Решение по делу № 2-640/2020 (2-3476/2019;) ~ М-3418/2019 от 26.12.2019

Дело № 2-640/2020

УИД 42 RS 0002-01-2019-004994-14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Белово Кемеровская область 20 февраля 2020 года

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Логвиненко О.А.

при секретаре Грунтовой О.В.,

при участии:

- истца Богомоловой С.А., ее представителя Мочаловой Е.В.,

- третьего лица Богомолова М.В.,

- представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Винокуровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богомоловой С.А. к Администрации Краснобродского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,

УСТАНОВИЛ:

Богомолова С.А. обратилась в суд с иском к Администрации Краснобродского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. ею с Администрацией г. Белово был заключен договор социального найма жилого помещения , согласно которому Наймодатель (Администрация г. Белово) передал ей и членом её семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире (доме) общей площадью 35,0 кв. метров, жилой площадью 17,5 кв.метров, по адресу: <адрес> для проживания в нем.

В указанной квартире проживали она и её супруг Богомолов М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное жилье для них единственное, иного жилья они не имеют.

На основании закона Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ года поселок городского типа Краснобродский исключен из административного подчинения администрации города Белово, отнесен к категории поселка городского типа областного подчинения. Поселок Артышта передан из административного подчинения администрации города Белово в административное подчинение администрации поселка городского типа Краснобродский.

В связи с вступлением в законную силу названного Закона Кемеровской области, указанная выше квартира является муниципальной собственностью Краснобродского городского округа.

В последующем в квартире стало невозможно жить из-за ветхости дома. Жильцы из других помещений выехали из своих квартир. Остались в доме проживать только она с мужем. В связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась в администрацию Краснобродского городского округа с вопросом переселения в другое жилое помещение. От работников администрации ей стало известно, что еще в ДД.ММ.ГГГГ году дом, в котором находится жилое помещение, межведомственной комиссией признан непригодным для проживания. Глава Краснобродского городского округа Недогода З.Г. на личном приеме пообещала в ближайшее время разрешить вопрос по предоставлению жилья взамен непригодного, а на период пока вопрос решается, ей с супругом будет предоставлено временное жилье. Также ей было предложено представить документы для признания нуждающейся в жилом помещении, что и было сделано. В соответствии с Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ её семья признана нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, её семья поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории «граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными ля проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу» на основании ст. 52 ЖК РФ, п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 г. №129-03.

Письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ г. она была уведомлена, что по решению комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. ей будет предоставлено жилое помещение для временного проживания по мере освобождения жилых помещений муниципального жилищного фонда Краснобродского городского округа.

В ДД.ММ.ГГГГ года администрацией ей было предложено для временного проживания, пока решается жилищный вопрос (как следует из пояснений работников администрации), помещение по адресу: <адрес> общей площадью 18,3 кв.м.

Из-за того, что состояние дома грозило обрушением, нахождение в квартире было опасно для жизни и здоровья, она согласилась на вселение в предложенное помещение, надеясь, что в ближайшее время вопрос с предоставлением другого жилья будет разрешен.

ДД.ММ.ГГГГ г. был заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес> для временного проживания в нем сроком до ДД.ММ.ГГГГ <адрес> к истечению срока действия договора ей снова представлен для заключения договор от ДД.ММ.ГГГГ г. найма того же служебного жилого помещения для проживания в нем до ДД.ММ.ГГГГ года.

В настоящее время жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> полностью разрушился, фактически отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась к ответчику с письменным заявлением, в котором просила разобраться со сложившейся ситуацией и решить вопрос по предоставлению ей взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> во внеочередном порядке по договору социального найма другого благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим нормам жилого помещения общей площадью не менее 35,0 кв. метров.

На заявление ответчиком представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он указывает на отсутствие оснований для предоставления её семье жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на ст. 49, 52, 57 ЖК РФ и на то, что на основании распоряжения администрации Краснобродского администрации Краснобродского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда» в признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма отказано.

Также из содержания письма следует, что Закон Кемеровской области от 17.11.2006 г. № 129-03, на основании которого она поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, какого-либо внеочередного порядка предоставления жилых помещений не предусматривает. Жилые помещения гражданам, принятым на учет на основании данного Закона, предоставляются в порядке общей очередности независимо от категории гражданина, наличия какого-либо <данные изъяты> или других условий. На основании чего жилое помещение будет предоставлено в порядке общей очередности, установленной Списком граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Краснобродского городского округа.

