РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Золотавина А.В., при секретаре судебного заседания Кабатовой С.О., с участием бывшего военнослужащего войсковой части № Петрова , представителя командира войсковой части № № Алексеенко С.М., а также помощника военного прокурора гарнизона Лобанова В.В., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению первого об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и командира войсковой части №, связанных с исключением из списков личного состава воинской части, а также с изменением даты сдачи дел и должности,
УСТАНОВИЛ:
Петров А.М. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения своих требований, просит обязать Министра обороны РФ внести изменения в приказ от <дата> №, изменить дату сдачи им дел и должности на <дата>, изменить дату исключения из списков личного состава воинской части на <дата>, с учетом основного отпуска за <дата> год сроком на суток, пропорционально прослуженному времени, обеспечить положенным денежным довольствием за указанный период, обязать командира войсковой части № обеспечить вещевым имуществом установленным порядком, а также возместить ему судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере руб.
В обоснование своего заявления Петров А.М. указал, что оспариваемым приказом он исключен из списков части с <дата>, согласно этому приказу сдал дела и должность с <дата>, однако фактически дела и должность не сдавал, рапорт об этом не писал и акты не подписывал, находился в отпуске, с данным приказом был ознакомлен <дата> При этом с <дата> указанную должность он фактически не исполнял, ее принял и исполнял другой назначенный на должность военнослужащий, окончательный расчет при увольнении с ним произведен <дата>, при этом вещевым имуществом он не обеспечен и накладную на вещевое имущество получил <дата>
Представитель командира войсковой части № Алексеенко С.М. указал, что оспариваемый приказ доведен до заявителя <дата>, при этом фактически дела и должность заявитель сдал <дата>, поскольку с <дата> указанную должность исполняет майор ФИО6, который на нее назначен, принял дела и должность, о чем издан соответствующий приказ. В выдаче вещевого имущества заявителю отказано не было, имеющееся на складе вещевое имущество он может получить установленным порядком согласно накладной.
Министр обороны РФ, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл и своего представителя не направил.
Заслушав заявителя, представителя командира войсковой части № Алексеенко С.М., заключение прокурора Лобанова В.В., полагавшего требования обоснованными, изучив материалы дела, военный суд считает, что заявление Петрова А.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ от <дата> № Петров А.М., уволенный с военной службы по истечении срока контракта приказом Министра обороны РФ от <дата> №, сдал дела и должность с <дата> и исключен из списков личного состава войсковой части № с <дата>
Как пояснил сам заявитель, что подтверждается его подписью на копии приказа, с приказом он ознакомлен <дата>
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение) военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Как следует из выписки лицевого счета заявителя и расчетного листа ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ) окончательный расчет при увольнении с заявителем произведен <дата>, путем перечисления денежных средств на банковский счет, что является достаточным основанием для изменения даты исключения из списков части в порядке п. 16 ст. 34 Положения до даты производства с заявителем полного расчета.
Кроме этого, пунктом 38 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее – Порядок), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты (далее - надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности).
На основании пункта 39 Порядка ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания.
Таким образом, издание приказа соответствующего командира (начальника) о сдаче военнослужащим дел и должности является юридическим фактом для определения конечной даты исполнения военнослужащим должностных обязанностей по занимаемой воинской должности, после издания данного приказа военнослужащий не исполняет обязанности по данной воинской должности и права на ежемесячные дополнительные выплаты (надбавки) не имеет.
При этом, военный суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходит военную службу, как правило, на воинской должности. Возможность прохождения военной службы не на воинских должностях существенно ограничена и допускается только лишь в прямо предусмотренных законом случаях, которые в силу п. 4 ст. 42 названного Федерального закона предполагают зачисление военнослужащего в распоряжение. Иные случаи прохождения военной службы не на воинских должностях могут устанавливаться лишь специализированными нормативно-правовыми актами. Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы). В соответствии со ст. 13 указанного Положения при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части военнослужащий может быть зачислен в распоряжение командования.
Как видно из расчетных листов ЕРЦ денежное довольствие заявителю по воинской должности (с учетом перерасчета) произведено с <дата> без ежемесячных дополнительных выплат (надбавок).
Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ от <дата> № на ранее занимаемую заявителем воинскую должность назначен майор ФИО6, который с <дата> принял дела и должность и вступил в исполнение служебных обязанностей.
Принимая во внимание, что Петров А.М. уволен с военной службы, на ранее занимаемую им воинскую должность назначен другой военнослужащий, который ее и с <дата> вступил в исполнение служебных обязанностей, заявитель фактически занимал указанную воинскую должность по <дата>, поскольку приказ о сдаче дел и должности ранее до него доведен не был, поэтому он имеет право на получение ежемесячных дополнительных выплат (надбавок) в ранее установленном размере по <дата> включительно.
