Дело № 2-1590/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 апреля 2016 года г. Белорецк РББелорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Вильдановой А.Р.,
с участием старшего помощника Белорецкого межрайонного прокурора Елкина А.В., представителя истцов Давлетмедова И.Н. по доверенностям, представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги»- Павловой И.Ю. по доверенности,
при секретаре Мухаметдиновой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зулкарнаева Р.Р., Мурзагильдиной Г.Р. к ОАО «Российские железные дороги» о возмещении вреда и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Зулкарнаев Р.Р., Мурзагильдина Г.Р. обратились в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда.
Истцы Зулкарнаев Р.Р., Мурзагильдина Г.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом. В представленном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Зулкарнаева Р.Р., Мурзагильдиной Г.Р. - Давлетмедов И.Н., действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал и показал, чтоДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, поездом № был смертельно травмирован ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По данному факту структурным подразделением ответчика был составлен акт служебного расследования несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ Погибший ФИО1 являлся родным братом Зулкарнаева Р.Р. и Мурзагильдиной (Зулкарнаевой) Г.Р. Утрата близкого и родного человека принесла истцам нравственные страдания, размер которых истцы оценивают в <данные изъяты> рублей каждый. Смерть брата потрясла истцов, все члены семьи потеряли душевное равновесие на долгое время. Ничем невозможно восполнить потерю близкого человека. Потеря близкого человека всегда вызывает нравственные и физические страдания, данный факт является общепризнанным и общеизвестным обстоятельством. Просит взыскать в пользу каждого истца в счет компенсации морального вреда по <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги»- Павлова И.Ю., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями истцов не согласилась, поскольку согласно ч. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В силу ч. 1 ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности может быть освобожден от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п.2 и п.3 ст. 1083 ГК РФ, что при грубой неосторожности самого потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда, в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть полностью отказано. Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ причиной смертельного травмирования ФИО1 явилось нахождение на объект железнодорожного транспорта в неустановленном для этого месте, вблизи движущегося состава в состоянии алкогольного опьянения. Считает, что ФИО1 нанес целенаправленно вред своему здоровью, нарушил правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте, а также нарушил очевидные для всех требования, предъявляемые к лицу, он предвидел все возможные последствия, но умышленно рассчитывал их избежать, хотя мог и должен был понимать, что вред неизбежен. Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» при решении вопроса о том, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью в каждом случае должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности, обстановки причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего, его состояния и др.). В пункте 23 данного Постановления также указывается: «владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего (п.1 ст.1079 ГК РФ). Определение содержания морального вреда как страданий означает, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. В нарушение ст.56 ГПК РФ, истцами не представлено ни одного доказательства перенесенных физических и глубоких нравственных страданий в результате смертельного травмирования ФИО1 Просит существенно снизить размер компенсационной выплаты в возмещение морального вреда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Зулкарнаева Р.Р. и Мурзагильдиной Г.Р. подлежат частичному удовлетворению, изучив материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда в силу ст. 1100 ГК РФ осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Статья 1079 ГК РФ возлагает на юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения), обязанность возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, при отсутствии доказательств с их стороны того, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п.п.2, 3 ст.1083 ГК РФ.
Согласно п.п. 2, 3 ст.1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> поездом № под управлением машиниста ФИО2 и помощника машиниста ФИО3 был смертельно травмирован ФИО1. В ходе проверки установлено, что причиной получения ФИО1 телесных повреждений, повлекших его смерть, явилось нахождение на объект железнодорожного транспорта в неустановленном для этого месте, вблизи движущегося состава в состоянии алкогольного опьянения. Вина работников железнодорожного транспорта не усматривается.
Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Зулкарнаев Р.Р. является родным братом, а Мурзагильдина Г.Р. родной сестрой ФИО1. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о рождении, о заключении брака.
При определении размера денежной компенсации морального вреда, суд исходит из того, что право на жизнь потерпевшего было нарушено источником повышенной опасности, умер родной брат истцов, в результате его смерти истцы испытали и продолжают испытывать нравственные страдания в связи с невосполнимостью утраты близкого человека, в связи с чем, перенесенные ими нравственные страдания сомнения у суда не вызывают. Также суд учитывает степень вины ответчика, обстоятельства произошедшего несчастного случая, при которых совершен наезд на ФИО1, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает требования истцов в части взыскания компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению и взыскивает с ОАО «Российские железные дороги» в пользу истцов по <данные изъяты> рублей каждому.
Доказательств, свидетельствующих об умышленных действиях погибшего, которые могли бы служить основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда суду не представлено.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Частью 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом приведенной правовой нормы, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования <адрес> Республики Башкортостан государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зулкарнаева Р.Р., Мурзагильдиной Г.Р. к ОАО «Российские железные дороги» о возмещении вреда и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Зулкарнаева Р.Р. и Мурзагильдиной Г.Р. в счет возмещения морального вреда по <данные изъяты> рублей каждому.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2016 года.
Председательствующий: А.Р.Вильданова