В этом же письме ответчик указывает на то, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес> на основании региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ г. в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на годы» включен в план переселения по этапу ДД.ММ.ГГГГ года. Жилое помещение в рамках осуществления переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет предоставлено ей не позднее ДД.ММ.ГГГГ года и будет равнозначным по общей площади, занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> а именно не менее 34,7 кв.м.

Считает, что ответчиком нарушаются её жилищные права и законные интересы, поскольку последствия признания многоквартирного жилого дома непригодным для проживания регулируются специальными нормами жилищного права.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, снимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать остановленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. С согласия в письменной форме граждан жилое помещение может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений о основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Из вышеуказанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

На основании указанных правовых норм следует, что взамен непригодного жилого помещения ответчиком должно быть предоставлено по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не менее ранее занимаемого. Учитывая, что в настоящее время в указанном выше жилом помещении проживание невозможно в связи с его разрушением, суд может обязать ответчика предоставить ей помещение взамен непригодного для проживания во внеочередном порядке независимо от наличия плана и срока сноса дома, плана и срока переселения из него граждан.

Признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении вопроса о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 85-89 ЖК РФ, ст. 131, 132 ГПК РФ, просит обязать администрацию Краснобродского городского округа предоставить Богомоловой С.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение - квартиру общей площадью не менее 35 кв.м., отвечающую установленным требованиям, взамен непригодного для проживания жилого помещения.

К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечен Богомолов М.В., о чем постановлено определение суда от ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании истец Богомолова С.А., её представитель Мочалова Е.В. исковые требования поддержали, дали суду пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Богомолов М.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - Администрации Краснобродского городского округа по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Винокурова Н.Ю. представила суду письменные возражения на исковое заявление, дала суду пояснения аналогичные изложенному в письменных возражениях. Пояснила, что на основании региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на ДД.ММ.ГГГГ годы» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в план переселения по этапу ДД.ММ.ГГГГ года; жилое помещение будет предоставлено истице не позднее ДД.ММ.ГГГГ года и будет равнозначным ранее занимаемому жилому помещению. Учитывая трудную жизненную ситуацию семьи, Богомоловой С.А. в исключительном порядке предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании договора специализированного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ для временного проживания. Предоставление другого помещения по договору специализированного найма жилого помещения, по договору социального найма не представляется возможным ввиду отсутствия свободных помещений, а также отсутствия жилых помещений, удовлетворяющих требованиям равнозначности ранее занимаемому жилому помещению. Подтвердила, что дома по адресу: <адрес> не существует, он снесен. Просила в удовлетворении исковых требований Богомоловой С.А. о предоставлении ей вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью 35 кв.м. отказать.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Это конституционное положение получило развитие в текущем гражданском и жилищном законодательстве.

Согласно п. 3 ч.1. ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением лиц, указанных в части 2 данной статьи, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 №129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» граждане, местом жительства которых являются жилые помещения, признанные непригодными для проживания, или жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, при условии, что указанные жилые помещения являются для них единственными.

Согласно ст. 2 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 №129-ОЗ гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, законами Кемеровской области, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя жилого помещения, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно норме закона, закрепленной в ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

Как следует из ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации: если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно п. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В судебном заседании установлено, что Богомоловой С.А. и членам её семьи по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с Администрацией города Белово, передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 35 кв.м., жилой площадью 17,5 кв.м. по адресу: по адресу<адрес>

На основании закона Кемеровской области от 12.01.2006 года № 2-03 поселок городского типа Краснобродский исключен из административного подчинения администрации города Белово, отнесен к категории поселка городского типа областного подчинения. Поселок Артышта передан из административного подчинения администрации города Белово в административное подчинение администрации поселка городского типа Краснобродский.

В связи с вступлением в законную силу названного Закона Кемеровской области, указанная выше квартира являлась муниципальной собственностью Краснобродского городского округа.

Согласно заключению ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией сделан вывод о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 83-84).

Как следует из распоряжения Администрации Краснобродского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Богомоловой С.А. отказано в признании гражданина малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (л.д. 82).

