Дело № 2-422/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2017 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Рядовой С.Х.,
с участием представителей истца Костиной Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., и Боковой Е.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество» к Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее – Министерство), в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество» (далее - ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество») обратилось в суд с указанным выше иском к АМО «Беломорский муниципальный район» по следующим основаниям. Министерство в соответствии с переданными полномочиями осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). В рамках осуществления переданных полномочий Министерством, представителями Министерства - ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество», государственными инспекторами по охране леса Ноттоваракского лесничества и Беломорского участкового лесничества, в ходе патрулирования лесных участков было выявлено лесонарушение, а именно захламление лесного участка в квартале № выделах № Беломорского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества на общей площади <данные изъяты> га. В указанных лесных участках, прилегающих к городским кладбищам, расположены металлические конструкции, а именно старые металлические памятники, мелкие части оградок, опалубок. По результатам проверки по факту захламления территории составлен акт осмотра от 09.06.2017г. Беломорским центральным лесничеством Администрации МО «Беломорский муниципальный район» предъявлено требование очистить лесной участок в квартале № в выделах № № от 15.06.2017г., в котором установлен срок устранения выявленных нарушений до 01.07.2017г. Рассчитан причиненный ущерб, сумма которого составила 273,00 руб. и была оплачена ответчиком в добровольном порядке. В ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» поступило письмо от Администрации МО «Беломорский муниципальный район» с просьбой продлить срок требования до 01.10.2017г. ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» согласовало перенос даты выполнения по очистке лесного участка в срок до 02.10.2017г., а также предложено явиться в контору ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» для проведения повторной проверки на предмет исполнения требования № от 15.06.2017г. По истечении срока исполнения указанного требования представителями Министерства в лице лесничего Беломорского участкового лесничества, без присутствия ответчика, проведен повторный осмотр лесного участка в квартале № в выделах № Беломорского участкового лесничества на предмет исполнения ответчиком требования. По результатам данной проверки составлен акт осмотра № от 02.10.2017г., которым установлено, что на площади 0,0046 га в квартале 78 в выделах 37,38,39 ответчиком нарушения не устранены, т.е. требование № от 15.06.2017г. не исполнено. Просят обязать Администрацию МО «Беломорский муниципальный район» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку на площади 0,0046 га, находящуюся в квартале № в выделах № Беломорского участкового лесничества.
В судебном заседании представители истца, в лице ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество», Костина Е.Ю. и Боковая Е.Е. поддержали исковое заявление по доводам, изложенным в нем, дополнив, что до настоящего времени свалка не убрана. Также пояснили, что кладбище, вокруг которого имеется свалка, находится в пределах Беломорского городского поселения, на расстоянии 3-4 км от г.Беломорска, не доезжая до д.Выгостров, в связи с чем ссылка ответчика о том, что вывозом данного мусора должна заниматься администрация Сосновецкого сельского поселения является несостоятельной. Кроме того, не возражают против испрашиваемого ответчиком срока для исполнения решения суда до 01.06.2018г.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному ходатайству просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, относительно исковых требований выражают несогласие в связи с тем, что ответственность за соблюдение требований природоохранного, земельного законодательства при обращении с отходами несет собственник земельного участка, на котором находятся свалки отходов. Собственником земельного участка, на котором находится спорная свалка, АМО «Беломорский муниципальный район» не является. В судебном заседании 23.11.2017г. представитель истца Малоземова М.А. пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку из них непонятно, где именно находится земельный участок, на котором имеется свалка. Если этот участок находится в границах Сосновецкого сельского поселения, то это полномочия данного поселения, которые им переданы решением Совета МО «Беломорский муниципальный район» № от 24.10.2016г.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч.1 ст.60.12 Лесного Кодекса РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным Кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (части 2,3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
Как следует из ч.1 ст.51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).Согласно пункту 4 статьи 17 указанного выше Закона при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
При использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, что указано в пункте 14 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017г. №607.
В соответствии со ст.7 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с п.п. 14, 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг – относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п.14 и п.17 ч.1 ст.10 Устава МО «Беломорский муниципальный район» к вопросам местного значения относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Беломорского муниципального района, а также содержание на территории Беломорского муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Как следует из ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В судебном заседании установлено, что решением Совета МО «Беломорский муниципальный район» № от 24.10.2016г., полномочия по решению вопросов по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения переданы МО «Сосновецкое сельское поселение». Соглашением № от 10.11.2016г. АМО «Беломорский муниципальный район» передала АМО «Сосновецкое сельское поселение» полномочия по решению вопросов по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Вместе с тем, земельный участок, на котором было обнаружено лесонарушение, а именно захламление лесного участка (несанкционированная свалка) в квартале № выделах № и № Беломорского участкового лесничества на общей площади <данные изъяты> га расположен в границах Беломорского городского поселения, что подтверждается пояснениями представителей истца, из которых следует, что кладбище, вокруг которого имеется свалка, находится между г.Беломорском и д.Выгостров, а данный участок не входит в границы МО «Сосновецкое сельское поселение», а также схемой территориального планирования Беломорского муниципального района, находящейся в общем доступе на интернет сайте Администрации МО «Беломорский муниципальный район».
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются: актом осмотра № от 09.06.2017г. и фототаблицей к нему, актом осмотра № от 02.10.2017г. и фототаблицей к нему.
Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, в лице ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество», в Администрацию МО «Беломорский муниципальный район» 15.06.2017г. направлено требование в срок до 01.07.2017г. очистить лесной участок, расположенный в квартале № выделах № Беломорского участкового лесничества ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» на общей площади 0,0046 га, а также явиться в контору ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» для проведения проверки на предмет исполнения настоящего требования. Одновременно в Администрацию было направлено претензионное письмо с расчетом ущерба, чертежом места лесонарушения и актом осмотра от 09.06.2017г., согласно которому Администрации было предложено уплатить 273 руб. за причиненный ущерб лесному хозяйству. Указанная сумма была оплачена Администрацией в добровольном порядке, что подтверждается платежным поручением от 18.07.2017г. №.
В ответ на указанное требование, письмом за подписью Главы Администрации МО «Беломорский муниципальный район» от 19.06.2017г., Администрация просит продлить срок требования от 15.06.2017г. до 01.10.2017г.
Письмом от 23.06.2017г. Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, в лице начальника ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество», согласовало перенос даты выполнения по очистке лесного участка, расположенного в квартале № в выделах № Беломорского участкового лесничества, в срок до 02.10.2017г., в связи с чем было предложено 01.10.2017г. явиться в контору ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» для проведения проверки на предмет исполнения требования от 15.06.2017г. Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени требование не исполнено.
Исходя из представленных истцом материалов, учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», суд приходит к выводу о том, что несанкционированная свалка, о ликвидации которой ставит вопрос истец, не содержит твердых коммунальных отходов.
Таким образом, суд, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, оценивая все собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, учитывая конкретные обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию МО «Беломорский муниципальный район», в связи с чем суд находит требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд исходит из следующего.
Истцом испрашивается обязание ответчика администрации МО «Беломорский муниципальный район» совершить определенные действия течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Суд, с учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание мнение истца, климатические условия, полагает возможным установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01.06.2018г. С учетом требований ст.206 ГПК РФ данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в срок до 01.06.2018г. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе городских кладбищ, в квартале № выделах № Беломорского участкового лесничества на общей площади 0,0046 га.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено 20.12.2017г.