Согласно с п. 1 ст. 29 Положения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск на основании приказа командира воинской части, при этом в соответствии с п. 4 данной статьи продолжительность отпуска за службу в отдаленной местности увеличивается на 5 суток.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 29 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае, когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.
На основании п. 16 ст. 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы, они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками с исключением военнослужащего из списков личного состава воинской части по окончании последнего из отпусков.
Поскольку дата исключения заявителя подлежит изменению на <дата>, основной отпуск за <дата> год, пропорционально прослуженному времени, заявителю не предоставлен, на основании п. 3 ст. 29 Положения на день исключения из списков личного состава ему должен быть производен расчет и предоставление неиспользованного времени основного отпуска за <дата> год.
Принимая во внимание, что после даты исключения из списков личного состава с <дата> заявитель к исполнению обязанностей военной службы не привлекался, дата исключения из списков части подлежит изменению на <дата>, что превышает предоставление ему суток основного отпуска за <дата> год, пропорционально прослуженному в <дата> году времени (45:12х1), с учетом округления количества неполных суток в сторону увеличения, и 5 суток за службу в отдаленной местности, в порядке п. 1, 3, 4, 16 ст. 29 Положения, поэтому военный суд приходит к выводу, что право заявителя на отдых не нарушено.
Что касается требования заявителя по обеспечению вещевым имуществом, данное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При этом, военный суд считает необходимым отметить, что согласно копии рапорта заявителя от <дата> к командованию войсковой части № по обеспечению вещевым имуществом заявитель обратился указанного числа, путем направления заказного почтового отправления.
Как следует из ответа командира войсковой части № от <дата> заявителю предложено прибыть за получением вещевого имущества согласно накладной.
Согласно пояснений сторон и накладной вещевой службы войсковой части № № от <дата> заявителем при увольнении не получено положенное к выдаче вещевое имущество.
Как пояснил сам заявитель ранее он получал имущество, которое было на вещевом складе, в вещевую службу для получения или замены невыданного вещевого имущества обратился после исключения из списков личного состава, поскольку ему обещали произвести замену невыданного вещевого имущества при поступлении.
Кроме того, анализ норм, содержащихся в п. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 26 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390, позволяет суду сделать вывод, что обеспечение военнослужащих вещевым имуществом по своему функциональному предназначению законодателем предусмотрено в целях осуществления ими своей служебной деятельности в период прохождения военной службы, а потому доводы заявителя о необходимости восстановления в списках личного состава в связи с неполучением вещевого имущества в порядке требований п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военный суд признает несостоятельными.
Более того, пункт 21 указанных Правил допускает возможность обеспечения военнослужащих иным вещевым имуществом в счет положенного к выдаче имущества по норме снабжения, но не полученного ранее, если его стоимость не превышает стоимости заменяемых предметов вещевого имущества, а потому доводы заявителя об отказе получения замены невыданного вещевого имущества имеющимся в наличии являются необоснованными, поскольку при отсутствии на складе предметов вещевого имущества замена допускается.
Признавая длительное неполучение заявителем предметов вещевого имущества заблаговременно – до увольнения с военной службы – сознательным нарушением своих прав, военный суд приходит к выводу, что это обусловлено позицией самого заявителя, фактически не пожелавшего быть обеспеченными вещевым имуществом в период прохождения военной службы, в том числе различными способами, а потому считает данное нарушение малозначительным и несущественным для восстановления в списках личного состава, в связи с чем, достаточных оснований для восстановления заявителя в списках части в порядке требований п. 16 ст. 34 Положения, военный суд не усматривает, право заявителя на обеспечение вещевым имуществом может быть восстановлено без отмены приказа об исключении из списков части.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой заявителем государственной пошлины, подлежат ему возмещению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Петрова – удовлетворить.
Обязать Министра обороны Российской Федерации внести изменения в приказ от <дата> №, изменить дату сдачи Петровым А.М. дел и должности на <дата>, а также изменить дату исключения из списков личного состава воинской части на <дата>, с учетом основного отпуска за <дата> год сроком на суток, пропорционально прослуженному времени, и обеспечить положенным денежным довольствием за указанный период.
Обязать командира войсковой части № обеспечить Петрова А.М. вещевым имуществом установленным порядком.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Петрова судебные расходы в размере ) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме <дата>.
Председательствующий по делу А.В. Золотавин