Как следует из постановления Администрации Краснобродского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ истец Богомолова С.А., третье лицо Богомолов М.В. поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ, с п. 21 ч. 1, ст. 1 Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» (л.д. 60-64).

Богомолова С.А. обратилась к Главе Краснобродского городского округа Недогода З.Г. с заявлением о предоставлении её семье в связи с признанием жилого дома аварийным, подлежащим сносу временного помещения, что следует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 81).

В соответствии с условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ найма служебного жилого помещения Богомоловым предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> для временного проживания в нем сроком до ДД.ММ.ГГГГ г. Впоследствии был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ г. найма того же служебного жилого помещения для проживания в нем сроком до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 13-15).

В настоящее время жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> полностью разрушился, фактически отсутствует, что признала в судебном заседании представитель ответчика Винокурова Н.Ю.

В соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на ДД.ММ.ГГГГ годы» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в план переселения, планируемая дата окончания переселения -ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела и доводов представителя истца Мочаловой Е.В. следует, что помещение по адресу: <адрес> в котором проживают в настоящее время Богомолова С.А., Богомолов М.В. имеет общую площадь 18,3 кв.м., в том числе жилую площадь 11,8 кв.м., оно оборудовано лишь унитазом и раковиной, ванной комнаты и кухни в нем нет.

Согласно Решению Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставлении площади жилого помещения по договору социального найма составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи из 2 и более человек.

Оценивая каждое из представленных доказательств в отдельности на предмет относимости, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к следующему.

Доводы Администрации Краснобродского городского округа о том, что срок расселения граждан из дома по адресу <адрес> <адрес> не истек в рамках планового переселения, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку помещение, в котором проживала истец, разрушено по причине аварийного состояния и в настоящее время отсутствует.

Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, по мнению суда, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Как разъяснено в абзаце 5 раздела 3 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из этой правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел по искам граждан о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма вне очереди в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу необходимо принимать во внимание наличие решения Межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установленные органом местного самоуправления сроки сноса, а также опасность проживания в доме для жизни и здоровья человека с учетом состояния дома, критериев, по которым дом признан аварийным, и других обстоятельств.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что имеется решение Межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которое состоялось в ДД.ММ.ГГГГ году; совокупностью доказательств подтверждено физическое отсутствие дома из-за его аварийности, а с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу прошло более пяти лет, суд приходит к выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных требований.

Доводы возражений стороны ответчика о необходимости применения к данным правоотношениям сторон положения статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, а истец не состоит на учете на улучшение жилищных условий по договору социального найма как малоимущий граждан, суд находит несостоятельными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, в том числе, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В данном случае предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома носит компенсационный характер.

Указанная правовая позиция подтверждена и в «Обзоре судебной практики по делам связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.

Следовательно, предоставление жилого помещения истцу, обладающему в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не содержат дополнительных требований, таких как признание малоимущими и постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При этом доводы стороны ответчика о том, что истец Богомолова С.А. и третье лицо Богомолов М.В. были обеспечены жилым помещением путем предоставления им служебного помещения общей площадью 18,3 кв.м.. также не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку при таких обстоятельствах жилое помещение должно предоставляться на основании договора социального найма, общей площадью не менее ранее занимаемого.

При указанных обстоятельствах, проанализировав изложенные нормы закона, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования о предоставлении истцу во внеочередном порядке по договору социального найма пригодного для проживания, равноценного ранее занимаемому жилого помещения в границах населенного пункта – Краснобродский городской округ Кемеровской области являются обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Богомоловой С.А. к Администрации Краснобродского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания удовлетворить.

Обязать Администрацию Краснобродского городского округа предоставить во внеочередном порядке Богомоловой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилого помещения отдельное благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования - Краснобродский городской округ Кемеровской области, равнозначное ранее занимаемому- общей площадью не менее 35 кв.м.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд Кемеровской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения 24 февраля 2020 года.

Судья О.А. Логвиненко

2-640/2020 (2-3476/2019;) ~ М-3418/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Богомолова Светлана Александровна
Ответчики
Администрация Краснобродского городского округа
Суд
Беловский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвиненко О.А.
Дело на сайте суда
belovskygor--kmr.sudrf.ru
26.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2020Подготовка дела (собеседование)
16.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
24.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021Дело оформлено
03.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее