Решение по делу № 12-132/2021 от 13.05.2021

                                                                                                          Дело № 12-132/2021

Р Е Ш Е Н И Е

    06 июля 2021 года     Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Атаманюка Г.С., с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – адвоката Антонова А.В., рассмотрев жалобу администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым на постановление ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора), государственного инспектора РФ в области окружающей среды ФИО1 от 29 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области окружающей среды ФИО1 от 29 апреля 2021 года администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (далее – администрация Угловского поселения) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ с назначение наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

    Не согласившись с вышеуказанным решением, администрация Угловского поселения обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить. Жалоба, с учётом дополнений, мотивирована тем, что в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований указано, что обследование проводилось с 08.00 часов 19 апреля 2021 года до 08.30 часов 19 декабря 2021 года, что не соответствует действительности. Указанный акт не содержит в себе данных об отборе образцов почв. В протоколе об административном правонарушении указано иное лицо – Администрация города Алушты Республики Крым. Таким образом, протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством. Кроме того, материалы дела об административном правонарушении не содержат правовых обоснований привлечения к административной ответственности администрацию Угловского сельского поселения, поскольку Угловское сельское поселение не обладает полномочиями в сфере муниципального земельного контроля. Администрацией поселения был принят нормативно правовой акт, предусматривающий запрет складирования и захламления земли на территории с. Угловое, поэтому доводы инспектора о бездеятельности администрации являются надуманными. Кроме того, при проверке информации о складировании грунта на территории с. Угловое, на основании распоряжения главы администрации была проведена проверка по данному факту и комиссией было установлено лицо, которое в апреле 2021 года произвело выгрузку земляного грунта для подсыпки дороги в районе <адрес>ФИО2 Но на момент возбуждения дела об административном правонарушении, инспектором Росприроднадзора лицо, виновное в нарушении природоохранного законодательства установлено не было, а администрация поселения безосновательно привлечена к ответственности. При таких обстоятельствах заявитель полагает, что обжалуемое постановление является незаконным, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению.

    В судебном заседании защитник администрации Угловского сельского поселения адвокат Антонов А.В. полностью поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

    Представитель административного органа - Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, извещённый надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам:

В силу положений ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

    В соответствии с пунктом 8 части 2, частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

    В соответствии с ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса), повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приёмов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействие выражается в невыполнении лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 19 апреля 2021 года в период с 08.00 до 08.30 часов Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора проведён плановый (рейдовый) осмотр акватории и прибрежной защитной полосы Черного моря в административно-территориальных границах Бахчисарайского района, по результатам которого установлено, что в водоохранной зоне Черного моря на территории с. Угловое Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (на землях сельского поселения) по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале , установлен факт складирования отходов производства и потребления (грунта от землеройных работ, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий) вне специально оборудованных для этих целей мест, общей площадью 36м2, вследствие чего нанесён вред почвам, как объекту охраны окружающей среды, а именно: в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам, как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238), размер вреда за прикрытие её поверхности объектами (отходами производства и потребления) составил 38 880 рублей.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что складирование отходов производства и потребления осуществил гр-н ФИО2 с целью их дальнейшего использования для подсыпки дороги, но не смог их использовать из-за погодных условий.

Между тем, должностным лицом, со ссылкой на требования Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сделан вывод о том, что администрация Угловского сельского поселения обязана была обеспечить соблюдение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами производства и потребления и охраны земельных ресурсов. В данном конкретном случае бездействие администрации Угловского сельского поселения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако, с данными выводами не может согласиться суд.

В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на нарушение которой ссылается государственный инспектор, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

Частью 3 статьи 51 указанного Закона установлено, что отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 названного Закона, под отходами производства понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» (п. 5), в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).

Однако, материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что объекты, обнаруженные на ул. Набережной в с. Угловом являются отходами и соответствуют критериям, предъявляемым к отходам производства и потребления вышеприведёнными нормативными актами. Обжалуемое постановление, а также материалы дела об административном правонарушении не содержат данных о том, в чем конкретно выразилось бездействие администрации Угловского сельского поселения, какие требования законодательства нарушены в результате такого бездействия.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что материалы дела не содержат безусловных и неопровержимых доказательств совершения администрацией Угловского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора), государственного инспектора РФ в области окружающей среды ФИО1 от 29 апреля 2021 года о назначении административного наказания администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ нельзя признать законными и обоснованными, указанное решение подлежит отмене, а дело возвращению в административный орган на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо дать оценку выявленным фактам, устранить иные имеющиеся противоречия, проверить надлежащим образом доводы администрации Угловского сельского поселения и принять законное и обоснованное решение.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым удовлетворить частично.

Постановление ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора), государственного инспектора РФ в области окружающей среды ФИО1 от 29 апреля 2021 года о назначении административного наказания администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ - отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым возвратить в Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на новое рассмотрение.

    Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Судья                                                                          Г.С. Атаманюк

12-132/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Администрация Угловского сельского поселения
Другие
Антонов Алексей Владиславович
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Атаманюк Герман Степанович
Статьи

ст.8.2 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
bahchisarai--krm.sudrf.ru
13.05.2021Материалы переданы в производство судье
04.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Судебное заседание
06.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
14.08.2021Вступило в законную силу
16.08.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее