМИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в посёлке им.Ильича, расположен на горном отводе в зоне производства подземных работ ОАО «Шахта Новая», т.е. дом находится в подработанной территории.
Жилой дом находится в ветхом, аварийном техническом состоянии, непригодном для проживания, подлежит сносу, приведение жилого дома в пригодное для постоянного проживания состояние невозможно на основании наличия выявленных экспертом вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровью граждан.
Обследованием, проведённым экспертом, установлено наличие осадочных деформаций оснований фундамента, которые проявляются в виде осадочных трещин, которые возникли в связи с неравномерным осадком грунта, имеет место визуально видимое горизонтальное смещение грунта, слои «сползают» вниз, отмечаются оползневые явления в виде провалов грунта в непосредственной близости от строения жилого дома.
Основание под фундаментом жилого дома деформируется, деформации и трещины проявляются вновь и прогрессируют. Прогрессирующие деформации и трещины в теле фундамента жилого дома свидетельствуют о том, что основным источником аварийного технического состояния являются деформации и просадки основания под фундаментом, которые находятся в причинно-следственной связи с производством горных работ подземным способом ответчиком, т.е. ОАО «Шахта Новая».
Факт нахождения жилого дома в зоне производства подземных горных работ ОАО «Шахта Новая» (ООО «Шахта Чертинская-Южная») подтверждается графиком подработки и очерёдности сноса жилых домов, расположенных в пределах зоны влияния горных работ.
Вышеизложенное обстоятельство свидетельствует о том, что в результате неправомерных действий ответчика имуществу (жилой дом) причинён материальный ущерб.
В соответствии с п.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» выделяет основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, так, согласно п.п.10, 11 вышеуказанного Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещин и стойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надёжности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Статьёй 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.
Из норм действующего законодательства (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации) следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определённых вспомогательных помещений. Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены и именно размером жилой площади помещения определяются в первую очередь его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой меньше размера жилой площади ранее занимаемого помещения.
Кроме того, в силу части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Закреплённый в указанной норме принцип равноправия означает одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых гражданам отраслевым и, в частности, жилищным законодательством.
В этой связи ограничительное толкование положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающее сохранение того же количества комнат только в случаях предоставления жилого помещения в коммунальной квартире и тем самым позволяющее ухудшать жилищные условия нанимателей, переселяемых из отдельных квартир, по сравнению с нанимателями, переселяемыми из коммунальных квартир, является нарушением обязанности обеспечивать конституционное истолкование подлежащих применению норм и ведёт к фундаментальному нарушению прав граждан.
Закреплённый в указанной норме принцип равноправия означает, в частности, одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых нанимателям жилых помещений при переселении, вне зависимости от того, в какой квартире, коммунальной или отдельной, они проживают.
Статья 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в самом общем виде определяя критерии, которым должны соответствовать вновь предоставляемые жилые помещения, не содержит запрета на предоставление того же количества комнат при переселении граждан из коммунальных квартир в отдельные.
Таким образом, предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений предполагает равнозначность количества комнат с ранее имевшимся.
Иное означало бы ограничительное толкование положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, ведущее к ущемлению прав граждан, а также нарушению обязанности обеспечивать в судебной практике конституционное истолкование подлежащих применению норм.
В результате действий ответчика жилой дом приведён в непригодное для постоянного проживания состояние, а потому он вправе требовать взамен повреждённого ответчиком жилого дома предоставление другого помещения.
Предоставляемое жилое помещение в силу ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населённого пункта.
Просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Шахта «Чертинская-Южная» предоставить ему благоустроенное жилое помещение в границах Муниципального образования Беловский городской округ <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, общей площадью не менее 35,7 кв.м, жилой площадью не менее 27,3 кв.м.
Взыскать с ООО «Шахта «Чертинская-Южная» в его пользу понесённые судебные расходы в размере 100000 рублей в счёт оплаты услуг представителя.
В судебном заседании истец ФИО2 уточнил исковые требования, просит обязать ООО «Шахта «Чертинская-Южная» возместить ущерб, нанесённый принадлежащему ему жилому дому, общей площадью 35,7 кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, в размере 1213800 рублей, из расчёта 34000 руб. за 1 кв.м.
Взыскать с ООО «Шахта «Чертинская-Южная» в его пользу понесённые судебные расходы в размере 100000 рублей в счёт оплаты услуг представителя.
В судебное заседание стороны представили письменные условия мирового соглашения, согласно которым: стороны договорились, что в связи с причинением имущественного ущерба принадлежащему истцу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, ответчик обязуется выплатить истцу в течение 3 (трёх) дней с момента заключения настоящего мирового соглашения денежную сумму в размере 1126549 (одного миллиона ста двадцати шести тысяч пятисот сорока девяти) рублей, путём перечисления на расчётный счёт истца, открытый в Сбербанке России, на номер счёта № включающую в себя: возмещение ущерба, нанесённого жилому дому, общей площадью 35,7 кв.м, из расчёта 30635 рублей за квадратный метр.
Истец в свою очередь отказывается от оставшейся части исковых требований в полном объёме.
Так как дом сторонами признан аварийным и непригодным для проживания истец согласен на снос объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Ответчик обязуется в течение 30 дней с момента заключения настоящего мирового соглашения за счёт собственных средств произвести снос жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец обязуется в течение 30 дней после сноса объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, прекратить право собственности на него.
В судебном заседании истец ФИО2, его представитель ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ООО «Шахта Чертинская-Южная» ФИО1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, просят условия мирового соглашения, изложенные в заявлении, подписанном сторонами и приобщённом к материалам дела, утвердить.
Сторонам разъяснены последствия частичного отказа от иска, утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст.220, 221 ГПК Российской Федерации.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая, что мировое соглашение, заключённое сторонами, не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон, выполнение ими условий мирового соглашения не нарушает интересов иных лиц, оно подлежит утверждению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 220, 221, 224, 225 ГПК Российской Федерации, суд
определил:
Утвердить мировое соглашение, заключённое между истцом ФИО2 и ответчиком Обществом с ограниченной ответственностью «Шахта Чертинская-Южная» в лице представителя ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, по которому: стороны договорились, что в связи с причинением имущественного ущерба принадлежащему истцу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пос. им.Ильича, <адрес>, ответчик обязуется выплатить истцу в течение 3 (трёх) дней с момента заключения настоящего мирового соглашения денежную сумму в размере 1126549 (одного миллиона ста двадцати шести тысяч пятисот сорока девяти) рублей, путём перечисления на расчётный счёт истца, открытый в Сбербанке России, на номер счёта ДД.ММ.ГГГГ включающую в себя: возмещение ущерба, нанесённого жилому дому, общей площадью 35,7 кв.м, из расчёта 30635 рублей за квадратный метр.
Истец в свою очередь отказывается от оставшейся части исковых требований в полном объёме.
Так как дом сторонами признан аварийным и непригодным для проживания истец согласен на снос объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Ответчик обязуется в течение 30 дней с момента заключения настоящего мирового соглашения за счёт собственных средств произвести снос жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец обязуется в течение 30 дней после сноса объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, прекратить право собственности на него.
Производство по гражданскому делу по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Шахта Чертинская-Южная» о предоставлении жилого помещения прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Кемеровский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Е. В. Макарова