Дело № 2 - 935/2021 год
УИД 73RS0006-01-2021-001946-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
при секретаре Карпенко Ю.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области и Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о прекращении права собственности на земельные доли Журавлевой А.Д., Никулаевой Е.Ю., Поселеновой К.В., Тулузакова Н.И., Кузнецова В.В., Маклаковой А.М., Убина В.П., Исаева И.П., Костина Н.Н., Черняйкиной Р.С. и признании права муниципальной собственности на земельные доли,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение» обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области, в котором просила прекратить право общей долевой собственности Журавлевой А.Д., Никулаевой Е.Ю., Поселеновой К.В., Тулузакова Н.И., Кузнецова В.В., Маклаковой А.М., Убина В.П., Исаева И.П., Костина Н.Н., Черняйкиной Р.С. на невостребованные земельные доли (размер одной земельной доли составляет 9,55 га сельскохозяйственных угодий) из земельного участка с кадастровым номером 73:02:013401:1, расположенного по адресу: СПК «Луговой» Барышского района Ульяновской области и признать право муниципальной собственности на эти земельные доли.
Мотивируя свои требования, истец указал, что в соответствии Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация МО «Малохомутерское сельское поселение» провела работу по выявлению и составлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Установлено, что 21 октября 1994 года постановлением Главы Барышского района № 227 в список граждан, являющихся собственниками земельных долей СПК «Луговой» были включены Журавлевой А.Д., Никулаевой Е.Ю., Поселеновой К.В., Тулузакова Н.И., Кузнецова В.В., Маклаковой А.М., Убина В.П., Исаева И.П., Костина Н.Н., Черняйкиной Р.С.. Размер земельной доли 9,55 га сельскохозяйственных угодий. Определен земельный участок с кадастровым номером 73:02:013401:1, расположенный по адресу: СПК «Луговой» Барышского района.
В ходе проведенной работы установлено, что указанные выше лица умерли и после их смерти наследственные дела не заводились.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ в газете «Ульяновская правда» № 42 от 22 июня 2021 года был опубликован список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. В этом же информационном сообщении сообщалось о созыве общего собрания участников долевой собственности по вопросу признания земельных долей указанных выше граждан невостребованными.
Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок не состоялось из-за неявки граждан. В связи с этим собрание было признано несостоявшимся, и 24 сентября 2017 года протокол был подписан только главой и специалистами администрации, присутствующими на собрании. Постановлением № 38-А от 25 октября 2021 года администрацией МО «Малохомутерское сельское поселение» утвержден список лиц, земельные доли которых являются невостребованными.
В последующем представитель администрации муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение», Горбунова Е.В. требования уточнила. Просила только признать право муниципальной собственности МО «Малохомутерское сельское поселение» на 10/427 земельных долей (по 9,55 га) каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:02:013401:1, расположенный по адресу: СПК «Луговой» Барышского района Ульяновской области.
Судом к участию по делу в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Стороны, а также третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области надлежащим образом извещенные о дне слушания дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Возражений по иску не представлено.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» в Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введена статья 12.1.
В силу положений пункта 1 статьи 12.1 вышеуказанного Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.2).
Таким образом, законодатель установил, что невостребованными могут быть признаны только те земельные участки, сведения о собственниках которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, то есть такое право не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке.
Пунктами 3-8 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрен порядок признания земельной доли невостребованной и обращения её в муниципальную собственность. А именно, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
По смыслу приведенного Федерального закона целью установления данной процедуры является необходимость постоянного использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с целевым назначением, поэтому в случае если собственник не имеет намерения самостоятельно использовать принадлежащий ему объект, он обязан распорядиться им таким образом, чтобы обеспечить надлежащее использование третьим лицом.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» 21 октября 1994 года Главой Барышского района было вынесено постановление № 227 «О выдаче свидетельств на праве собственности на землю гражданам СПК «Осокинский», «Луговой», «Лесной», колхоза им. Мичурина.
Этим же постановлением утвержден список граждан, являющихся собственниками земельных долей (паев) СПК «Луговой», в числе которых Журавлева А.Д., Никулаева Е.Ю., Поселенова К.В., Тулузаков Н.И., Кузнецов В.В., Маклакова А.М., Убин В.П., Исаев И.П., Костин Н.Н., Черняйкина Р.С..
Согласно Реестра наследственных дел наследственные дела после указанных лиц не заводились. Соответственно, наследники отсутствуют.
В газете «Ульяновская правда» № 42 от 22 июня 2021 г. был опубликован список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. В этой же газете сообщалось о времени и месте проведения общего собрания участников общей долевой собственности на земельные доли СПК «Луговой» по вопросу утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
По поводу спорных земельных долей в установленный срок никаких заявлений не поступало. Общее собрание собственников земельных долей, назначенное на 24 сентября 2021 года не состоялось по причине их неявки.
Постановлением Главы администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» от 25 октября 2021 года утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными из земель СПК «Луговой», в числе которых Журавлева А.Д., Никулаева Е.Ю., Поселенова К.В., Тулузаков Н.И., Кузнецов В.В., Маклакова А.М., Убин В.П., Исаев И.П., Костин Н.Н., Черняйкина Р.С.
Изложенные обстоятельства указывают на то, что принадлежавшие указанным лицам земельные доли можно отнести к невостребованным, при этом следует учесть, что при установлении земельным долям статуса невостребованных, истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю в полном объеме.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области привлечено в качестве соответчика по настоящему гражданскому делу.
Исходя из ч. 1 ст. 4, п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ право выбора ответчика принадлежит истцу.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432, пункты 5 и 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Выморочное имущество (за исключением жилых помещений), при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в силу фактов, указанных в пункте 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Перечисленные функции Росимущество реализует через свои территориальные управления.
Следовательно, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. В данном случае спорная земельная доля не была принята Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области как выморочное.
Вместе с тем, положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них.
Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена пунктом 2 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
По мнению суда невостребованные земельные доли, принадлежавшие Журавлевой А.Д., Никулаевой Е.Ю., Поселеновой К.В., Тулузакову Н.И., Кузнецову В.В., Маклаковой А.М., Убину В.П., Исаеву И.П., Костину Н.Н., Черняйкиной Р.С. подлежат передаче в собственность муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение» Барышского района Ульяновской области и надлежащим ответчиком по делу является Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.
При изложенных обстоятельствах в иске к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 10/427 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ 9,55 ░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 73:02:013401:1, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░..
░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №4 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░