Дело 2-226/2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года г. Багратионовск
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Жестковой А.Э.,
при секретаре Матросовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никульшина С.Н. к администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Никульшин С.Н. обратился в суд с иском к администрации МО «Багратионовский городской округ» с требованием о признании права собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 6,7 га., расположенный по адресу: <данные изъяты>, в порядке наследования по закону после смерти матери Г.Н.И. (л.д. <данные изъяты>).
В обоснование исковых требований Никульшин С.Н. указал, что его матери Г.Н.И.., умершей 06.09.2002 г., принадлежал на праве собственности земельный участок, площадью 6,7 га., расположенный по адресу: <данные изъяты>, выделенный для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. После смерти матери к нотариусу истец не обращался, однако фактически принял наследственное имущество в виде указанного земельного участка, т.к. пользовался землей, обрабатывал его, поддерживал в надлежащем состоянии. Наследник первой очереди дочь умершей Щербакова Т.Н. отказалась от наследства в пользу истца. Ссылаясь на данные обстоятельства, Никульшин С.Н. обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец Никульшин С.Н. исковые требования поддержал и дал пояснения аналогичные изложенному в иске.
Представитель ответчика администрации МО «Багратионовский городской округ», привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Щербакова Т.Н., ООО «им. Ладушкина», не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, возражений относительно исковых требований не представили.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Г.Н.И.., приходящаяся истцу матерью, умерла 06.09.2002 г. (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с положением п. 2 ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
После смерти Г.Н.И. завещания оставлено не было.
В этой связи имущество, оставшееся после смерти Г.Н.И., подлежит наследованию по закону.
Согласно положению ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследниками первой очереди по закону к имуществу Г.Н.И. являются её сын Никульшин С.Н. и дочь Щербакова Т.Н., родство с которыми подтверждено материалами дела (л.д. <данные изъяты>).
Иных наследников первой очереди судом не установлено. Наследственное дело к имуществу умершей Г.Н.И.. не заводилось. Щербакова Т.Н. в судебном заседании отказалась от принятия наследства в пользу истца.
Для включения в наследственную массу какого-либо имущества, суду должны быть представлены неоспоримые доказательства принадлежности такого имущества наследодателю на праве собственности.
Как указал истец Никульшин С.Н., его матери Г.Н.И. принадлежал на праве собственности земельный участок, площадью 6,7 га., расположенный по адресу: <данные изъяты>, выделенный для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Рассматривая требование истца о признании за ним права собственности на данный земельный участок в порядке наследования по закону, суд исходит из следующего.
Так, происходившие в государстве в 1990-х годах изменения в сфере сельскохозяйственного производства осуществлялись на основании Закона РСФСР от 23.11.1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», целью которого было перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР.
В ходе проведения данной реформы было предусмотрено наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Реорганизация совхозов осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в силу которого коллективы совхозов, использующие землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, обязаны были до 01.03.1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой формам собственности.
В развитие данного Указа были приняты два Постановления Правительства РФ: от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», которыми урегулирован порядок проводимой реорганизации.
На основании данных нормативных актов колхозы и совхозы должны были осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в том числе по желанию членов трудового коллектива предусмотрено право по образованию товариществ с ограниченной ответственностью (ТОО), при этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями).
Судом установлено, общим собранием трудового коллектива совхоза «Ладушкинский» от 19.08.1992 г. было принято решение о реорганизации совхоза «Ладушкинский» в ТОО «им. Ладушкина» и выборе формы собственности на землю.
19.08.1992 г. был подписан Учредительный договор, согласно которому учредители – рабочие совхоза в количестве 285 человек создали товарищество закрытого типа им. Ладушкина. Уставной капитал при создании составлял 6809000 рублей.
При этом в списке учредителей, являющемся приложением к данному договору, Г.Н.И.. не значится.
Решением №138 от 11.12.1992 г. Багратионовского районного Совета народных депутатов Калининградской области ТОО «им. Ладушкина» были предоставлены бесплатно земельные угодья площадью 3022 га. на праве коллективно-долевой собственности для ведения совместного ведения сельскохозяйственного производства.
В этой связи при реорганизации совхоза «Ладушкинский» в ТОО «им. Ладушкина» пенсионер Г.Н.И.. была наделена земельным и имущественным паем, земельный пай составлял 6,7 га.
Постановлением администрации Багратионовского района Калининградской области №471 от 06.07.1994 г. комитету по земельным ресурсам и землеустройству было предписано выдать членам ТОО «им. Ладушкина» свидетельства о праве собственности на землю согласно прилагаемым спискам, в котором указана и Г.Н.И.. (л.д. <данные изъяты>).
25.07.1994 г. Багратионовским райкомземом Г.Н.И.. было выдано свидетельство на право собственности на земельную долю 6,7 га., расположенную в <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).
Из пояснений истца следовало, что Г.Н.И. с целью создания крестьянско-фермерского хозяйства был выделен в натуре в собственность бесплатно её земельный пай - земельный участок, площадью 6,7 га.
На основании действовавшей до 16.06.2003 г. статьи 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 (ред. от 21.03.2002) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка (п. 1); после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лиц (п. 2); районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу (п. 3), а в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.06.2000 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В нарушение ст.ст. 4, 5, 9 Закона РСФСР № 348-1 от 22.11.1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, крестьянское хозяйство Г.Н.И. фактически не было создано и зарегистрировано в установленном порядке ни в районном Совете депутатов, ни в последующем - в налоговом органе в нарушение ст. 5 Федерального закона от 11.06.2000 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», что не оспаривалось при рассмотрении настоящего дела самим истцом.
Участок до настоящего времени не сформирован в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, не освоен, поставлен на кадастровый учет лишь 18.11.2003 г. после смерти Г.Н.И. в качестве декларативного участка.
После принятия решения о предоставлении земельного участка для крестьянского хозяйства какие-либо действия, направленные на реализацию данного решения Г.Н.И. не предпринималось, что свидетельствует о том, что Г.Н.И. фактически отказалась от прав на земельный участок, в связи с чем данный земельный участок после смерти Г.Н.И., последовавшей 06.09.2002 г., в состав наследства включен быть не может.
Кроме того, материалы дела не содержат достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что выдел земельного участка в счет земельной доли наследодателем Г.Н.И. был завершен, право собственности последней на земельный участок не зарегистрировано в установленном порядке, в связи с чем истец вправе ставить вопрос о включении в состав наследства только земельной доли.
Кроме того, сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путем наделения их членов (работников) правом на земельный пай, законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
В соответствии с п. 2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Оценив приведенные нормы закона и установленные по делу обстоятельства, спорная земельная доля в ситуации, когда собственник земельной доли (наследодатель Г.Н.И.) не совершила распорядительных действий в ее отношении в течение длительного периода времени, отвечает признакам невостребованной земельной доли, вследствие чего также не может быть постановлен вопрос о включении её в состав наследства.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе Никульшину С.Н. в удовлетворении его требований о признании права собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 6,7 га., расположенный по адресу: <данные изъяты>, в порядке наследования по закону после смерти матери Г.Н.И.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Никульшина С.Н. к администрации МО «Багратионовский городской округ» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 апреля 2019 года.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья А.Э. Жесткова
Секретарь: О.А. Матросова